1. Постановка проблемы
Экологический лагерь дневного пребывания “Страна здоровья” организуется на
базе общеобразовательного учреждения гимназия. Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Наличие у гимназии пришкольного участка, школьного парка и близкое расположение пруда привели к возможности создания профильного лагеря. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо ля формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
2. Концептуальные основы программы
Цель: формирование личности, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать адекватное решение и активно участвовать в охране природы.
Задачи:
- расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
- формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
- максимальное использование возможностей природного окружения;
- выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
- организация активного отдыха и оздоровление детей;
- приобщение к природоохранной деятельности;
- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
3. Ведущие принципы
В основе деятельности экологического лагеря лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии:
- личностно-ориентированный подход;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;
- обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;
- воспитание способности и потребности общения с миром через освоение
- гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.
4. Участники программы
Лагерь комплектуется из числа учащихся 5-6 классов, продолжительность пребывания в лагере 14 дней, количество детей 30 человек.
5. Время и место проведения
Экологический лагерь организуется в течение двух смен (I смена – июнь, II смена – июль) на базе гимназии г. Александровска Пермской области.
6. Содержание программы
Экологический лагерь предполагает подготовительный этап (теоретический) и основной период (образовательно-оздоровительный).
Подготовительный этап включает:
- организаторы создают программу работы экологического лагеря;
- программа предусматривает включение всех участников в активную работу, учитываются способности каждого ученика, принимаются во внимание возрастные особенности учащихся;
- обеспечивается полноценное питание и режим работы;
- привлечение медицинского работника для обследования детей (необходимые прививки);
- обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом.
Основной период лагеря
Модель экологического лагеря – сюжетно-ролевая игра “Страна здоровья”.
Для создания в лагере экологической атмосферы гармоничного существования с природой и друг с другом предлагается проведение имитационной игры “Страна здоровья”.
В основе сюжета смены - организация жизнедеятельности страны со своей историей, традициями и законами.
Цель: создание условий для социального становления личности ребенка, осознания себя как часть природы и общества.
Результат: способность детей принимать ответственные самостоятельные решения, формирование активной жизненной позиции к своему здоровью.
I этап – организационный (включение в игру) начинается с общелагерной акции “Создадим Страну Здоровья!”.
Задачи этапа:
- знакомство детей друг с другом, быстрое прохождение адаптационного периода;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей;
- мотивация на игровое взаимодействие;
- образование городов, обсуждение законов и правил жизни в Стране Здоровья.
На этом этапе школьники придумывают название, эмблему и девиз своих городов, которые формируются из детей по 7-10 человек. Город действует на основании программы и плана лагеря. Этап завершается открытием смены, утверждением Законов Страны.
Правила игры “Страна Здоровья”.
Действие игры происходит в стране. Все принимающие участие в игре (в том числе и взрослые) являются жителями страны. Они имеют ряд прав и обязанностей, отраженных в Законах “Страны Здоровья”. Проект закона обсуждается и принимается на общем собрании открытым голосованием.
Каждый город изображает схему-план своей территории, выбирает мэра (мэр может выбираться ежедневно, чтобы все жители города могли побывать в этой должности – должности руководителя).
Программа лагеря подразделяется на:
– общие программы и мероприятия;
– занятия мероприятия в составе города;
– индивидуальные занятия.
В лагере действует система поощрения:
1) Система коллективного поощрения участников лагеря:
а) каждый день город зарабатывает за активность и творчество баллы: максимальное количество – 3 балла – “отлично”, 2 балла – “молодец”, 1 балл – “подтянись”, которые на кружках разного цвета (город сам выбирает себе цвет) остаются на карте Страны Здоровья в конце смены;
б) на карте каждого города есть дерево достижений его жителей, на котором вначале смены нет ни плодов, ни листьев, ни цветов. Ими жители города будут награждаться за различные успехи во время игры. Чем больше успехов, тем дерево зеленее, красивее и вкуснее.
2) Система индивидуального оценивания деятельности участников лагеря:
а) успешное участие в жизни “Страны Здоровья” поощряется медалью “Лидер Страны Здоровья”;
б) особые спортивные достижения подтверждаются грамотой “В здоровом теле - здоровый дух!”;
в) хорошие показатели в трудовой терапии отмечаются Дипломом академии наук Страны Здоровья.
II этап – основной период проходит под девизом “Понимание друг друга и природы!”
Задачи этапа:
- постепенное включение жителей Страны Здоровья в совместную жизнь;
- создание условий самореализации и саморазвития детей.
Начинает действовать система стимулов и поощрений, жители Страны Здоровья включаются в Вахту Добрых дел – природоохранная и созидательная деятельность в лагере. Законы, принятые в лагере, соблюдаются сознательно.
Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности учащихся.
Учащиеся учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики. При планировании жизнедеятельности лагеря учитываются даты международного календаря.
III этап – заключительный посвящен подведению итогов.
Задачи этапа:
- рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
- исследовательская работа обобщается и демонстрируется на научно-практической конференции;
- оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребенка или группы учащихся);
- проводятся все заключительные диагностики.
Структура лагерной смены (отражена в плане работы)
- трудовой десант
- экологический ликбез
- практические занятия
- оздоровительные мероприятия
- интеллектуальные игры
- развлекательные мероприятия
6. Режим работы
9.00 – 9.15 | - утренняя зарядка |
9.15 – 9.30 | - линейка |
9.30 – 10.00 | - завтрак |
10.00 – 12.00 | - трудовой десант |
12.00 – 13.00 | - подготовка к мероприятию |
- экологический ликбез | |
- практическое занятие | |
13.00 – 13.30 | - обед |
13.30 | - отчет по практическому занятию |
- оздоровительные мероприятия | |
- интеллектуальные игры | |
- развлекательные мероприятия |
7. Основные направления деятельности
Направления деятельности | Формы работы | Ожидаемый результат |
Учебно-исследовательская (познавательная) | Экологический ликбез: лекционные,
практические учебные занятия, экскурсии, работа
с научной и учебной литературой. Интеллектуально-познавательные игры. |
Усвоение теоретических и практических
экологических знаний и навыков учащимися. Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу. Развитие и расширение кругозора учащихся. |
Общественно-полезная и трудовая | Трудотерапия (трудовой десант) на
прилегающих к школе территориях (пришкольный
участок, парк). Самообслуживание – дежурство по столовой и уборка лагерных помещений. |
Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки. |
Спортивно-оздоровительная | Утренняя зарядка. Воздушные и солнечные ванны. Подвижные игры. Экскурсии. Походы с играми на местности. |
Пропаганда и формирование здорового
образа жизни. Улучшение физического состояния учащихся. Увеличение двигательной активности. Укрепление физического здоровья детей. |
Природоохранная (художественно-эстетическая) | Творческие дела: конкурсы рисунков,
плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д. Выпуск бюллетеней о жизни в лагере. |
Развитие творческих способностей
учащихся. Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья. Выставки работ учащихся. Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях. Сотрудничество с местной газетой. |
Диагностико-аналитическая | Диагностические психологические тесты. | Получение информации о самооценке учащихся и картины эмоционального состояния детей. |
Карта-схема Страны Здоровья (приложение 1) отражает ежедневный маршрут следования ее жителей. Название остановок соответствует основному виду деятельности учащихся в этот день. Смысл игры заключается в том, что дети начинают путешествие с Родника Дружбы и заканчивают Океаном Здоровья (проходят этапы от реки, которая, соединяясь с другими, впадает в моря, которые образуют океан).
Лагерь укомплектован профессиональным преподавательским составом: учителями биологии, физической культуры, психологом, медицинским работником, прошедшими инструктаж о работе в профильном экологическом лагере.
8. План работы
День 1 Начало пути Родник Дружбы - Экологический ликбез “Экология как наука” - Открытие лагеря |
День 2 Остановка Река Знаний - Экологический ликбез “Организм среда. Среды жизни” - Просмотр и обсуждение кинофильма по экологической тематике |
День 3 Остановка Залив Благородства - Экологический ликбез “Водная среда обитания” - Экскурсия на пруд “Изучение разнообразия растительного и животного мира местного пруда” |
День 4 Остановка Остров Помощи - Экологический ликбез “Сообщество. Особенности лесного сообщества” - Экологическая эстафета |
День 5 Остановка Лес Радости - Знакомство с малыми формами ландшафтной архитектуры - Поход в лес |
День 6 Остановка Равнина Сказок - Экологический ликбез “Экологическая ниша” - Конкурс экологических сказок |
День 7 Остановка Мост Согласия - Конкурс рисунков на асфальте - Защита плакатов экологических плакатов - Посещение станции юных натуралистов |
День 8 Остановка Озеро Надежды - Экологический ликбез “Природные факторы” - Посещение бассейна |
День 9 Остановка Горы Загадок - Экологический ликбез “Чудо вокруг нас. Живые приборы” - Загадочная викторина по органическому миру |
День 10 Остановка Водопад Творчества - Экологический ликбез “Отношения между организмами в природе” - Конкурс поделок из природного материала |
День 11 Остановка Пролив Толерантности - Экологический ликбез “Все в природе взаимосвязано!” - Определение пород древесных растений - Экологический театр |
День 12 Остановка Парк Фантазий - Экологический ликбез “Рациональное использование природных ресурсов” - Ток – шоу “Рациональное использование природных ресурсов” (конкурс экологической моды) |