Урок-конференция по теме "Оптические системы"

Разделы: Физика


Цель: обобщить знания учащихся, полученные при изучении раздела «Оптика» путем теоретического применения па практике.

Подготовка к конференции:

Конференция является итоговым занятием по изучению раздела «Оптика». За 3 недели учащиеся делятся на группы, получают задания (примерный перечень тем):

1. Глаз – оптическая система.
2. Зрение. Дефекты зрения и их коррекция.
3. Лупа.
4. Оптический микроскоп.
5. Телескоп.
6. Бинокль.
7. Фотоаппарат

Сообщения готовятся в виде Презентаций, по возможности используются таблицы, оптические системы.
Материал 1 и 2 тематики освещает следующие вопросы: строение глаза, ход лучей, получение изображения, нормальное зрение, дефекты зрения, коррекция, советы по профилактике и сохранению зрения. Вопросы, освещаемые в остальных докладах: исторический материал, устройство, получение изображения, практическое применение, спектр современных возможностей данного устройства.

После каждого доклада участники конференции задают членам выступающей группы интересные, тематические вопросы, вопросы практического характера (исключаются вопросы, освещенные в выступлении). Это предполагает большую подготовку всех учащихся, т.к. приходится обрабатывать достаточно много материала, касающегося всех тем конференции (некоторые примеры вопросов, подготовленные учащимися, находятся в Приложении 3). Возможны ситуации, в которых докладчик и состав его группы не могут ответить на тот или иной вопрос. В этих случаях ответить может любой участник конференции, что также отмечается в оценочном бланке, или вопрос дается на домашнее задание.

Проведение конференции

  1. Вступительное слово педагога о значении проведения данной конференции. Озвучивание регламента.
  2. Доклад «Глаз – оптическая система». Обсуждение.
  3. Доклад «Зрение. Дефекты зрения и их коррекция». Обсуждение.
  4. Доклад «Лупа». Обсуждение.
  5. Доклад «Оптический микроскоп». Обсуждение.
  6. Доклад «Телескоп». Обсуждение.
  7. Доклад «Бинокль». Обсуждение.
  8. Доклад «Фотоаппарат». Обсуждение.
  9. Подведение итогов конференции.

Оценивание работы участников конференции:

1. Группа получает подготовительный оценочный бланк (Приложение 1), в котором оценивается работа каждого этапа подготовки выступления (подбор материала, формирование текста, оформление презентации, подготовка демонстраций и т.д.).
2. При проведении конференции ведется оценивание различных видов деятельности (выступление, сопровождение выступления, актуальность вопросов, качество ответов) в бланке оценивания (Приложение 2).
3. Итоги подводятся по суммированию баллов из обоих бланков. Рассматриваются мнения и пожелания участников конференции. Конференция расчитана на 2 урока.

ХОД УРОКА

Для большинства людей слово «оптика» ассоциируется с обычными вещами: очками, линзами, оптическими магазинами и т.д. Взглянув с другой стороны, оптика тесно связана со всеми другими разделами физики, с современным качеством жизни. Современные теории атомного и молекулярного строения, высокий уровень технических устройств на производствах (измерение и контроль), светотехника в медицине, фотография, кино, телевидение…
На конференции мы осветим вопросы, касающиеся лишь некоторой части практического применения оптики.

Для проведения конференции предлагается следующий регламент: выступление – до 7 минут, обсуждение – до 5 минут, подведение итогов – до 5 минут.

Самый совершенный «прибор», дарованный природой человеку, животному миру – глаз. Поэтому мы и посвящаем ему первые два доклада в нашей конференции.

1. Доклад «Глаз – оптическая система».
2. Доклад «Зрение. Дефекты зрения и их коррекция».

На законах геометрической оптики основано устройство и действие различных оптических приборов. Оптические приборы, вооружающие глаз, можно разделить на две группы: для рассмотрения мелких объектов (лупы, микроскопы) и для рассмотрения далеких объектов (бинокли, телескопы).

3. Доклад «Лупа».
4. Доклад «Оптический микроскоп».
5. Доклад «Телескоп».
6. Доклад «Бинокль».
7. Доклад «Фотоаппарат».
8. Подведение итогов конференции.