Урок русского языка в 3-м классе. "Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Обобщить знания.
  2. Разрабатывать навык правописания окончаний прилагательных мужского и среднего рода всех падежей.
  3. Развивать мышление, внимание, речь.
  4. Воспитывать интерес к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Рисунки: корабль, волны, пальма, бананы, зимний лес.
  2. Карточки к индивидуальной работе.
  3. Карточки с текстом.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Цель и тема (сообщение)

В 1492 Колумб совершил кругосветное плавание вокруг света. Сделал много открытий, побывал на многих островах, встречались ему разные животные.

Вот и мы с вами сегодня попутешествуем на нашем корабле по островам, на которых живут разные животные. Они не учатся в школе, поэтому не знают русского языка. Нам с вами надо будет помочь им в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода.

- Перед отправлением я хочу вам дать совет:

На доске:

Команда на корабль собирайся,
И в дальнейший путь скорее отправляйся.
Ждут нас с вами острова,
На предложения смотрите,
И ответы мне скажите.

       ед. ч. м. р.

- Найдите прилагательное м. р. (Дальний путь) Какое окончание имеет?

Молодцы.

- А сейчас отправляемся в плавание (звучит музыка)

III. Каллиграфическая минутка:

Вот плывем мы по морям
Волны плещут по бортам
Море что-то забушевало
И задание на корабль нам прислало.

- Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в И. п.

ый ий ой ый

- Справились с заданием

Море успокоилось

Дает нам дальше дорогу

Полный ход!

IV.

- Плывет корабль наш плывет
А впереди нас остров ждет
Живет там попугайчиков семья
Бананы все они хотят
И что-то дружно мастерят. (нам задание)
Чтоб бананы получить
Надо словарные слова нам повторить.

А) Индивидуальная работа по карточкам (5 человек вставить окончание прилагательного и определить падеж)

Б) – Посмотрите на слова

- что их объединяет? (слов. слова; существ.)

Подберите к данным существ. подходящие по смыслу прилагательные.

По т. л. фону (городскому) Д.П.
О пут. шествии (интересном) П.П.
До гор. да (большого) Р.П.
На в.. зале (железнодорожном) П.П
Над бер. гом (обрывистым) Т.П.
На ш. (с, сс) е (широком) П.П.

Записали словосочетания в тетрадь.

- Вспомним, как определить падеж, род, число прилагательного? (по сущ.)

Сигнальные карт. : Определите род, число, падеж, у данных прилагательных.значениезначениезначение

Проверка.

Попугайчики довольные
Бананами всех угощают
В дальний путь нас провожают.

V. Четверостишия:

Плывет корабль на волнах
На раздутых парусах
Что-то видно там в дали
Посмотрите же слоны (моржи)
У слонов (моржей) заданье сложное
- Что за явление природное?

Учитель читает:

В.п.                                  

Небо пылает, как будто неведомая сила колеблет огромный занавес
Крупные, четкие складки украшают его.

                    Р.п.             Р.п.

Волны то красного, то зеленого света,

И.п.

Чередуясь, просятся по нему. Отдельное полотнище занавеса ярко вспыхивает и тут же бледнеет
(Северное сияние).

- Где можно наблюдать такое явление?

- Выпишите из текста словосочетания прилагательное + существительное м.р. ед. числа.

Проверка.

VI. 

С Вами слонам мы помогаем,
А они нам физ. минутку предлагают.

Физминутка: Море волнуется раз

VII.

Вот немного отдохнули
И к другому острову поплыли
Что-то видится в дали
И сверкают огоньки.

- Этот остров ждет гостей
С проплывавших кораблей
- Нет хозяина не видно,
Но лежит записка дивно,

! Хозяин острова написал, что нам нужно поработать с предложением.

Д.п.

Северный олень легко бродит по глубокому снегу.

- Найдите в предложении прилагательное м.р? (окончание, род, число, падеж).

- Из предложения выписать все словосочетания:

Проверка:

Олень северный
Бродит легко
Бродит по снегу
По снегу глубокому.
(Проверка)

- Грамматический разбор предложения (Один человек у доски).

- Кто догадался кто же хозяин этого острова?

- Где встречается северный олень? (Снежная королева).

Добрый северный олень провожает в путь детей.

Дружно дети живите и друг другу в трудный час вы помогите.

VIII. Работа с текстом:

Вот плывем уже домой
Дружной, всей одной семьей
Скоро встретимся с землей
И задачею одной.

Перед нами зимний лес, а в лесу лиса сидит
И на задание глядит, кто ее опередит?

Перед вами текст с описанием зимнего леса, но в предложениях пропущены прилагательные. Вам нужно списать текст, вставить подходящие по смыслу прилагательные.

Задание: У прилагательных выделить окончание определить падеж.

Зимний лес.

П.п.

Т.п.

Т.п.

Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Все засыпано пушистым
Т.п.

Т.п. Т.п.

П.п.
белым снегом. Все освещено ярким искристым светом. Хороши ели в снежном уборе.

П.п.

В морозном воздухе слышен каждый звук.

Давайте предложение проверим
Дружно мы себя оценим.

Итог урока:

С корабля сейчас сойдем
Итог урока подведем

- Назовите вопросы и имен прилагательных м.р., ед. числа.

X. Домашнее задание.