РЕПЕРТУАР: “Болтунья” С.Прокофьева – слуш., “Кто дежурные?” Д. Кабалевский – исп., Экспозиция 3-й части V симфонии Л.Бетховена – слуш., “Кузнец” И. Арсеева – исп. в ансамбле с учителем (Д.М.И.)
ЦЕЛИ:
- Развивать творческие способности и способности сравнивать, и делать выводы.
- Воспитать любовь к классической музыке.
- Научить понятию зерно интонации.
ЗАДАЧА: Усвоить и закрепить знания об интонации, её характерных особенностях и основных признаках.
НАГЛЯДНОСТЬ:
- Портреты: С.Прокофьева и Л.Бетховена.
- Карточки “Зёрна интонации”.
- Карточки с различными ритмическими рисунками.
- Карточки для детей “Составь ритм”.
- Детские музыкальные инструменты.
БЕСЕДА:
- Музыкальное приветствие
- Об интонации разговорной и музыкальной (напоминание, постановка проблемы).
- О зерне интонации (из чего она появляется и куда приводит)
- Игра: “Зерно интонации”
- Игра: “Угадай интонацию” (узнавание интонаций, закрепление знаний прошлого урока)
- О С.Прокофьеве (кратко), о произведении “Болтунья” (об особенностях интонации в этом музыкальном произведении)
- О зерне интонации в “Болтунье”, составление ритмического рисунка
- Напоминание интонации в песне “Кто дежурные?” (составление ритмического рисунка, исполнение песни с использованием ритмических движений)
- Игра: “Капитаны” (разминка)
- Напоминание о “Симфонии № 5” (знания 2-го класса) и о Л.Бетховене (слушание музыки и составление ритмического рисунка)
- Об особенностях интонации в песне “Кузнец”, составление ритмического рисунка и исполнение его на музыкальных инструментах.
- Игра: “Узнай ритм” (закрепление знаний, карточки с готовым ритмическим рисунком, по которым нужно узнать музыкальное произведение и карточки для составления ритма)
- Выводы. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Музыкальное прощание.
- Выход из класса.
ВЫВОД: Сегодня вы познакомились с понятием “Зерно интонации” и узнали, что большинство музыкальных произведений можно узнать по ритму или начальным фразам мелодии, которые легко запоминаются, т.е. по интонации можно вспомнить огромное музыкальное произведение.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ОЦЕНИВАНИЕ..
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОЩАНИЕ..
ХОД УРОКА
- Музыкальное приветствие.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием “Зерно интонации” и вспомните, что же такое интонация. А также поиграете на музыкальных инструментах и составите ритмические рисунки с помощью специальных полосочек. Итак, давайте вспомним, что же такое интонация? (Это мотив или ритмический рисунок, который помогает узнать песню или музыкальное произведение) А какие вы знаете интонации? (Разговорные и музыкальные)
- Теперь посмотрите внимательно на доску. Что здесь изображено? (Зерно) Что происходит с зерном, если его посадить в землю? (Оно начинает расти) Так и в музыке, если есть интонация, то из неё может вырасти огромное музыкальное произведение.
- Попробуйте угадать какие интонации бывают. (Ответы детей) Давайте проверим, какие бывают зёрна интонации. (Изобразительные, Выразительные, Ритмические и т.д.) Как много разных интонаций встречаются в музыке. А теперь давайте поиграем в игру “Угадай интонацию”
- Сейчас вы послушаете музыкальное произведение, скажете мне, какая интонация встречается в нём. Возможно, она будет там не одна. (“Болтунья” - ритмическая, выразительная, резкая, яркая)
- В этом музыкальном произведении много интонаций, но есть одна главная по которой мы можем узнать музыкальное произведение – Ритмическая.
- Давайте составим ритмический рисунок этой музыки и узнаем, каких звуков больше, коротких или длинных. (- - - - - - - -) А кто же написал эту музыку? (С.Прокофьев) Да, Сергей Прокофьев написал большое количество музыкальных произведений, в том числе и знаменитую симфоническую сказку “Петя и волк”.
- В этой сказке Петя был пионером. А пионеры помогают маленьким, если у них что-то не получается. А что ещё в школе делают ученики (Учатся, играют на переменах, делают уроки, дежурят по классу) Вот и мы с вами вспомним, кто у нас дежурные. (“Кто дежурные” - работа над песней) Песню мы вспомнили, а какие же в ней главные зёрна интонации по которым можно узнать песню? (Вопросительная и утвердительная интонации) А теперь давайте составим ритмический рисунок этой песни, чтобы было легче покажите ритм движением руки (? ? ? - -) А теперь исполним эту песню по ролям и те, кто поют, поднимаются с места.
- Дежурными мы были, а теперь давайте станем капитанами. (Игра “Капитаны”)
- Вот мы с вами отдохнули, а теперь продолжим урок. Я вам наиграю мелодию из трёх нот с характерным ритмом, а вы мне скажите, что это за музыка. (“Симфония № 5”) А кто написал это музыкальное произведение? (Л.Бетховен) Да, это немецкий композитор современник Моцарта, который был и остаётся великим композитором. Сейчас мы послушаем это великое произведение, а вы попробуйте сами определить главное зерно интонации и ритмический рисунок начальной фразы. (Сильная, ритмическая интонация. - - - -)
- молодцы вы справились с этим сложным заданием. Эту интонацию Бетховен называл “Так судьба стучится в двери”. А какую вы знаете старую профессию в которой необходимо целый день стучать молотом? (Кузнец) Сейчас я исполню песню про кузнеца, вы определите главное зерно интонации и составите ритмический рисунок, а потом мы вместе постучим ритм этой песни на музыкальных инструментах. (Ритмическая, чёткая интонация. - - -) Игра на музыкальных ударных инструментах.
- А теперь с играем в игру “Узнай ритм”. У меня на доске находятся карточки с различными ритмическими рисунками. Ваша задача определить где, какая песня зашифрована. Подсказки у вас на столах. Мы составляли ритм каждой песни и музыкальных произведений все вместе с помощью ритмических полосок, а теперь вы сами попробуйте определить песню по ритму.
- Что нового на уроке вы узнали? Что мы делали с ритмическими полосками? Что является главным при узнавании песни или музыкального произведения?
- Сегодня вы познакомились с понятием “Зерно интонации” и узнали, что большинство музыкальных произведений можно узнать по ритму или начальным фразам мелодии, которые легко запоминаются, т.е. по интонации можно вспомнить огромное музыкальное произведение.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ОЦЕНИВАНИЕ.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОЩАНИЕ.