Организация исследовательской деятельности школьников на уроках физики

Разделы: Физика


Организацию исследовательской деятельности школьников на уроках физики мы, прежде всего, видим через использование принципа цикличности. Данный принцип является носителем логики научного познания, следуя которой школьник приобщается к основам исследовательской деятельности. Знание логики познания способствует приобретению школьниками навыков самостоятельной деятельности, направленной на получение тех или иных результатов.

Этапы принципа хорошо согласуются с этапами урока любого типа: урока-изучения нового материала и его первичного закрепления, комбинированного урока (табл. 1), урока-решения задач, урока-лабораторной работы.

Таблица 1

Соответствие этапов урока этапам логики познания.

Этапы логики познания

Этап урока

Факты Актуализация
Мотивация
Целеполагание
Первичное усвоение учебной информации
Модель Осознание учебной информации
Следствия Закрепление
Эксперимент Применение
Проверка уровня усвоения
Рефлексия

Предлагаем методику организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики через:

  1. Систему уроков изучения нового материала (см. приложение 1).
  2. Систему уроков решения задач, решение которых является мини исследованием (см. приложение 2).
  3. Систему уроков-лабораторных работ, которые преобразованы в урок-исследования (см. приложение 3).
  4. Систему диагностики уровня сформированности исследовательских знаний, умений и навыков (см. приложение 4).

Предложенную методику можно использовать как в основной, так и в профильной школе. В основной школе методика требует планомерного и регулярного ее внедрения. Результатом этой работы будет устойчивый интерес и осознанное использование логики познания в профильной школе. Перспективой данной методики является развитие компететности школьников.