Проблема:
Из времени пребывания ребенка в детском саду выпадают режимные моменты, как средство интеллектуального, социально-коммуникативного и эстетического развития.
Идея:
Использовать в режимных моментах художественное слово, как дополнительную возможность коррекции речевых и социально-коммуникативных навыков.
Особенности проекта:
Значимость проекта:
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Исходя из этого, коррекционная деятельность воспитателя предполагает не только работу на занятиях и во вторую половину дня, но и во всех режимных моментах, таких как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд на природе, игры, экскурсии и развлечения. Творческий подход в этом направлении, в качестве использования художественного слова, обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, памяти, творческих способностей каждого ребенка.
Участники проекта:
дети;
Цель:
В процессе творческого подхода к режимным моментам развивать у детей:
- речевые навыки;
- основные психические процессы;
- мелкую моторику.
Задачи:
- развивать звуковую культуру и лексико-грамматический строй речи с использованием художественного слова во всех режимных моментах;
- разработать полезные советы для родителей воспитанников по использованию художественного слова в домашних условиях;
- оформить иллюстративно-поэтический букварь для закрепления речевых навыков, мыслительных процессов и двигательной активности.
Реализация проекта рассчитана на три этапа:
Подготовительный этап:
- подбор и разучивание художественного слова;
- формирование предпосылок к поисковой деятельности детей;
- развитие интеллектуальной инициативы и творческой фантазии;.
- определение конечного продукта;
- введение в режимные моменты игровых ситуаций на основе художественного слова;
- выбор методики диагностирования по результатам участия ребенка в реализации проекта.
Итог: оформление в игровой комнате зоны по использованию художественного слова с предметными и сюжетными картинками по разным режимным моментам.
Основной этап:
- совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда и детей по заучиванию и использованию художественного слова в разных режимных моментах;
- индивидуальная и подгрупповая работа с использованием проблемных ситуаций, стимулирующих детей к самостоятельной поисковой деятельности;
- взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта.
Итог: организация и проведение сюжетно-ролевой игры “Один день из жизни детского сада” с использованием художественного слова в режимных моментах.
Заключительный этап:
- подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей для определения уровня и качества знаний, ситуативного мышления и поведения, социальную активность и личностное развитие каждого ребенка;
- организация досуговой деятельности в рамках проекта;
- подготовка и проведение презентации проекта .
Итог: концерт-ревю с участием детей, педагогов и родителей по теме проекта.
Результативность проекта:
повышение качества речевой активности и
социально-коммуникативных навыков в период
всего пребывания детей в детском саду;
Конечный продукт:
Иллюстративно-поэтический букварь по всем
режимным моментам.
Обратная связь: получена путем анкетирования и отзывов педагогов и родителей.
Дополнительная информация:
Приложения:
- Развернутый план реализации проекта.
- Примерная подборка художественного слова по режимным моментам.
- План работы по использованию художественного слова.
- Методические рекомендации для педагогов по реализации данного проекта
- Возможные риски данного проекта.
Используемая литература для подбора художественного слова:
- “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи” Н.В. Нищева. Санкт-Петербург “Детство-пресс” 2001 г.
- “Азбука физминуток для дошкольников”. В.И. Ковалько Москва 2006 г.
- “Развитие воображения и речи у детей 4–7 лет. Игровые технологии”. Е.А. Алябьева Творческий Центр “Сфера” Москва 2006 г.
- “ Воспитываем, обучаем, развиваем, дошкольников в игре”. В.А. Деркунская. Москва “Педагогическое общество России” 2005 г.
- “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ”. Г.Н. Сергиенко Воронеж 2006 г.