Цели:
- Способствовать формированию творческих способностей и интереса к творческой деятельности
- Развивать мышление и познавательную активность учащихся
- Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами будем развивать логическое мышление, внимание и память и познакомимся с новым стихотворением, которое нам поможет подвести итоги занятия.
Деление на команды согласно цвету жетона.
Представление жюри.
1 гейм “Разминка”
Ответить на 5 вопросов. Вопросы командам задаются по очереди.
- Сколько ножек достаточно стулу, чтобы он не качался? (3)
- Сколько единиц в дюжине? (12)
- Часы показывают без 15 минут 12. Меняем часовую и минутную стрелку местами – который час? (9)
- Продолжение романа А. Дюма “Три мушкетера” – “… лет спустя” (20)
- Роман Ильфа и Петрова “… стульев” (12)
- Роман Ю. Семенова “… мгновений весны” (17)
- Наименьшее двузначное число (10)
- Порядковый номер января в своем сезоне? (2)
- Какая нога собаке ни к чему? (5)
- Приспособление для увеличения скорости плавания (ласты)
- Ячейка для хранения меда у пчел (соты)
- Секретное условное слово (пароль)
- Антоним слова “победа” (поражение)
- Обладатель языка без костей (болтун)
- Город, “приютивший” Биг Бена (Лондон)
- Вязкий осадок на дне водоема. (ил)
- Место в пустыне, где есть вода (оазис)
- Место захоронения египетских фараонов (пирамида)
- Ее надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассейной (сковорода)
- Место, где Чуковский не рекомендует гулять детям (Африка)
2 гейм “Узнай слово”
(Развитие логического мышления)
Вспомните, какие буквы называются гласными. Сколько их в алфавите? Перечислите их. А теперь я предлагаю вам восстановить слова, в которых пропущены гласные буквы. Ответы записываете на листочке. Как только одна из команд заканчивает выполнение этого задания, все прекращают писать слова.
ГР – З - , Г – Л – С, - КЛ – Д, З – М – К, ДР
– В - , ДР – М - , Ц – Г – Н,
- РГ – Н, Л – М – Н
(Ответы: гроза, голос, оклад, дрова, драма, цыган, орган, лимон)
Листочки сдать. Устно проговорить слова.
3 гейм “Что общего?”
Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении.
Пример: хлеб, климат, подушка – общее определение “мягкий”
Какая команда быстрее подберет определение к следующим существительным.
- Дорога, воля, дисциплина (железная)
- Деревня, тетеря, старушка (глухая)
- Клен, малыш, парик (кудрявый)
- Пирог, поцелуй, сон (сладкий)
3 гейм “Озадачивающий”
(развитие зрительной памяти)
Прочитайте 3 раза эти слова, попытайтесь их запомнить. Затем, не глядя на них, ответьте на вопросы, ответы писать на бумаге крупными буквами.
МОЛОКО | РЫБА | КАНАТ | ОКНО |
СТОЛ | ЛЕС | ВЕРА | СТЕНА |
- Второе слово с начала ряда?
- Сколько в предложенных словах было существительных мужского рода?
- Вторым с конца было слово Вера?
- Все восемь слов начинались с согласной буквы?
4 гейм “Внимательный”
(проверка произвольного внимания)
Внимательно и только один раз прослушайте текст. А затем попробуйте точно ответить на вопрос. По очереди всем командам
- Света съела вечером 4 красных мухомора, а ее друг Вася утром на 3 таких же гриба больше. Сколько всего грибов съели дети? (мухоморы есть нельзя)
- Чтобы дойти до работы, Ивану Васильевичу требуется полтора часа. Вечером он возвращается домой по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясняете такую разницу? (90 минут = 1,5 часа)
- Наступил декабрь. В лесу распустились три подснежника, а потом – еще один. Сколько всего цветов распустилось? (в декабре подснежники не распускаются)
- Сколько орехов в пустом стакане? (нисколько)
Переменка “Знаете ли вы?”
Послушайте интересную информацию из раздела “Знаете ли вы?”
Неделя названа так потому, что число 7 (дней) неделимое, т.е. не делящееся без остатка. Потому и назвали период времени, равный 7 дням, НЕДЕЛЕЙ.
Понедельник – это день, который идет после недели, вторник – 2 день недели, среда – третий, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота на языке древний вавилонян значит – шесть.
5 гейм “Ты - мне, я – тебе”
Ребус – это своеобразная загадка, которая изображается при помощи букв, фигур, знаков. Если буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением буквы “в”; если одна буква находится под другой, то читать их надо с прибавлением “на”, “над” или “под”; если между буквами стоит знак (+), это означает прибавление буквы “с” или “и”. Еще одна буква может быть расположена “у” или “за” какой-то.
Отгадывают ребусы. Кто быстрее.
Каждой команде дается по 2 слова, которые они должны зашифровать.: лимонад, триумф, листопад, нутрия.
Командам предлагается отгадать составленные ребусы.
6 гейм “Спички детям не игрушки, а зарядка для ума”
Переставьте одну спичку так, чтобы получилось новое имя (буквы е и ё взаимозаменяемы). Какая команда быстрее?
- По одной задаче со спичками друг другу.
7 гейм. Развивающий канон.
Задания состоят из 6 элементов, соединенных между собой логическими, ассоциативными или иными связями. Определив тип связи по этим элементам, напишите вместо знака вопроса правильный ответ.
Ответы: Лена – Р (река), отчим – М (мачеха), осень – Ж (желтая), осень – С (сентябрь), платье – О (одежда), земля – Ж (женский род)
Подведение итогов. Награждение.
Рефлексия
В начале урока я пообещала вас познакомить с новым стихотворением под интересным названием синквейн. Причем это стихотворение мы будем писать сами. Слово синквейн произошло от французского числительного пять. Это стихотворение, которое состоит из 5 строчек, написанных по правилам. Сейчас я познакомлю вас с правилами написания синквейна.
1 строчка – это называнием темы одним словом.
Чаще это существительное, но может быть и
местоимение.
2 строчка – это определение темы в двух
прилагательных.
3 строчка – это три глагола, показывающая
действие в рамках темы.
4 строчка – фраза из четырех слов, показывающее
ваше отношение к этой теме
5 строчка – завершение темы. Как правило, это
синоним первого слова, выраженный любой частью
речи.
Сейчас я предлагаю вам подвести итог нашего занятия, написав свое собственное стихотворение.
Чтение синквейнов.
В разработке классного часа “Интеллектуальные заморочки” использованы задания из книги “Лучшие тесты на развитие творческих способностей” Н. Винокуровой, М., “АСТ- ПРЕСС”, 1999 г.