Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по теме "Овощи-фрукты"

Разделы: Работа с дошкольниками


Когда с мамой я играю, лучше все запоминаю!!!

Большое и очень важное значение, в логопедической работе с детьми, имеет активное участие родителей. Ведь именно взаимосвязь семьи и учителя – логопеда в процессе коррекционной работы дает положительную динамику, помогает ребенку освоить новое, закрепляет полученные результаты, поддерживает и не дает “потеряться” накопленным, полученным в процессе обучения знаниям, умениям и навыкам. Чтобы в союзе “родитель – ребенок” процесс обучения или повторения проходил в игровой форме и был интересен ребенку, я предлагаю тематическую разработку, которая поможет родителям принять активное участие в коррекционной работе по формированию лексико-грамматических категорий и профилактики нарушений чтения и письма у дошкольников.

Во время занятий с детьми родителям рекомендуется:

  • занятие проводить только в игровой форме;
  • за одно занятие давать не больше 2-5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка);
  • продолжительность одного занятия не должна превышать 20-25 минут.

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по теме “Овощи-фрукты”

Задачи:

  1. Развивать психологическую базу речи.
  2. Развивать мелкую моторику и артикуляционный аппарат.
  3. Активизировать словарь по теме “Овощи-фрукты”.
  4. Учить образовывать существительные в родительном падеже множественного числа и относительные прилагательные.

1. Игра “Что с чем рядом”? (на ориентировку в пространстве)

Предъявляется ряд овощей и фруктов.

- Что справа от помидора?

- Что слева от морковки?

- Что между грушей и яблоком?

- Между чем апельсин?

- Что после картошки? и т.п.

2. Упражнение на развитие памяти

Давай поиграем с твоими внимательными глазками! Из ряда овощей и фруктов закрывается один предмет. Ребенок должен отгадать: “ЧЕГО НЕ СТАЛО”? (следить за правильным употреблением окончания существительного в единственном числе, родительного падежа, например: не стало яблокА, грушИ, капустЫ, и т.д.)

3. Развитие мелкой моторики

“Засолка капусты”

Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем
Имитация рубки капусты ребром ладони
Кулачки совершают движение вперед – назад
Пальцы – щепоткой, имитация того, что солят
Кулачки сжимаются и разжимаются
“Мы делили апельсин”
Мы делили апельсин
Много нас, а он один
Эта долька для ежа
Эта долька для чижа
Эта долька для утят
Эта долька для котят
Эта долька для бобра,
А для волка – кожура.


Он сердит на нас, беда!
Разбегайся кто куда.

Два кулачка прижать друг к другу /
Разжать кулачки и снова прижать друг к другу
Переплести пальцы рук, поднять пальчики вверх   (это иголки)
Большими пальцами зацепиться, как крючками,
Остальные расправить, как крылья, “помахать”
Пальчики в щепотке вытянуть вперед
Рука в кулачке, указательный палец и мизинец
Поднять вверх и чуть загнуть (это “ушки”)
Пальцы в кулачек
Две ладошки сложить вместе, большие пальцы вверх, указательные пальцы загнуть внутрь ладошки
Ладошки прижать к щечкам, покачать головой
Пальчики “разбегаются” по столу

4. Упражнения для щечек, губ, язычка (развитие артикуляционного аппарата)

- Овощи “толстячки” и “худышки”. Я назову овощ, а ты покажи его щечками. Если он “толстячек” – надуй щечки, если “худышка” – втяни щечки в себя: (тыква, стручок гороха, кочан капусты, помидор, морковь, зеленый лук, свекла, огурчик, картошка).

- “Банан” – губы сомкнуть, улыбнуться, приподняв уголки губ вверх.

- “Круглая виноградинка” – вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

- Чередование упражнений “банан” и “круглая виноградинка”. (10-12 раз)

- Спрячем “сливу” за щеку. “Уколоть” попеременно то правую, то левую щечку язычком (10 раз).

- “Щечки – яблочки”: попеременно надувать то правую, то левую щечку (10 раз).

- “Чашечка”, в которую можно складывать сливы и яблоки. Рот широко открыт, язык выдвинуть вперед, все края загнуть. Удерживать под счет 1-7.

- “Морковка”. Рот широко открыт. Тонкий напряженный язык тянется вперед.

- “Лопатка”, которой мы будем выкапывать овощи. Рот широко открыт, на нижней губе лежит спокойный, расслабленный язык. Под счет 1-7.

- Чередование упражнений “Морковка”-“Лопатка” 5-7 раз.

5. Разложи все по местам: овощи в ящик, а фрукты в коробку (Проведи дорожку карандашом или фломастером) /Рисунок 1/

6. Игра “У меня много…” (Образование существительных родительного падежа множественного числа)

Например: у меня в коробке много слив, яблок, и т.п.

у меня в ящике много огурцов, перца и т.п.

7. Игра “Угости меня соком” (игра с мячом)

Мы принесли домой урожай фруктов и овощей, и сделали сок. Я буду бросать тебе мяч и говорить из чего наш сок, а ты бросишь мне мяч и скажешь КАКОЙ он? (например, сок из слив – сливовый; сок из яблок – яблочный; и т.п.)

Сок из ананаса – …

Сок из апельсина – …

Сок из груш – …

Сок из моркови – …

Сок из помидор – …

Сок из абрикоса – …

Сок из винограда – …

Сок из персика – …

8. Игра “Помоги Незнайке” (развитие речевого внимания, логического мышления и связанной речи)

- Морковную запеканку мы приготовим из картошки.

- Свекольный салат мы натрем из лука.

- Капустный пирог испечем из чеснока.

- Картофельное пюре мы приготовим из моркови.

- Гороховый суп сварим из редиски.

- Огуречный салат нарежем из кабачков.

9. Игра “Что лишнее”?

- Огурец, капуста, лук, перец. (лишний перец, т.к. все овощи зеленые, а он красный).

- Яблоко, помидор, апельсин, морковь. (лишняя морковь, т.к. она треугольная).

- Морковь, мандарин, редиска, баклажан. (лишний мандарин, т.к. он – фрукт).

- Виноград, груша, свекла, ананас. (лишняя свекла, т.к. она – овощ).

10. Игра “Готовимся к зиме”

На листе картона размером 10х15 см. “размазана” пластилином банка. Скорлупа от фисташек – это огурцы, или горох – это яблоки. Можно “наклеивать” по выбору на пластилиновую банку плотно друг к другу с донышка до самого верха. Получится, что мы солим огурцы или делаем яблочный компот.

Список литературы:

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. Москва: Мозаика – Синтез, 2004 г.
  2. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: Каро, 2004 г.