"Инструменты и приспособления для ручных работ" с использованием ИКТ в 5-м классе

Разделы: Технология


Цель: Способствовать формированию и развитию умений и навыков в работе с ручными инструментами.

Задачи:

  1. Научить пользоваться ручными инструментами.
  2. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
  3. Расширить круг знаний.

Оборудование:

  • компьютер;
  • экран;
  • проектор;
  • инструменты и приспособления для ручных работ (иглы, ножницы, см. лента, наперсток, мел, манекен, резец, распарыватель).

Форма урока: получение новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • настрой учащихся на работу;
  • доведение до учащихся плана урока.

2. Изложение учителем нового материала:

Теоретическое обучение проходит устно, с частичным ведением записей учениками. Учитель рассказывает об организации рабочего места, о правилах техники безопасности при выполнении ручных работ. Знакомит с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ, показывая их наглядно. Когда речь заходит о наперстке учитель показывает учащимся презентацию “Наперстки”.

Текст к презентации “Наперстки”. (см. Приложение 1).

Маленькие шедевры.

Наперсток, с помощью которого было создано множество прекрасных предметов, будь то одежда или аксессуары, со временем сам становится произведением искусства. А история его создания, как и декор, отражают события из жизни народов многих стран мира, свидетелем которых он стал.

И через сотни лет, в ХХI веке, наперсток, оставаясь утилитарным предметом и верным помощником портных, является изысканным произведением искусства, востребованным коллекционерами, и оригинальной сувенирной продукцией. Примером подобного оформления служит наперсток из Америки, украшенный памятником Аврааму Линкольну, который расположен в Вашингтоне. (см. Слайд 7).

У наперстка, превращенного в сувенир, появляется новая роль – привлечь внимание к стране, в которой он был создан. Так, например на современных наперстках из Испании можно встретить трогательное стилизованное изображение монаха-пилигрима. (см. Слайд 9).

Наперсток с изображением быка отдает дань корриде – яркому захватывающему зрелищу. (см. Слайд 10).

Неповторимость и оригинальность присущи наперсткам, выполненным мастерами Франции, которые и здесь увековечили свою любимую лягушку. (см. Слайд 11).

Знаменитая фарфоровая фабрика в Лиможе выпускает наперстки с изображением пасторальных сцен, выполненных сусальным золотом. (см. Слайд 12).

Любимыми сюжетами португальских мастеров являются жанровые сценки, витиеватые тонкие узоры, включающие инициалы будущего владельца или мастера и изображения птиц. Одним из любимых мотивов является петух. Этому предшествует легенда. Пилигрим из Галиции по пути к святым местам, остановился в маленьком городке Барсеуш, где был арестован по ложному обвинению в краже и приговорен к смерти через повешение. Пилигрим добился встречи с судьей, который собирался поужинать жареным петухом. В ответ на клятвенные заверения пилигрима в невинности судья сказал, что поверить в это не может, как и в то, что жареный петух оживет. И тут произошло чудо – петух ожил и закукарекал. Невинный человек был спасен. Петух же стал для Португалии символом справедливости и правосудия. (см. Слайд 13).

В декоре английских наперстков используется масса тематических сюжетов – от фрагментов картин великих художников до сцен из английской охоты, а также целые серии с необычными формами – в виде книги или забавных домиков. Можно сказать, что пристрастие к собиранию наперстков стало национальной чертой англичан, основавших даже Клуб коллекционеров наперстков. (см. Слайд 14).

3. На втором уроке учитель знакомит учащихся с терминологией ручных работ. Дает понятие о стежке, строчке, длине стежка, шва, ширине шва. Учащимися выполняется практическая работа по выполнению ручных стежков и строчек. Учитель инструктирует по ходу выполнения работы каждого учащегося. Концентрирует внимание учащихся на отдельных моментах выполнения задания.

Премечание: Приложение к уроку, можно получить у автора.

Используемая литература:

  1. “Уроки труда” 5 класс. Поурочные планы. Э.Ю. Глушков.
  2. “Поурочные планы с 5-8 класс”. Н.Б. Голондарева.
  3. Журнал “Ателье”. № 4/2007.