Системы счисления. Двоичная арифметика

Разделы: Информатика


Тип урока: урок повторения, закрепления полученных знаний.

Цели урока:

Обучающая:

  • закрепить полученные знания теме: “Системы счисления. Двоичная арифметика”;

Развивающие:

  • развитие умения представлять результаты выполненной работы индивидуально и в группе;
  • развитие умения оценивать результат выполненной работы.

Воспитательная:

  • умение определять и вычленять главное, определять первоочередные задачи.

Требования к умениям и знаниям обучающихся:

Учащиеся должны знать:

  • алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;
  • алгоритм перевода из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную;
  • правила сложения и вычитания двоичных чисел.

Учащиеся должны уметь:

  • переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
  • складывать, вычитать и умножать двоичные числа.

Оборудование: учебник информатики, инженерный калькулятор (стандартная программа Win)

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная работа с классом,
  • индивидуальная работа учащихся,
  • групповая работа.

Структура урока

I этап – организационный

Деятельность учителя Деятельность ученика
Приветствие; проверка готовности к уроку Подготовка к уроку; приветствие

II этап – определение целей и задач урока.

III этап – актуализация знаний, проверка ранее усвоенного материала методом: фронтальной беседы, групповой работы, индивидуального выполнения самостоятельной работы.

IV. Подведение итогов: выяснить представление обучающихся о том, что было предметом обсуждения на уроке, определить сильные и слабые стороны в повторении ранее изученного материала.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Фронтальная работа с классом:

- с какой целью выполнялись упражнения на уроке?

- какие задания вызвали затруднения?

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы по уроку.

V. Домашнее задание на следующий урок.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Познакомить с содержанием домашнего задания, прокомментировать его. Записывают домашнее задание, задают вопросы, если в этом есть необходимость.

VI. Проверка ранее усвоенного материала методом: фронтальной беседы, групповой работы, индивидуального выполнения самостоятельной работы.

1. Учащимся предлагается:

  • сформулировать алгоритм перевода их десятичной системы счисления в системы счисления с основанием 2, 8, 16 и обратно;
  • повторить правила сложения и вычитания двоичных чисел;
  • предлагается выполнить два тестовых задания за определенное время с проверкой ответов.

1. Число 10 десятичной системы счисления в двоичной имеет вид?

1. 1000 2. 1010 3. 0010 4. 0100 5. 1100

2. Число А (16) соответствует числу в десятичной системе счисления?

1. 16 2. 10 3. 64 4. 32 5. 15

1. Работа в группах:

Соревнование команд

Ей было тысяча сто лет, (12)
Она в сто первый класс ходила, (5)
В портфеле по сто книг носила - (4)
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног, (2)
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий . (1), (4)
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами, (2)
И десять загорелых рук (2)
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз (2)
Рассматривали мир привычно...
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

(А. Стариков)

Сделать расшифровку рассказа.

Победила та команда, которая быстрее и правильно ответила на все вопросы.

Проверка выполненной работы осуществляется на доске с обсуждением.

2. Работа в парах:

Предлагается решить задачу:

Задача:

У меря 100(2) братьев. Младшему 100(2) лет, а старшему F(16), Старший учиться в 11 (8) классе. Может ли такое быть? Объясните данную ситуацию и скажите сколько лет моим братьям и в каком классе учиться старший? (Братьев: 4; младшему: 5 лет; старшему: 15 лет; учится в: 9 классе)

Проверка осуществляется учителем и учениками консультантами.

3. Индивидуальная работа по карточкам с самопроверкой и взаимопроверкой.

Работа на 4 варианта, сложность работы возрастает в зависимости от номера варианта (1 4) (Приложение 1)

4. Подведение итогов:

1. На уроке за работу получают оценку наиболее успешно справившиеся с заданиями.

2. Все учащиеся получают оценку за самостоятельную работу.

5. Домашнее задание:

1. Параграф учебника № 16, задания 2, 6.