Цель работы:
- Развитие умение вести речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми (диалогическая речь).
- Формировать чувство долга и стремление к достижениям успехов.
- Развивать интерес дошкольников к художественной литературе и театру.
- Учить свои сказки и рассказы и издавать их.
- Учить передавать образ сценическими движениями, мимикой, голосом.
- Формировать умение детей ставить мини-спектакли по своим произведениям.
Средства для реализации поставленных целей являются: занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, занятия по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по изодеятельности и ручному труду, занятия в театральной студии, а так же чтение художественной литературы в свободное время. Которые способствуют творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), умение держать себя в обществе. Так же была создана предметно- развивающая среда; занятия и экскурсии по ознакомлению детей с литературным и театральным наследием авторов детских произведений; включала детей в писательскую, издательскую, постановочную и исполнительскую деятельность по их собственным произведениям. Организованна зона театрализованной деятельности, куда вошли театры би-ба-бо, теневой, настольный, кукольный, пальчиковый по русским народным сказкам и различные виды театров по олимпийской тематике.
Основным дидактическим средством решения задач развитие творческой личности дошкольника я избрала специальные игры- занятия “Я - артист”, “Я- писатель”, “Я- издатель”, “Я- режиссер”; этюды. Тренировочные упражнения, направленные на совершенствование умения пользоваться мимической, интонационной, двигательной выразительностью.
Структура работы с детьми по развитию творческой личности через театрализованную деятельность.
I этап: Ознакомительный.
На первом этапе работы проводилась комплексная диагностика развития личности ребенка (физические, психические и интеллектуальные способности). Результаты показали, что у детей преобладает средний с тенденцией к низкому и средний уровень развития личности ребенка. Было обследовано 18 детей из них:
Средний уровень – 5 детей;
Средний с тенденцией к низкому – 9 детей;
Низкий уровень – 4 ребенка.
II этап: Детско – взрослая деятельность.
На втором этапе работы было проведено тематическое занятие “Театр” и разыгрывание мини – спектакля по сказке “Репка”. Включение детей в эту деятельность показало, что их представления о театре, взаимодействие людей для постановки спектакля очень отрывочны. Развиты чувство собственной неполноценности. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми. Детям нужны были дополнительные знания о всех сторонах театральной жизнедеятельности. Чтобы информация для детей не превратилась в прослушивание рассказов взрослого, было предложено им самим добыть ее. Начался поиск информации, каждый ребенок сам избрал направление деятельности.
Результат сбора информации оказался неожиданным: кроме того, что дети многое узнали и рассказали о специалистах, работающих в театре, о том зачем нужен театр, в группе появилась библиотека книг о театре, коллекция фотографий из спектаклей, , афиш; началась собираться костюмерная.
Конспект
Занятия по развитию речи
“Наши сказки”.
Цель: Развитие связной речи дошкольников посредством постановки мини-спектакля по сказкам, придуманными детьми.
Задачи:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую связную речь.
- Развивать навыки импровизации, пантомимики.
- Развивать умение взаимодействовать в микрогруппах, для разрешения поставленной задачи.
Демонстрационный материал: кукла – гном, волшебная палочка, атрибуты для инсценировок сказок.
- Ребята! Вы любите слушать сказки?
- Вам часто рассказывают про Красную шапочку, Буратино, Вини-пуха и других сказочных героев. Как обычно начинаются сказки? ( “Жили – были..”, “В некотором царстве, в некотором государстве…”, “Было это давным-давно…”.)
Неожиданно в гости приходит гном Гномыч, а в руках волшебная палочка и книга. Гном здоровается с детьми.
- Как тебя зовут?
- Гном Гномыч.
- А это что у тебя в руках?
- Волшебная палочка. Ее мне подарил гном Волшебник. Я живу в сказочном царстве гномов. Самого главного гнома зовут Волшебником, а я его любимый ученик. Волшебник очень умный, любознательный и добрый. Свою волшебную палочку я получил за то, что много знаю и умею.
- И вот мы с вами сейчас отправимся в сказочную страну.
Кто раньше отгадает из какой сказки произнесенная фраза и кто ее сказал:
- “Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!” (Лиса. “Заюшкина избушка”).
- “Нет, твой голос нехорош, очень тихо ты поешь!” (Мышонок. “Сказка о глупом мышонке”).
- “Стану я ржаной пирог есть!” (маша. “Гуси - лебеди”),
- “Спокойствие, только спокойствие!” (Карлсон, который живет на крыше).
- “Прощай, милая ласточка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом” (Дюймовочка).
- “А теперь краса- девица, на тебе хочу жениться!” (Муха-Цокотуха).
За правильный и быстрый ответ команда получает фишку.
В Сказочной стране можно побывать где угодно. А хотите попасть в театр и превратиться в актеров, режиссеров, костюмеров, гримеров? ( Под музыку дети садятся командами за столы, где самостоятельно прочитывают сказки, которые написали воспитанники группы “О моей кукле” и “Три друга”.) На большом столе лежат костюмы, декорации, грим и т.п. Дети готовятся к разыгрыванию сцен.
1 этап. Дети выбирают, кто какую роль будет
играть: артиста, костюмера и т.д.
2 этап. Выбирают нужные костюмы, декорации, грим.
3 этап. Готовятся к инсценированию.
Далее команды показывают свои сказки, Гном Гномыч хвалит детей и предлагает обратить внимание на свои подносы, посчитать количество фишек.
В конце занятия гном Гномыч предлагает детям дома, вместе с родителями проявить творчество, сделать совместный проект. Или организовать конкурс. А так же прощается с детьми и дарит им книгу “Сказки”.
III этап: Детское проектно- творческое моделирование.
На третьем этапе работы дети были включены в деятельность по придумыванию и изданию собственных сказок. Работа началась с обсуждения вопроса о том, что дети знают о написании и издании книг. На этот раз они сами предложили дать им время на то, чтобы собрать нужную информацию.
Собранная детьми информация легла в основу плана – модели написания любой книги. Каждый из воспитанников группы придумал свою историю, сам записал и издал книжку – малышку. Вот названия некоторых из них: “Золотая яблонька”, автор Соня Брылева; “Кот петушок”, “Три друга” Сережи Зубрилина; “Божья коровка” Ани Юрчук;
А так же сказки на олимпийскую тематику: “Как Рыжик стал чемпионом”, автор Оля Харлампиева; “Как смешарики олимп покоряли”, автор Лера Родионова.
К изданию книжек – малышек дети привлекали своих родителей, поэтому они получились очень разные и интересными.
Модель работы по постановке сказки, сочиненной детьми.
IV этап: “Наши сказки”.
Основная задача четвертого этапа заключалась в том, чтобы дети по своим сказкам разыгрывали мини – спектакли. На этом этапе работы каждый побывал в роли режиссера, руководя постановкой своего спектакля. В соответствии с выбранной ролью, каждый участник команды исполнял то дело, которое обязан выполнить.
Показ спектаклей это самое торжественное событие жизнедеятельности группы и детского сада. У каждого был свой премьерный день, своя афиша, билеты и свои зрители.
Родители помогали своим детям работать над созданием спектакля.
V этап – этап итоговой диагностики. Она показала, что уровень развития личности ребенка значительно вырос: высокий уровень – 5 детей; средний с тенденцией к высокому – 7; средний – 6 детей низкого не показал никто. Словарь детей активизировался. Они могут говорить о предмерах и явлениях. Вступать в активное речевое взаимодействие; проявляют интерес к творческой деятельности. Речь дошкольников стала эмоционально выразительной; у детей сформировалась произвольность речевого общения, активность и интерес к публичным выступлениям.
И еще один важный результат: у детей появилось чувство долга и стремление к достижениям успехов, трудолюбие, Развились познавательные и коммуникативные умения и навыки, поставленные перед собой и решения реальных задач, а так же нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы.
Таким образом развитие творческой личности ребенка через театрализованную деятельность стало средством и речевой и социальной, и интеллектуальной компетентности.