Цель занятия: показать важность и значимость первой книги “Азбуки” в жизни первоклашек.
Оборудование: нарисованная дверь, золотые ключики, золотой ключик, следы, по которым отправятся герои, 5 конвертов с заданиями, магнитная доска, парта, указка, буквы алфавита на головах детей. Героев исполняют ученики первого класса. Костюмы сшили родители.
Украшенный зал, гости и родители в зале. Под музыку (М Минков – Ю. Энтин) “Дорогою добра” входят учитель и ученики. Ребята садятся на места.
Учитель:
У каждого в жизни
Единственный раз
Бывает свой первый,
Свой памятный класс.
И первый учебник,
И первый урок,
И первый заливистый школьный звонок!
Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые родители и гости. Сегодня мы собрались на наш праздник. Мы прощаемся с нашей первой книгой, с нашей Азбукой. На этот праздник я пригласила королеву Азбуку со свитой. Но почему-то она задерживается.
Под музыку “Карабас-Барабас” вбегает Карабас-Барабас (ученик класса).
Карабас: Не будет вам никакого праздника! Я сам читать не умею, писать не умею и ничуть от этого не страдаю. У меня даже есть свой собственный кукольный театр. И ваша Королева Азбука скоро тоже станет актрисой моего театра. (уходит) Ха-ха-ха...
Звучит музыка “Буратино” (А. Рыбников – Ю. Энтин)
Вбегает Буратино (ученик класса).
Буратино: Здравствуйте, ребята! И взрослые!
Учитель: Буратино, у нас беда! Карабас-Барабас похитил нашу Королеву Азбуку. Как же нам ее выручить?
Буратино: Нужно позвать на помощь моих друзей Мальвину, Артемона и Пьеро. (убегает)
Сцена 2
Мальвина, Артемон и Пьеро изображают урок. Магнитная доска, парта. Мальвина стоит у доски.
Мальвина: Мальчики, вы руки вымыли?
Пьеро: Да.
Мальвина: Артемон! Принеси мне указку.
Артемон подносит указку.
Мальвина: Начинаем урок математики, (звонит в колокольчик). Садитесь. Итак, у вас было 5 яблок.. Одно яблоко съели. Сколько яблок осталось?
Вбегает Буратино. Кричит.
Буратино: Беда! Беда! Там, Карабас-Барабас…
Мальвина: (перебивая его) Буратино! Как вам не стыдно! Что нужно сказать, если вы опоздали на урок?
Буратино: Простите пожалуйста, можно мне войти?
Мальвина: Входите Буратино. Вы помыли руки?
Буратино: Да какие руки! Там такое! Ребята, Карабас-Барабас похитил Королеву Азбуку и хочет, чтобы она у него в театре выступала.
Мальвина падает в обморок, Артемон салфеткой машет на нее.
Артемон: Ав! Нам просто необходимо ее спасти.
Мальвина: Какой ужас! Ведь теперь дети не смогут учиться в школе, без Азбуки они не выучат буквы, не научатся читать.
Пьеро поет:
Пропала, пропала
Азбука наша
Что же нам делать?
Как дальше нам жить?
Без букв не научатся
Дети читать.
А в жизни так важно
Грамоту знать.
Буратино: Пьеро, хватит ныть! Нужно решать, что делать. Как спасти Азбуку?
Мальвина: Мальчики, я знаю. Нам поможет мудрая Тортилла. Пойдем все вместе к ней.
Сцена 3
Звучит музыка. “Романс черепахи Тортиллы” (А. Рыбников – Ю. Энтин)
Тортилла (исполняет мама ученика класса) сидит на стульчике, вяжет. Девочки исполняют танец лягушат.
Вбегают Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон.
Буратино: Здравствуйте, милая Тортилла! У нас беда.
Мальвина: Ах, злой Карабас-Барабас похитил Королеву Азбуку.
Артемон: А без нее никто не сможет научиться читать. Ав! Ав!
Пьеро: Ой горе то, горе (хнычет)
Тортилла: Не печальтесь милые мои ребятишки. Мне кажется я со своими помощницами сумею вам помочь. Пробегая мимо моего пруда, Карабас-Барабас уронил вот этот ключик. Я думаю, что за дверью, которую откроет этот ключ, спрятана ваша Королева Азбука.
Все кричат Ура!
Буратино: Но как найти нам эту дверь?
Тортилла: Идите по следам, которые оставила для вас Королева Азбука.
Мальвина: Артемон! След!
Пьеро: Вперед! 3а Азбукой!
Все идут за Артемоном, он находит конверт с 1 заданием.
Задание 1 (участвует весь класс)
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
ПЕРВОКЛАССНИК – ЛАК, НОС, КЛАСС, ВОКАЛ, ВЕНИК, ЛЕСНИК, СОН, СОР, ВОР, ПЕРО, ЛИПА, РЕПА, СЛОН, СОК, СЕНО, САНИ, ПИКА, РОВ, ПОЛ, ПОЛКА, ВОЛК, ПОЛК, ПОНИ, КОНИ, КОСА, САНКИ, САЛКИ, САЛОН, КИНО...
Ребятам за правильные ответы выдаются золотой ключик.
Артемон с героями вновь отправляются в путь по следам, находят второй конверт.
Задание 2
Угадайте название сказок? Они покажут, куда идти вам.
1. Не лежалось на окошке -
Покатился по дорожке! (колобок)
2. По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра, (по щучьему веленью)
3. Красна девица грустна!
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка, (снегурочка)
4. А дорога далека, а корзина нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок! (Маша и медведь)
5. Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то, (волк и семеро козлят)
6. Ах, ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота, выглянул в окошко. (петушок-золотой гребешок)
Ребятам за правильные ответы выдаются золотой ключик.
Артемон с героями вновь отправляются в путь по следам, находят третий конверт.
А пока ученик класса читает стихотворение:
Мы учили в букваре,
Как писать и “а”, и “ре”,
И узнали, например,
Говорят не “рэ”, а “эр”.
Научились мы писать
И большие фразы,
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Задание 3
Эстафета – класс делится на две команды. Первая команда собирает слово – АЗБУКА. Вторая команда собирает слово – УЧЕНИК.
Пауза. Класс выходит на середину зала и исполняет танец.
Артемон с героями вновь отправляются в путь по следам, находят четвертый конверт.
Задание 4
Загадки:
1. Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник: кто он? (это ученик)
2. Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывая нам дорогу!
Кто это? Назовите! (учительница)
3. Отгадай, что за вещица –
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она сеет,
Сеет семена,
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки. (ручка)
4. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком, (книга)
5. Тридцать три богатыря к нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты, ты на все найдешь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их? (азбука)
6. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота, там глядишь - красота! (цветные карандаши)
Ребятам за правильные ответы выдаются золотой ключик.
Артемон с героями вновь отправляются в путь по следам, находят пятый конверт.
А пока ученик класса читает стихотворение:
Мы довольны, мы довольны,
Мы ни капли не устали.
Сколько нового узнали!
Как садиться, как вставать,
Как с соседкой не болтать,
Как здороваться, прощаться,
Как с пеналом обращаться.
Как держать в покое руки -
Нет для нас трудней науки!
Задание 5 (разгадать кроссворд)
Итак, первый вопрос.
С виду черные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят. (буквы)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (линейка)
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто же это... (ученик)
Моря и океаны,
Материки и страны -
Все умещается на нем,
На этом шаре голубом, (глобус)
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка - заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем... (букварь)
Ребятам за правильные ответы выдаются золотой ключик.
Учитель: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями и помогли нашим героям найти заветную дверь, за которой спрятана Азбука. Кто больше всех заработал золотых ключиков? Выходите, помогите героям открыть потайную дверь.
Под песню “Первоклашка” дети вместе с героями открывают дверь. Выходит Азбука.
Азбука:
Я - азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо -
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про все:
Про реки, про моря,
И что у неба нет конца,
И круглая земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз.
Про дождь и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
А сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали. Спасибо вам, ребята, что выручили меня из беды. Да только пока я в каморке сидела, все буквы перепутались. Где моя свита, мой Алфавит? Ну-ка, буквы, стройтесь в ряд!
Выходят дети с буквами.
А: Абрикос, арбуз, айва – Очень сладкие слова. И все на букву А. |
Д: Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом. |
Б: Букве Б и страх неведом: Бой, барабан, бей победа! |
Е: Ель на ежика похожа Еж в иголках, елка – тоже. |
В: Ветер веет в чистом поле, Волком воет он на воле. |
Ж: Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет. |
Г: Гриб растет среди дорожки – Голова на тонкой ножке. |
З: В звезде найдешь ты букву З, И в золоте и в розе, Земле, алмазе, бирюзе, Заре, зиме, морозе. |
И: Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели. |
К: Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз. |
Л: Лодки по морю плывут Люди веслами гребут. |
М: Мед в лесу медведь нашел, Мало меда, много пчел. |
Н: На коне наездник мчит. Настоящий он джигит! |
О: Ослик был сегодня зол – Он узнал, что он – осел! |
П: Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха. |
Р: Роет землю серый крот – Разоряет огород. |
С: Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он. |
Т: Таракан живет за печкой, То-то теплое местечко. |
У: Ученик учил уроки, У него в чернилах щеки. |
Ф: Флот плывет к родной земле, Флаг на каждом корабле. |
Х: Ходит по лесу хорек, Хищный маленький зверек. |
Ц: Цапля важная, носатая, Целый день стоит, как статуя. |
Ч: Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. |
Ш: Шалуны, прибавьте шагу! Скорей несите мушкетеру шпагу! |
Щ: Щеголь щетку уважает, Щеткой щеголь пыль очищает. |
Ь: Мягкий знак живет беспечно, Он без кепки ходит вечно. А упрямый твердый знак Кепку носит – только так. |
Э: Экскаватор землю роет, Это школу детям строят. |
Ю: Юнга – будущий матрос – Южных рыбок нам привез. |
Я: Я сказала про себя: Хоккеист известный я. Шайба прямо в цель летит – Гол! Закончен алфавит. |
Азбука: Это – русский алфавит.
Буква к букве в ряд стоит.
Под музыку “Карабас-Барабас” вбегает Карабас-Барабас.
Карабас: Не отдам я вам Азбуку.
Учитель: Ребята, давайте возьмемся за руки и не дадим Карабасу-Барабасу забрать Азбуку у нас.
Карабас бегает вокруг, пытается пробраться в круг. Дети его не пускают.
Карабас: Ох, устал я. Вижу не одолеть мне вас. Простите меня, я тоже хочу научиться читать и писать, может тогда я стану добрым.
Учитель: Ну что ребята, простим Карабаса-Барабаса?
Исполняется танец (лавата).
Дети читают стихи.
1. Беру я азбуку в последний раз,
Несу я азбуку в просторный класс.
И азбуке я говорю: “Благодарю!”
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете книжек много есть,
Все книги я смогу прочесть!
2. Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай еще страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Учитель: Ребята, родители вам тоже хотят сказать пару слов напутствий.
Выступают родители:
1. Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишним,
А для тебя они ключи
Ко всем чудесным книжкам.
2. В дорогу взять не позабудь
Ключей надежных связку,
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
С тобою вдруг заговорит
Молчавшая страница.
Тебе дорогу озарит,
Взмахнув крылом, Жар-птица.
3. Найдешь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звездах, птицах, о зверях,
Растеньях и машинах.
Найдешь ты храбрости пример
В хорошей умной книжке,
Увидишь Родину свою,
Всю землю с этой вышки.
4. Надо 10 лет учиться,
Не лениться, а трудиться,
Год за годом промелькнут,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Выступает ученик:
Мы азбуку прочли до корки
Нам по чтению - пятерки!
Позади нелегкий труд
Медленного чтения:
Нам сегодня выдают
У - до - сто - ве - ре - ни - я !
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Учитель: Ребята, сегодня мы простились с нашей азбукой. Она нас научила чтению, много интересного мы узнали, много тайн открыли. И сегодня примите подарок - книгу, которая поведет вас дальше, откроет для вас новые двери знаний.
Родители вручают подарки. (Зачитывают пожелание для девочек и для мальчиков).
Звучит песня “Учат в школе”.