При изучении нового материала “Характеристика населения стран Зарубежной Европы и Зарубежной Азии” вполне возможно перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления учениками. Так при выполнении практической работы “Построение круговой диаграммы численности населения мира” обычным методом на выполнение уходит целый урок, так как дети долго проводят числовые вычисления - переводят миллионы человек в градусы и т.д., порой даже не хватает времени на анализ. Если для такой работы использовать компьютер, то можно построить несколько разных видов ярких, красивых, наглядных диаграмм (столбчатые, круговые, широкие и обычные гистограммы) и успеть их проанализировать.
Я предлагаю детям поработать по карточкам со статистическим материалом, построить разные виды диаграмм (использовать программу Microsoft Office Excel)и проанализировать их. Построение диаграмм идет в парах или индивидуально в зависимости от количества ПК, а анализ дается вместе с обсуждением после выполнения каждой карточки- задания. На уроках информатики еще в 6 классе они учатся строить диаграммы в электронном формате, поэтому эта работа у детей не вызывает затруднений. Важно только проследить, что бы дети правильно внесли данные карточек и четко проанализировать, проговорить каждую полученную диаграмму.
Карточка-1 “Анализ роста численности населения Зарубежной Европы и Азии в 20 веке (в млн. чел.)”. Используя данные таблицы, постройте линейные графики и проанализируйте их
Годы | Зарубежная Европа | Зарубежная Азия |
1900 | 295 | 950 |
1920 | 329 | 966 |
1940 | 380 | 1123 |
1950 | 392 | 1392 |
1960 | 425 | 1715 |
1980 | 485 | 2569 |
2000 | 505 | 3698 |
Карточка- 2. “Воспроизводство населения в отдельных странах Зарубежной Европы и Зарубежной Азии” (данные на 1995 год, в промилле) Используя данные таблицы, постройте обычные гистограммы и проанализируйте их
Страна | Рождаемость | Смертность |
Швеция | 13 | 12 |
Испания | 10 | 9 |
Германия | 10 | 11 |
Италия | 9 | 10 |
Оман | 53 | 14 |
Иран | 43 | 17 |
Сирия | 41 | 16 |
Карточка-3. “Анализ полового состава населения в отдельных странах Зарубежной Европы и Зарубежной Азии ” (данные на конец 80-х годов, численность мужчин на 1000 женщин).
Используя данные таблицы, постройте широкую гистограмму и проанализируйте.
Регион | Всего | В возрасте от 0 до 14 лет | В возрасте от 15 до 64 лет | В возрасте старше 65 лет |
Зарубежная Европа | 952 | 1060 | 1000 | 649 |
Зарубежная Азия | 1042 | 1050 | 1049 | 879 |
Карточка-4. “Анализ возрастного состава населения Зарубежной Европы и Зарубежной Азии” (данные в процентах). Используя данные таблицы, постройте 2 круговые диаграммы и проанализируйте.
Регион | 0-14 лет (дети) | 15-59 лет (взрослые) | Старше 60 лет (пожилые) |
Зарубежная Европа | 24 | 59 | 17 |
Зарубежная Азия | 40 | 54 | 6 |
Карточка-5. Задание немного усложняется, каждому выдается название страны, дети должны, используя Интернет-ресурсы, найти данные о плотности населения в заданной стране, доли городского и сельского населения. Данные собираются в одну таблицу и анализируются с учетом, что средняя плотность населения в мире 30 чел/ км2, доля городского населения в среднем в мире равна 50 процентам, в России - 74.
Учащиеся выполняют такие задания с большим интересом, и как показывает практика, такие данные откладываются у детей в долговременную память. Учитель не читает детям лекций, а учащиеся сами, используя цифровые данные и компьютерные технологии, смогли добыть знания. Большим “плюсом” является наглядность, красочность подачи материала.