Организацию исследовательской деятельности школьников на уроках физики мы, прежде всего, видим через использование принципа цикличности. Данный принцип является носителем логики научного познания, следуя которой школьник приобщается к основам исследовательской деятельности. Знание логики познания способствует приобретению школьниками навыков самостоятельной деятельности, направленной на получение тех или иных результатов.
Этапы принципа хорошо согласуются с этапами урока любого типа: урока-изучения нового материала и его первичного закрепления, комбинированного урока (табл. 1), урока-решения задач, урока-лабораторной работы.
Таблица 1
Соответствие этапов урока этапам логики познания.
Этапы логики познания | Этап урока |
Факты | Актуализация Мотивация Целеполагание |
Первичное усвоение учебной информации | |
Модель | Осознание учебной информации |
Следствия | Закрепление |
Эксперимент | Применение |
Проверка уровня усвоения | |
Рефлексия |
Предлагаем методику организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики через:
- Систему уроков изучения нового материала (см. приложение 1).
- Систему уроков решения задач, решение которых является мини исследованием (см. приложение 2).
- Систему уроков-лабораторных работ, которые преобразованы в урок-исследования (см. приложение 3).
- Систему диагностики уровня сформированности исследовательских знаний, умений и навыков (см. приложение 4).
Предложенную методику можно использовать как в основной, так и в профильной школе. В основной школе методика требует планомерного и регулярного ее внедрения. Результатом этой работы будет устойчивый интерес и осознанное использование логики познания в профильной школе. Перспективой данной методики является развитие компететности школьников.