Задачи:
- прививать интерес к математике,
- развивать любознательность, логическое мышление,
- формировать умение работать в коллективе.
Правила игры: Игра проводится в два этапа. Участники первого этапа – уч-ся 5-7 классов, второго этапа - учащиеся 8, 9, 11 классов (10 класса в этом году нет)
Команда от каждого класса из пяти человек. Игра идёт по круговой системе, т.е. каждый должен сыграть с каждым. Время размышления над вопросом 1минута. Команда, не отвечающая на вопрос, получает 0 баллов. Наибольшее количество баллов, которое может набрать команда- 6 баллов. Игра идет до 3 очков. После вопроса ведущего звучит сигнал гонга. Только после сигнала начинается обсуждение вопроса. Если готов ответ, нажимаете кнопку.
Если ответ был неверным, обсуждение продолжается другой командой.
Пробный тур.
- Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга).
- Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретёт. (Школа).
- Какая водица только для грамотного годится. (Чернила, паста).
- В школьной сумке я лежу, как ты учишься - скажу. (Дневник).
- Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд - сразу заговорят. (Буквы).
- Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы).
Итак, приглашаем команды 6 и 7 классов:
- Четыре брата бегут, ни кого не догоняют. (Колеса).
- Какой рукой можно размешивать чай. (Ложечкой).
- Длина какого животного была равна 38ми попугаям. (Удав).
- Денежная единица Италии до введения Евро. (Лира).
- Эта цифра появилась последней. Пока этой цифры не было, то числа не записывались, а откладывались на особой разграфленной доске- абаке. Цифра эта появилась в Индии, назвали её сунья, арабы перевели на свой язык и получилась сифр. С тех пор все математические знаки называют цифрами. А как сейчас называется эта последняя цифра. (Ноль.)
- На могиле этого математика установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. По этому чертежу и нашли его могилу. О ком речь. (Архимеде).
Вопросы для 5 и 7 классов:
- Название этой фигуры произошло от греческого слова, означающего в переводе “игральная кость”. Введена пифагорейцами, а используется в играх маленькими детьми. Что это за фигура. (Куб, кубик).
- Эта старинная мера обозначает расстояние от 19 до 23 см. т.е. расстояние между двумя вытянутыми пальцами большим и указательным. Название этой меры сохранилось в пословице, когда говорят об очень умном человеке. Как называется мера. (Пядь. Семь пядей во лбу).
- Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояние, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта поставлен памятник. Кто удостоился таких почестей. (Ноль).
Вопросы для 5 и 6 классов.
- Сколько будет один да один, да полтора, да два да два, да два с половинкой. (10).
- Какая женщина- математик писала стихи, повести, пьесы. (С. Ковалевская).
- В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному кролику, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (Одного кролика купили с клеткой).
- Есть две сковородки. На каждой помещается один блин. Надо пожарить 3 блина с 2ух сторон. Каждая сторона блина жарится 1 мин. За какое наименьшее время можно это сделать? (3 минуты)
- Без чего не могут обойтись математики, барабанщики, и даже охотники. (Дробь)
- На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20ый день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (на 19 день)
Вопросы для 8 и 11 классов
- Шли две матери с дочкой, да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога. Помногу досталось? (по полпирога)
- Без чего не могут обойтись математики, барабанщики, и даже охотники. (Дробь)
- Что длиннее метр или ярд (метр, т.к. ярд 0,9144 метра)
- На могиле этого математика установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. По этому чертежу и нашли его могилу. О ком идет речь? (об Архимеде)
- Этот математик мог работать сутками напролет в любой обстановке, даже если дети играли у него на коленях. Невероятно была и скорость, с которой он производил вычисления. Однако вследствие такого перенапряжения он потерял зрение. Став слепым , начал диктовать свои труды сыновьям. Затем был приглашен секретарь . Совместными усилиями они едва успевали записывать его вычисления. Даже математикам его достижения казались превосходящими человеческие возможности. Восхищаясь своим коллегой, они в шутку называли его дьяволом. О ком идет речь? (профессор Санкт-Петербургского университета Леонард Эйлер)
- Как называется математическая книга, ставшая настольной книгой ученых всех времен и народов? Она издавалась много раз на всех наиболее распространенных языках планеты.
По современным переработкам этой книги вы фактически изучаете одну из математических наук (геометрию).
(Евклид “Начала” - содержит аксиомы геометрии)
Вопросы для 9 и 11 классов
- Что не имеет длины, ширины, высоты, а можно измерить? (время, температура)
- Длина какого животного была равна 38 попугаям? (Удав)
- Есть две сковородки. На каждой помещается один блин. Надо пожарить 3 блина с 2ух сторон. Каждая сторона блина жарится 1 мин. За какое наименьшее время можно это сделать? (3 минуты)
- В мешке три пуда муки. Сколько нужно заплатить за муку, если 1 кг муки стоит 7 руб (16 *3*7 =336 руб)
- Герои повести Жюль Верна “Таинственный остров” сумели получить за несколько посевов большой урожай пшеницы из зернышка, которое затерялось в кармане одного из них. Вот так планировал урожай ученый Сайран Смит “ Посадив это зернышко, мы при первом сборе урожая снимем 800 зерен, которые при втором сборе дадут 640 000 зерен, при третьем – дадут 512 000000 зерен, при четвертом – свыше четырехсот млрд зерен) О каком явлении математическом явлении здесь говорится (Геом. прогрессия)
- Когда один из героев романа “Мастер и Маргарита” Булгакова Н.А. хотел подчеркнуть, что запутанность жизненных проблем или хитрость демонских проделок меркнут перед сложностью одной математической формулы, то говорил: “Подумаешь…” и упоминал эту формулу. Вспомните название этой формулы. (Спутник Воланда говорил: “Подумаешь, бином Ньютона”)
Вопросы для 8 и 9 классов
- На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20ый день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19 день)
- В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному кролику, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (Одного кролика купили с клеткой)
- При каком царе впервые русские меры (Верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, золотник) были определены в соответствующую систему мер. (При Петре I)
- Точка, от которой в Венгрии отсчитывают
расстояние, отмечена особо. В этом месте в центре
Будапешта поставлен памятник.
Кто удостоился таких почестей? (Нуль) - Сколько будет один да один, да полтора, да два, да два, да два с половиной. (10)
- Когда один из героев романа “Мастер и Маргарита” Булгакова Н.А хотел подчеркнуть, что запутанность жизненных проблем или хитрость демонских проделок меркнут перед сложностью одной математической формулы, то говорил: “Подумаешь…” и упоминал эту формулу. Вспомните название этой формулы. (Спутник Воланда говорил: “Подумаешь, бином Ньютона")