ЦЕЛИ:
- Обобщить знания.
- Разрабатывать навык правописания окончаний прилагательных мужского и среднего рода всех падежей.
- Развивать мышление, внимание, речь.
- Воспитывать интерес к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Рисунки: корабль, волны, пальма, бананы, зимний лес.
- Карточки к индивидуальной работе.
- Карточки с текстом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Цель и тема (сообщение)
В 1492 Колумб совершил кругосветное плавание вокруг света. Сделал много открытий, побывал на многих островах, встречались ему разные животные.
Вот и мы с вами сегодня попутешествуем на нашем корабле по островам, на которых живут разные животные. Они не учатся в школе, поэтому не знают русского языка. Нам с вами надо будет помочь им в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода.
- Перед отправлением я хочу вам дать совет:
На доске:
Команда на корабль собирайся,
И в дальнейший путь скорее отправляйся.
Ждут нас с вами острова,
На предложения смотрите,
И ответы мне скажите.
ед. ч. м. р. |
||
- Найдите прилагательное м. р. (Дальний путь) Какое окончание имеет? |
Молодцы.
- А сейчас отправляемся в плавание (звучит музыка)
III. Каллиграфическая минутка:
Вот плывем мы по морям
Волны плещут по бортам
Море что-то забушевало
И задание на корабль нам прислало.
- Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в И. п.
ый ий ой ый
- Справились с заданием
Море успокоилось
Дает нам дальше дорогу
Полный ход!
IV.
- Плывет корабль наш плывет
А впереди нас остров ждет
Живет там попугайчиков семья
Бананы все они хотят
И что-то дружно мастерят. (нам задание)
Чтоб бананы получить
Надо словарные слова нам повторить.
А) Индивидуальная работа по карточкам (5 человек вставить окончание прилагательного и определить падеж)
Б) – Посмотрите на слова
- что их объединяет? (слов. слова; существ.)
Подберите к данным существ. подходящие по смыслу прилагательные.
По т. л. фону (городскому) | Д.П. |
О пут. шествии (интересном) | П.П. |
До гор. да (большого) | Р.П. |
На в.. зале (железнодорожном) | П.П |
Над бер. гом (обрывистым) | Т.П. |
На ш. (с, сс) е (широком) | П.П. |
Записали словосочетания в тетрадь.
- Вспомним, как определить падеж, род, число прилагательного? (по сущ.)
Сигнальные карт. : Определите род, число, падеж, у данных прилагательных.значениезначениезначение
Проверка.
Попугайчики довольные
Бананами всех угощают
В дальний путь нас провожают.
V. Четверостишия:
Плывет корабль на волнах
На раздутых парусах
Что-то видно там в дали
Посмотрите же слоны (моржи)
У слонов (моржей) заданье сложное
- Что за явление природное?
Учитель читает:
В.п. |
||||
Небо пылает, как будто неведомая сила
колеблет огромный занавес Крупные, четкие складки украшают его. |
||||
Р.п. Р.п. |
||||
Волны то красного, то зеленого света, | ||||
И.п. |
||||
Чередуясь, просятся по нему. Отдельное
полотнище занавеса ярко вспыхивает и тут же
бледнеет (Северное сияние). |
- Где можно наблюдать такое явление?
- Выпишите из текста словосочетания прилагательное + существительное м.р. ед. числа.
Проверка.
VI.
С Вами слонам мы помогаем,
А они нам физ. минутку предлагают.
Физминутка: Море волнуется раз
VII.
Вот немного отдохнули
И к другому острову поплыли
Что-то видится в дали
И сверкают огоньки.
- Этот остров ждет гостей
С проплывавших кораблей
- Нет хозяина не видно,
Но лежит записка дивно,
! Хозяин острова написал, что нам нужно поработать с предложением.
Д.п.
Северный олень легко бродит по глубокому снегу.
- Найдите в предложении прилагательное м.р? (окончание, род, число, падеж).
- Из предложения выписать все словосочетания:
Проверка:
Олень северный
Бродит легко
Бродит по снегу
По снегу глубокому.(Проверка)
- Грамматический разбор предложения (Один человек у доски).
- Кто догадался кто же хозяин этого острова?
- Где встречается северный олень? (Снежная королева).
Добрый северный олень провожает в путь детей.
Дружно дети живите и друг другу в трудный час вы помогите.
VIII. Работа с текстом:
Вот плывем уже домой
Дружной, всей одной семьей
Скоро встретимся с землей
И задачею одной.Перед нами зимний лес, а в лесу лиса сидит
И на задание глядит, кто ее опередит?
Перед вами текст с описанием зимнего леса, но в предложениях пропущены прилагательные. Вам нужно списать текст, вставить подходящие по смыслу прилагательные.
Задание: У прилагательных выделить окончание определить падеж.
Зимний лес.
П.п. |
Т.п. |
Т.п. |
Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Все засыпано пушистым | ||
Т.п. |
|
П.п. |
белым снегом. Все освещено ярким искристым светом. Хороши ели в снежном уборе. | ||
|
||
В морозном воздухе слышен каждый звук. |
Давайте предложение проверим
Дружно мы себя оценим.
Итог урока:
С корабля сейчас сойдем
Итог урока подведем
- Назовите вопросы и имен прилагательных м.р., ед. числа.
X. Домашнее задание.