Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Действительно, вершинные творения в истории человечества – явления далеко не массовые. Но как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с определением “творческий человек”, “творческая личность”, “творческий подход к делу”. Л.С. Выготский утверждал: “…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека” (Выготский, 1997, с. 6). И наверное, стоит согласиться с популярным сейчас в психологии мнением о том, что “любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и некоторыми определенными навыками, может создать даже великое произведение” (Халперн, 2000, с. 453), а также с новыми концепциями обучения, рожденными в недрах гуманистической психологии, которые заключаются в формировании у учащихся умения действовать “здесь и теперь”. О таком обучении, ориентированном на импровизацию, догадку, творчество, писал Дж. Брунер. Об этом говорит в своей последней книге А. Маслоу: “Мы должны больше интересоваться творческим процессом, творческой установкой, творческой личностью, а не только творческим продуктом” (Маслоу, 1999, с 100).
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
- Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
- Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
- Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до “потолка” своих возможностей.
- Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
- Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
- Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие действия, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
- Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
- Использование стратегий, способствующих развитию творческих способностей детей.
- Работа с родителями.
Чему я хочу научить своих учеников? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании – человек, не боящийся мыслить.
Чтобы достигнуть поставленной цели, очень важно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в классе комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее говоря, сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися. Поэтому мой опыт преподавания в школе – это прежде всего поиск таких методов работы.
В первом классе работу по развитию творческих способностей детей я начинаю с общеизвестной сказки “Репка”. Сначала проверяю: все ли ее хорошо знают. Для этого прошу всех по очереди говорить только одну фразу из сказки. Уже это вызывает большое оживление.
Посадил Дед репку.
Выросла репка большая-пребольшая!
Стал Дед репку тянуть.
Тянет-потянет – вытянуть не может!
Позвал Дед Бабку.
Бабка за Дедку, Дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Бабка Внучку.
Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Внучка Жучку.
Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Жучка Кошку.
Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Кошка Мышку.
Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку – тянут-потянут, и вытянули репку.
Потом задаю вопрос: о чем эта сказка? И… начинается пересказ содержания. Я обращаю внимание детей на разницу между пересказом содержания сказки и ее пониманием. После долгих хождений вокруг да около, наконец появляются следующие высказывания:
- сообща можно сделать работу, непосильную даже для самого сильного;
- помощь самого слабого может оказаться решающей.
В конце урока прошу сочинить новое окончание сказки, предложив вопрос: неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, а собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались? Все ребята с удовольствием включаются в работу, и через некоторое время вырисовывается новое окончание:
“Вытащив репку, бабка сварила из нее вкусную кашу, и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой…”
Обычно эта работа со сказкой занимает целый урок.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как “пять строк”, пятистрочная строфа стихотворения.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров. После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение класса на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.
Правила составления синквейна.
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями “слово, обозначающее предмет” и “слово, обозначающее действие предмета”, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие “слово, обозначающее признак предмета”, мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями “живой и неживой” предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета. Соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна – мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на ту или иное событие, предмет.
Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.
Примеры синквейнов.
Мама Каникулы Добрая, ласковая. Солнечные, весёлые. Заботится, учит, переживает. Играем, читаем, отдыхаем. Мама дала мне жизнь. Я люблю школьные каникулы. Любовь. Отдых.
Учащиеся должны размышлять – это не подлежит сомнению. Но вне меньшей степени должны размышлять и учителя. В частности – о необходимости и разумности применения некоторых обучающих методов и приемов. И возможно – об их модификации. Если у преподавателей нет достаточного опыта, они порой склонны записать всю информацию в виде кластера – в том порядке и форме, в которых учащиеся высказывают свои мысли, т.е. без какой бы то ни было систематизации или организации идей. В этом случае преподаватель может сначала записать информацию в том порядке, в каком ее предлагают учащиеся, а затем попросить их перестроить кластер. Кластер – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Иначе ученики называют их “гроздья”. Учащимся предлагается записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом.
Насколько велик может быть кластер? Некоторые авторы полагают, что если ученики создают кластер самостоятельно, он не должен содержать больше трех-четырех элементов. Излишнее расширение кластера может потребовать слишком много времени, да и сам он может деформироваться или чересчур растянуться в каком-то одном направлении. Накопив опыт применения этой стратегии, мы обнаружим, что на самом деле кластер предлагает неограниченные возможности для “игры” с учениками и с информацией. Когда, например, дети предлагают внести что-то в кластер, но формулируют мысль недостаточно складно, я прошу: “Выразите это ясно и кратко”, “Перефразируйте, используя меньше слов”. Если учащиеся просто перефразируют информацию, вычитанную в учебнике или высмотренную на карте, я задаю им вопросы: “где?”, “когда?”, “почему?”, чтобы заставить их мыслить. Только таким образом мы выходим за пределы описательной модели мышления и достигаем мышления более аналитического, синтетического и стройного. По моему мнению, ценность систематизированного кластера, в котором есть установленные отношения между компонентами, очевидно больше, чем ценность кластера, выстроенного беспорядочно.
Существует и другой насущный вопрос: насколько основательным и полным является то знание, которое учащиеся получают, выстраивая кластер и обмениваясь информацией в группе в свободной форме? Кластер содержит совокупность существенной и несущественной информации, которую отдельные учащиеся почерпнули прежде – намеренно или случайно. Возможно, остальные не усвоят эту информацию вообще. Слишком часто мы видим, как ученик выходит с урока ровно с теми же представлениями, с какими он на него пришел. Почему это происходит? Во время урока – из-за недостатка времени или организационных ошибок – на размышление зачастую остается лишь несколько минут, и ученики не имеют возможности дополнять, исправлять и обогащать свои знания, работая в собственном ритме.
Кроме того, если они не получают на дом задания, рассчитанного на интеграцию всех имеющихся знаний, и если на следующем уроке их не просят вспомнить содержание предыдущего урока и сдать его на оценку, представленные в кластере идеи должным образом не закрепляются. Оценка ранее изученного может показаться старомодной формой работы, но в отсутствии такой обратной связи и содержательное знание, и обретенные умения легко забываются. Оценивание должно рассматриваться как звено в цепи получения долгосрочных знаний – колечко, внутри которого “старая и новая” информация разъясняется, дополняется, отбирается, исправляется, усваивается и интегрируется в более крупные единицы знания.
Примеры кластеров.
Чтение с остановками
Данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения. Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Использование данной технологии ориентировано на импровизацию, догадку, творчество.
Карта слова
Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс. Даётся слово, образуется другая словоформа, синоним, антоним, значение слова в словаре, ассоциация, предложение из словаря, своё предложение.
Примеры карты слова
Мозговой штурм
Позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также формирует нестандартное мышление. Такая технология не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Действуем по правилам:
- На обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты
- Высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать
- Все ответы фиксируются на доске
- Записанная на доске информация анализируется
- Совместно отбираются наиболее оптимальные решения
Технология критического мышления и её стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости, всё это в совокупности и составляет творческие способности.
Кому нужны творческие способности? Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Есть великая формула “дедушки” космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные”. Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.