Психологическое сопровождение дошкольника как условие организации помощи в становлении будущего школьника

Разделы: Работа с дошкольниками


Хорошо известно: то, что заложено в детстве, определяет дальнейшую жизнь человека. С этих позиций детство оценивается как очень важный жизненный этап. Детство имеет свои проблемы, свои трудности, свои нравственные коллизии. И ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.

Обучение ребёнка начинается с момента рождения и имеет целью приспособление ребёнка к требованиям жизни. Можно сказать, что весь период дошкольного детства, со всеми его особенностями, является не только базовым в определении готовности ребёнка к школе, но и стартовым в определении степени готовности маленького гражданина к предстоящим изменениям в его жизни.

Уже давно известно, что начало обучения в школе влечёт за собой изменения всего образа жизни ребёнка, его деятельности и предъявляет серьёзные требования физическому и психическому развитию ребёнка, а успешность самореализации в школьной и социальной жизни во многом зависит от того, насколько он готов к школьным нагрузкам и требованиям современного общества.

Исследования последних лет показывают, что важнейшая физическая способность человека – выносливость. Есть основания именно её рассматривать как узловую характеристику физического развития.

Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом деле.

Ясно, что одной физической готовности для успешной самореализации мало. Необходима готовность ребёнка к изменению своего социального положения. Как ребёнок будет взаимодействовать с окружающим его миром, утверждаться в школьной жизни, станет ли радостным и счастливым этот период, зависит от подготовленности не только ребёнка, но и его семьи.. к новым условиям. Поэтому психологи ставят на первый план психологическую готовность ребёнка к школе.

В рамках реализации “Программы по осуществлению преемственности между детским садом и школой” мы осуществляем психологическое сопровождение в развитии будущего школьника, а также субъектов воспитательно-образовательного процесса: родителей и педагогов. Взгляд на ребёнка как на развивающуюся личность формируется на основе научно обоснованной и определённым образом ориентированной системы взаимодействия взрослых с дошкольником. Это подтверждается определённым стилем общения, предполагающего диалог, сотрудничество, сотворчество. Одним из важнейших условий сотрудничества в ДОУ являются: - оптимальное сочетание групповых, парных и индивидуальных форм воспитания и образования;

- учёт адаптированности к особенностям развития воспитанника в разных условиях. Педагогическое творчество проявляется в организации воспитательно-образовательного процесса и при конструировании нового содержания образования, осуществляемого на основе современных методологических и теоретических подходов. Содержание деятельности отражает наличие: - эмоциональной стороны, в основе которой лежит возможность проявления эмоций, понимание ценности воспитания и развития взаимоотношений на основе деятельностного подхода;

- волевой стороны, выражающейся в действенно-практической сфере и позволяющей целенаправленно строить своё в практической сфере, прилагать волевые усилия на протяжении всего процесса деятельности, от замысла до завершения, способствовать гуманным формам общения со сверстниками и взрослыми, формировать ответственность за дела, поступки слова.

- рациональной сферы, связанной с системой знаний и способствующей адаптации воспитанника в разных ситуациях и на разных возрастных этапах, его интеграции в социальную и образовательную среду.

В своей профессиональной деятельности я использую следующие средства: - психологическое просвещение, осуществляемое через консилиумы, семинары-практикумы, диспуты, “круглые столы”, тренинги, психолого-педагогический дайвинг (метод погружения) и др.

- психологическое консультирование (индивидуальное, групповое) по итогам диагностических исследований и тестирования, результатов наблюдений и бесед с детьми и взрослыми, на основании запросов со стороны родителей и педагогов;

- коррекционно-развивающая работа в индивидуальных и групповых формах взаимодействия по специально разработанным программам сопровождения, координация деятельности взрослых на рефлексивной основе.

Подготовка детей к обучению на следующей ступени образовательной системы осуществляется на комплексной основе, охватывая все сферы жизни ребёнка. И в нашем детском саду он получает необходимую психологическую готовность к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется системой требований, которые школа предъявляет младшему школьнику. Связаны они с изменением социальной позиции ребёнка в обществе. Особенностью изменяющейся социальной ситуации развития ребёнка при переходе от дошкольного к школьному детству является, согласно исследованиям Л.И.Божович, осознанное отношение дошкольника к тому месту, которое он занимает и хочет занимать. Он хочет “быть взрослым”, как сказал Д.Б.Эльконин, и осуществлять “общественно значимую деятельность”, а не просто моделировать в игре. Проблема заключается в том, что для ребёнка-дошкольника на этапе дошкольного детства оказались сформированы представления об основных векторах человеческих взаимоотношений в ролевой игре.

Между тем на этапе школьного детства ребёнок должен “стать над ними”, т.е. научиться видеть и анализировать формирование своих отношений с окружающими и ситуациями морального выбора “со стороны”, находя компромисс между собственной оценкой происходящих событий, мнением коллектива и общественного авторитета – учителя. Ребёнок в ситуации школьной жизни учится быть не кем-то другим, а учится быть собой. Поэтому данная стадия развития личности относится многими психологами (Л.И.Божович, Д.Б.Фельдштейном и др.) к стадии социализации, а не адаптации, как на этапе дошкольного детства. Ребёнок усваивает социальную позицию “Я в обществе”. Это и предполагает формирование у дошкольника готовности к принятию новой “социальной позиции” - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. “Внутренняя позиция школьника” представляет собой “сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым” (Л.И.Божович), которая выражается в стремлении ребёнка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).

Она формируется на основе тесного, взаимодополняющего сотрудничества педагогов и родителей воспитанника.

Сформированность внутренней позиции дошкольника и младшего школьника и её влияние на отношение к школе мы исследуем на основе специальной анкеты (Диагностика внутренней позиции дошкольника и школьника. Болотина Л.Р., Микляева Н.В.)

В рамках социально-психолго-педагогического подхода правомерным является вопрос о субъективном влиянии взрослых на эффективность формирования готовности детей к школе и решения проблемы преемственности. Для решения этого вопроса используем методику “Лестница”. Родителям, воспитателям и учителям предлагается определить собственный вклад в формирование:

- интеллектуальной готовности ребёнка к школе и решения проблемы преемственности между детским садом и школой;

- эмоционально-волевой готовности ребёнка к школе и решения проблемы преемственности между детским садом и школой;

- мотивационной готовности ребёнка к школе и решения проблемы готовности ребёнка к школе.

Для этого предлагаю взрослым с помощью специального значка отметить уровень своего “вклада” на лестнице из 8 ступенек. Использую шкалу оценок, предложенную Болотиной Л.Р., Микляевой Н.В. “Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Методическое пособие. – М.:Айрис-пресс, 2005.

Серьёзное внимание уделяем формированию волевой готовности у будущего первоклассника. Убеждены, что наши выпускники должны быть готовыми к напряжённому труду, где от них понадобится умение делать не только то, что хочется, но и то, что от них потребует учитель и школьный образ жизни.

К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия – ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его, проявить определённое усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

Мы учитываем, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является единство мотивационной и оперативной сторон, т.е. характерного для ребёнка отношения с трудностями и типичных для него способов их преодоления. Поэтому наши педагоги воспитывают у детей мотивы достижения цели. Так как именно мотивы достижения цели играют первостепенное значение в формировании воли.

Интеллектуальная готовность определяется на основе сформированности произвольного внимания, памяти, умения управлять речевой деятельностью, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и сравнивать. Успешность учебной деятельности обеспечивается, так же, ярко выраженными интересами, привлекательностью умственного труда.

Все результаты диагностических исследований, показатели деятельности на развивающих занятиях, данные анкетирования родителей и педагогов, медицинские показатели относительно конкретного ребёнка заносятся в карту индивидуального сопровождения, с которой наш выпускник поступает в школу.