I. Организация.
- Сели, показали посадкой готовность к уроку.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок!
1 ученик работает по карточке.
- Составить из слов предложения, поставив глаголы в форму прошедшего времени.
м . ро. , тр. щать, сил?ный
л. жать, в, глубокий, л.су, сне.
надеть, белые, д. рев?я, ша. ки, пуш. стые
II. Словарная работа.
СЛАЙД № 1
Отгадайте зашифрованное слово.
- Назовите это слово. (желать).
- Что можете сказать о его написании? (Безударная гласная – е в корне.)
- А как о части речи? (Глагол, обозначает действие, неопределённой формы, несовершенного вида, I спряжения.)
- Подберите синоним. (Хотеть)
- Прочитайте пословицу:
Кто много желает, тот мало имеет.
- Как вы её понимаете? (В ней говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь человека.)
- Спишите пословицу, найдите глаголы, укажите их форму.
- Проверяем: - глагол желает настоящего времени, окончание –ет I спряжения, в ед.
- глагол имеет настоящего времени, окончание –ет I спряжения, в единственном числе
III. Сообщение темы и целей урока.
- Что это за часть речи?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду - всё в действие придёт!
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растят.
- Назовите глаголы, прозвучавшие в стихотворении.
- Что вы знаете о глаголах?
СЛАЙД № 2
Глагол – это часть речи,обозначает действие предмета, изменяется по временам и числам.
Прошедшее время отвечает на вопросы что делал (-и)? изменяется по родам.
Настоящее время отвечает на вопросы что делает (-ют?)
I спряжение –ет, - ут, -ют
II спряжение –ит , -ат, -ят
Будущее вр.емя отвечает на вопросы что будет(-ут) делать? что сделает(- ют)?
Сегодня на уроке поговорим о глаголе как о части речи, потому что без глаголов наша речь невозможна.
IV. Орфографическая минутка.
СЛАЙД № 3
Тр.щать, п.м.гать, л.жать, бр.сать, кр.пить.
- Списать слова, решить орфографические задачи.
- Проверка с помощью карточек.
- Что знаете об этих словах? (Глаголы.)
- Что общего у всех глаголов? (Глаголы неопределённой формы.)
-Что ещё знаете о глаголах неопределённой формы? (Оканчиваются на -ть, -ти, -чь)
V. Исследование.
- Много уже знаете о глаголах.
- А глагол ли слово лежать (ведь действие не происходит, люди ничего не делают. А, значит, это не глагол?)
- А ходьба (это действие?)
- Как же разобраться?
- Проведём исследование.
- Сколько необходимо выполнить действий, чтобы определить, какой частью речи является слово?
СЛАЙД № 4
- 1.На какой вопрос отвечает?
- 2.Что обозначает?
- 3.Как изменяется?
Сделайте вывод(Чтобы указать, какой частью речи является слово,недостаточно знать значение слова, нужно задать к нему вопрос, узнать, что обозначает и как изменяется.)
СЛАЙД № 5
Слово лежит отвечает на вопрос что делает?, несовершенного вида, настоящего времени, II спряжения, 3 лица, в единственном числе. Значит, это – глагол.
Слово ходьба отвечает на вопрос что это?, нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1 склонения, в единственном числе, в Именительном падеже. Значит, это – имя существительное.
ВЫВОД. Чтобы узнать, какой частью речи является слово, необходимо задать к нему вопрос, узнать, что обозначает и как изменяется.
VI. Закрепление пройденного.
СЛАЙД №6
А сейчас мы отправимся в зимний лес. Но прежде чем побродить по лесу, давайте прочитаем строки писателя Н. Сладкова.
а) Работа по учебнику “Русский язык. 1 часть” (автор Соловейчик). (Упражнение №285.)
- Прочитайте, найдите предложение, которое может быть заголовком.
- Запишите его, решая орфографические задачи.
СЛАЙД № 7
(Природа – друг человека.)
- Запишите первое предложение, ставя глаголы в форму будущего простого времени.
Природа послужит нам, порадует нас, удивит.
-Чем мы можем помочь природе?
Чтобы природа служила нам, радовала, удивляла, люди должны беречь её, оберегать, заботиться о природном достоянии.
VII. Физминутка.
Картина зимнего леса. (Звучит музыка.)
- Зимний лес – как он красив! Сколько белого пушистого снега!
Так давайте наденем скорее лыжи (наклоны вниз) и прогуляемся по лесу на лыжах (движения лыжника).
VIII. Работа с текстом.
а) - Наступила зима. И природа ждёт нашей помощи, особенно звери и птицы, то есть живая природа.
- Вы сейчас поработаете корректорами. Этот рассказ нужно срочно отправить в газету, но в нём допущены ошибки.
- Какие? (неправильно употреблены глаголы, предложения о неживой и живой природе перемешаны.)
- Давайте их исправим.
- I вариант выпишет предложения о неживой природе, ставя глаголы в форму прошедшего времени.
- II вариант – о живой природе, ставя глаголы в форму настоящего времени.
- Озаглавить получившиеся тексты.
СЛАЙД №8
(Тр.щать) сил?ный м.ро. .Всю зиму р.бята (п.м.гать) птицам. (В)л.су (л.жать) глубокий сне. Катя (бр.сать) около б.рёзы (на)сн.гу с.м.на. Д.рев?я (надеть) белые пушистые ша.ки. Вася (кр.пить) (к)веткам кусоч?ки сала. Птицы очень рады.
- Прочитайте получившиеся рассказы.
- Проверьте написание глаголов по орфографической минутке.
Самопроверка.
I в. проверяет по индивидуальной доске (работа ученика по карточке)
II в. проверка с помощью слайда.
СЛАЙД № 9
- Кто из вас помогает птицам? Как?
Птицам сейчас особенно нужна наша помощь, так как они не могут найти себе под снегом корм. Поэтому люди подкармливают их хлебными крошками, зерном, кусочками сала, семечками.
- А кто из вас сделал кормушки?
Не забывайте положить туда корм!
б) Говори правильно!
А вот эти ребята помогали зверькам в лесу.
СЛАЙД № 10
Однажды мы гуляли в лесу. Вдруг из дупла стали вылазить белочки. Мы покормили пушистых красавиц и побегли домой.
- Правильно ли ребята рассказали?
Какие глаголы они употребили неправильно? Как правильно?
Говори правильно!
- вылезать
- хотим
- побежали
- Списать текст, правильно употребляя глаголы, укажите их форму.
- Проверьте свою работу.
в) Работа в парах.
Прочитайте ещё один текст.
СЛАЙД № 11
Пернатые друзья.
Серёжа (с)папой делают к.рму.ку. (В)м.розные дни он кормит св.их пернатых друзей ч.сто. Сытая птица ле.ко переносит хол. . .
- О ком прочитали? (О Серёже и его папе.)
- Что узнали? (Сытая птица легче переносит холод.)
- А сейчас вы поработаете в парах.
- Спишите текст, изменяя временную форму глаголов, поставив их в прошедшее время.
Взаимопроверка.
IX. Итог урока.
О чём говорили на уроке?
Какая часть речи нам помогала? (Глаголы, так как обозначают действия. А надо действовать, чтобы оказать помощь нашей родной природе.)
- Как отличить глагол от других частей речи?
X. Домашнее задание.
СЛАЙД № 12
Расскажите, как вы помогаете зимой птицам. Напишите сочинение.