Урок-лекция в 9-м классе на тему "Последовательность, понятие, определение. Возрастающие и убывающие последовательности. Способы задания последовательности"

Разделы: Математика


Цель: Дать понятие, определение последовательности, конечной, бесконечной, различные способы задания последовательностей, их различие, научить применять при решении примеров.

Оборудование: Таблицы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Фронтальная проверка домашнего задания:

1) ученик на доске задачу № 2.636 (из II части “Сборника заданий для письменного экзамена в 9 кл.)

2) ученик. Построить график

3) фронтально со всем классом № 2.334 (а).

III. Объяснение нового материала.

Содержание лекции.

Школьная лекция – это такая форма организации учебного процесса, которая ориентирует учащихся при изучении той или иной темы на главное и предполагает широкую демонстрацию личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу. Т.к. урок-лекция предусматривает крупноблочное изложение учителем материала, то речевое общение учителя и учащихся является главным в ее технологии. Слово учителя оказывает эмоциональное, эстетическое воздействие и создает определенное отношение к предмету. С помощью лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на занятии, а через знания, умения и навыки формируется познание как основа учебной деятельности.

I. Выпишите в порядке возрастания двузначные числа, оканчивающиеся цифрой 3.

13; 23; 33;………….93.

Каждому порядковому номеру от 1 до 9 поставьте в соответствие определенное двузначное число:

1—>13; 2—>23;………9—>93.

Между множеством первых девяти натуральных чисел и множеством двузначных чисел, оканчивающихся цифрой 3, установилось соответствие. Это соответствие является функцией.

Областью определения служит {1; 2; 3;……..9}

Множество значений {13; 23; 33;…….93}.

Если соответствие обозначить f, то

f (1)=13; f (2)=23; f (9)=93.

Функция, область определения которой – множество натуральных чисел или множество первых n натуральных чисел, называется последовательностью.

Конечная последовательность – это функция, заданная на множестве первых n натуральных чисел.

а) 3; 5; 7; 9 о.о.ф. {1;2;3;4}
м.з.ф. {3;5;7;9}.

Эту последовательность можно задать с помощью пар.

(1;3) (2;5) (3;7) (4;9)

б) 1; 0; 1; 0; 1; 0

Таблица № 1

а)

б)

II.

О.о.ф. {1; 2; 3; 4;…..}

М.з.ф. g(1) = ; g(3) =; … g(60) =

Функция, заданная на множестве натуральных чисел, называется бесконечной последовательностью.

в) 2; 4; 6; 8; 10;……..

1 —> 2; 2 —> 4; ……. n —> 2n

f(1); f(2); f(3)… …..f(n)

- члены последовательности.

Замечание: следует различать понятие множества и понятие последовательности.

а) {10; 20; 30; 40}

- одно и то же множество.

{40; 30; 20; 10}

б) однако, последовательности 10; 20; 30; 40

- различны:

40; 30; 20; 10

(1; 10) (2;20) (3;30) (4;40)

(1; 40) (2;30) (3;20) (4;10).

III. Рассмотрим последовательность:

1) 3; 5; 7; 9; 11;……. —> бесконечная, возрастающая

2) 10; 9; 8; 7; 6. —> конечная, убывающая.

а)

;

Последовательность называется возрастающей, если каждый член ее, начиная со второго, больше своего предыдущего.

б)

;

Дается определение убывающей последовательности.

Возрастающие или убывающие последовательности называются монотонными.

1; 0; 1; 0; 1; 0. - колеблющаяся;

5; 5; 5; 5; ….. - постоянная.

IV. Последовательности можно изобразить геометрически. Т.к. последовательности – это функция, областью определения которой служит множество N, то графиком, видимо, является множество точек плоскости (х; у).

Пример: -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3.

(1; -3) (2;-2) (3; -1) (4; 0) (5;1) (6;2) (7;3)

Построим график этой последовательности

Рисунок 1.

Пример: Докажите, что последовательность, заданная в таком виде

99; 74; 49; 24; -1;……………

является убывающей.

V. Способы задания последовательностей.

Т.к. последовательность – это функция, определенная на множестве N, то существует пять способов задания последовательностей:

I. Табличный

II. Способ описания

III. Аналитический

IV. Графический

V. Рекуррентный

I. Табличный – очень неудобный. Составляем таблицу и по ней определяем, какой член? какое место он занимает……..

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 4 9 16 25 36 49 64 81 100 121 144 169

II. Способ описания.

Пример: Последовательность такова, что каждый ее член записывается с помощью цифры 4, и число цифр равно номеру числа последовательности.

; ; .

III. Аналитический способ ( с помощью формулы).

пример:

Формула, выражающая каждый член последовательности через его номер n, называется формулой n члена последовательности.

например:

2)

и ученики составляют эти последовательности, и наоборот: подберите формулу для членов последовательностей:

а) 1; ; ;…………..
б) ...
в)
г)
д) 1;-2;3;-4;5;-6;………….

IV. Графический способ – тоже не очень удобный, обычно им и не пользуются.

Ученики должны четко знать, что соединять точки графика нельзя!

5; 4; 3; 2; 1; 0.

Рисунок 2.

V. Рекуррентный способ.

Пример: В последовательности каждый член, начиная со второго, равен квадрату предшествующего.

Можно составить сколько угодно таких последовательностей:

а) 2;4;16;256;………..

б) 1;1;1;1;…………..

в)

Здесь мы не знаем , поэтому достаточно указать первый член.

Например:

Рассмотрим последовательность:

, а каждый член, начиная с третьего, равен сумме двух предшествующих членов.

Формулу, выражающую любой член последовательности, начиная с некоторого, через предшествующие члены, называют рекуррентной.

Итак, еще раз обратить внимание учеников на то, что если последовательность задана рекуррентным способом, то:

1) обязательно известен первый член последовательности;

2) дана формула, позволяющая определить любой член последовательности по известным предшествующим членам.

Пример:

1) , а каждый член, начиная со второго, равен произведению своего номера и предыдущего числа.

(Факториал).

2)

Напишите первые шесть членов последовательности.

Итог урока:

На дом: из учебника Галицкого М.Л., Гольдмана А.М., Звавича Л.И. “Сборник задач по алгебре 8-9 кл.”

Стр.163 №№ 12.1 (г, д, е, ж), 12.2 (г, д, е), 12.4 (з, и, л), 12.5 (б,г).

Из сборника заданий 9 кл. (экзаменационный материал) № 2.641 (а).

Примечание: Начиная следующее занятие, можно ученикам дать понятие последовательности, ограниченной снизу, сверху, и решать задачи.