Тип урока: урок повторения, закрепления полученных знаний.
Цели урока:
Обучающая:
- закрепить полученные знания теме: “Системы счисления. Двоичная арифметика”;
Развивающие:
- развитие умения представлять результаты выполненной работы индивидуально и в группе;
- развитие умения оценивать результат выполненной работы.
Воспитательная:
- умение определять и вычленять главное, определять первоочередные задачи.
Требования к умениям и знаниям обучающихся:
Учащиеся должны знать:
- алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;
- алгоритм перевода из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную;
- правила сложения и вычитания двоичных чисел.
Учащиеся должны уметь:
- переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
- складывать, вычитать и умножать двоичные числа.
Оборудование: учебник информатики, инженерный калькулятор (стандартная программа Win)
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная работа с классом,
- индивидуальная работа учащихся,
- групповая работа.
Структура урока
I этап – организационный
Деятельность учителя Деятельность ученика Приветствие; проверка готовности к уроку Подготовка к уроку; приветствие
II этап – определение целей и задач урока.
III этап – актуализация знаний, проверка ранее усвоенного материала методом: фронтальной беседы, групповой работы, индивидуального выполнения самостоятельной работы.
IV. Подведение итогов: выяснить представление обучающихся о том, что было предметом обсуждения на уроке, определить сильные и слабые стороны в повторении ранее изученного материала.
Деятельность учителя Деятельность ученика Фронтальная работа с классом: - с какой целью выполнялись упражнения на уроке?
- какие задания вызвали затруднения?
Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы по уроку.
V. Домашнее задание на следующий урок.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Познакомить с содержанием домашнего задания, прокомментировать его. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, если в этом есть необходимость. |
VI. Проверка ранее усвоенного материала методом: фронтальной беседы, групповой работы, индивидуального выполнения самостоятельной работы.
1. Учащимся предлагается:
- сформулировать алгоритм перевода их десятичной системы счисления в системы счисления с основанием 2, 8, 16 и обратно;
- повторить правила сложения и вычитания двоичных чисел;
- предлагается выполнить два тестовых задания за определенное время с проверкой ответов.
1. Число 10 десятичной системы счисления в двоичной имеет вид?
1. 1000 | 2. 1010 | 3. 0010 | 4. 0100 | 5. 1100 |
2. Число А (16) соответствует числу в десятичной системе счисления?
1. 16 | 2. 10 | 3. 64 | 4. 32 | 5. 15 |
1. Работа в группах:
Соревнование команд
Ей было тысяча сто лет, (12)
Она в сто первый класс ходила, (5)
В портфеле по сто книг носила - (4)
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног, (2)
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий . (1), (4)
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами, (2)
И десять загорелых рук (2)
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз (2)
Рассматривали мир привычно...
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
(А. Стариков)
Сделать расшифровку рассказа.
Победила та команда, которая быстрее и правильно ответила на все вопросы.
Проверка выполненной работы осуществляется на доске с обсуждением.
2. Работа в парах:
Предлагается решить задачу:
Задача:
У меря 100(2) братьев. Младшему 100(2) лет, а старшему F(16), Старший учиться в 11 (8) классе. Может ли такое быть? Объясните данную ситуацию и скажите сколько лет моим братьям и в каком классе учиться старший? (Братьев: 4; младшему: 5 лет; старшему: 15 лет; учится в: 9 классе)
Проверка осуществляется учителем и учениками консультантами.
3. Индивидуальная работа по карточкам с самопроверкой и взаимопроверкой.
Работа на 4 варианта, сложность работы возрастает в зависимости от номера варианта (1 4) (Приложение 1)
4. Подведение итогов:
1. На уроке за работу получают оценку наиболее успешно справившиеся с заданиями.
2. Все учащиеся получают оценку за самостоятельную работу.
5. Домашнее задание:
1. Параграф учебника № 16, задания 2, 6.