Использование компьютерной технологии обучения при изучении темы "Характеристика населения стран зарубежной Европы и зарубежной Азии" (10-й класс)

Разделы: География

Класс: 10


При изучении нового материала “Характеристика населения стран Зарубежной Европы и Зарубежной Азии” вполне возможно перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления учениками. Так при выполнении практической работы “Построение круговой диаграммы численности населения мира” обычным методом на выполнение уходит целый урок, так как дети долго проводят числовые вычисления - переводят миллионы человек в градусы и т.д., порой даже не хватает времени на анализ. Если для такой работы использовать компьютер, то можно построить несколько разных видов ярких, красивых, наглядных диаграмм (столбчатые, круговые, широкие и обычные гистограммы) и успеть их проанализировать.

Я предлагаю детям поработать по карточкам со статистическим материалом, построить разные виды диаграмм (использовать программу Microsoft Office Excel)и проанализировать их. Построение диаграмм идет в парах или индивидуально в зависимости от количества ПК, а анализ дается вместе с обсуждением после выполнения каждой карточки- задания. На уроках информатики еще в 6 классе они учатся строить диаграммы в электронном формате, поэтому эта работа у детей не вызывает затруднений. Важно только проследить, что бы дети правильно внесли данные карточек и четко проанализировать, проговорить каждую полученную диаграмму.

Карточка-1 “Анализ роста численности населения Зарубежной Европы и Азии в 20 веке (в млн. чел.)”. Используя данные таблицы, постройте линейные графики и проанализируйте их

Годы Зарубежная Европа Зарубежная Азия
1900 295 950
1920 329 966
1940 380 1123
1950 392 1392
1960 425 1715
1980 485 2569
2000 505 3698

Карточка- 2. “Воспроизводство населения в отдельных странах Зарубежной Европы и Зарубежной Азии” (данные на 1995 год, в промилле) Используя данные таблицы, постройте обычные гистограммы и проанализируйте их

Страна Рождаемость Смертность
Швеция 13 12
Испания 10 9
Германия 10 11
Италия 9 10
Оман 53 14
Иран 43 17
Сирия 41 16

Карточка-3. “Анализ полового состава населения в отдельных странах Зарубежной Европы и Зарубежной Азии ” (данные на конец 80-х годов, численность мужчин на 1000 женщин).

Используя данные таблицы, постройте широкую гистограмму и проанализируйте.

Регион Всего В возрасте от 0 до 14 лет В возрасте от 15 до 64 лет В возрасте старше 65 лет
Зарубежная Европа 952 1060 1000 649
Зарубежная Азия 1042 1050 1049 879

Карточка-4. “Анализ возрастного состава населения Зарубежной Европы и Зарубежной Азии” (данные в процентах). Используя данные таблицы, постройте 2 круговые диаграммы и проанализируйте.

Регион 0-14 лет (дети) 15-59 лет (взрослые) Старше 60 лет (пожилые)
Зарубежная Европа 24 59 17
Зарубежная Азия 40 54 6

Карточка-5. Задание немного усложняется, каждому выдается название страны, дети должны, используя Интернет-ресурсы, найти данные о плотности населения в заданной стране, доли городского и сельского населения. Данные собираются в одну таблицу и анализируются с учетом, что средняя плотность населения в мире 30 чел/ км2, доля городского населения в среднем в мире равна 50 процентам, в России - 74.

Учащиеся выполняют такие задания с большим интересом, и как показывает практика, такие данные откладываются у детей в долговременную память. Учитель не читает детям лекций, а учащиеся сами, используя цифровые данные и компьютерные технологии, смогли добыть знания. Большим “плюсом” является наглядность, красочность подачи материала.

Приложение 1