Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь!
- Тема нашего урока “Решение квадратных уравнений”. На этом занятии повторяем знания по теме. Каждый ученик должен уметь верно и рационально решать квадратные уравнения. Эта тема является существенной в изучении следующей темы и более сложного материала математики средней школы, включая 11 класс.
Вопросы для опроса учащихся.
1. Какие уравнения называются квадратными?
Квадратным уравнением называется уравнение ах2 + вх + с = о, а 0, где а, в, с – числа, х – неизвестное.
2. Какое квадратное уравнение называется неполным?
Квадратное уравнение ах2 + вх + с = о называется неполным, если хотя бы один из коэффициентов в или с равен нулю.
ах2 = о,
ах2 + с = о, с 0,
ах2 + вх = о, в 0.
3. Какое выражение называется дискриминантом?
D = в2 – 4 ас
4. Как по дискриминанту определить, сколько корней имеет квадратное уравнение?
D > 0 - 2 корня,
D = 0 – 1 корень,
D < 0 – нет корней
5. Напишите формулу для нахождения корней.
D > 0,
D = 0,
6. Какое уравнение называется приведенным?
Квадратное уравнение вида x2 + px + q = 0 называется приведенным.
7. Как читается теорема Виета?
Если х1 и х2 – корни квадратного уравнения x2 + px + q = 0, то справедливы формулы
х1 + х2 = - р
х1 · х2 = q
(сумма корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, произведение корней равно свободному коэффициенту).
8. Сформулируйте теорему, позволяющую разложить квадратный трехчлен на множители.
Если х1 и х2 – корни квадратного уравнения ах2 + вх + с = о, то при всех х справедливо равенство: ах2 + вх + с = а (х – х1) (х – х2).
9. Какие уравнения называются биквадратными?
ах4 + вх2 + с = о, а 0.
Работа с карточками для устного опроса.
Назовите коэффициенты квадратного уравнения | 3х + 18х – 9 = 0 3, 18, -9 |
Найти сумму и произведение корней квадратного уравнения. | х2 + 7х + 6 = 0 х1 + х2 = - 7 х1 · х2 = 6 |
Решите уравнение по Т. Виета. | х2 - 8х + 15 = 0 х1 = 3, х2 = 5. |
II.
Задача №487. (Учебник Алгебра-7. Ш.А. Алимов, стр. 135)
Члены школьного кружка натуралистов отправились на катере для сбора лекарственных трав. Проплыв вниз по течению реки 35 км, они сделали трехчасовую стоянку, после чего вернулись назад. Определить скорость катера в стоячей воде, если на все путешествие ушло 7 часов, а скорость течения реки 3 км/ч.
натуралисты – это кто? | Словарь русского языка. |
Для чего собирают травы? | Белоненко Света |
лекарственные – почему? | читает пояснение |
Травы собирались летом, чтобы зимой и весной заваривать и пить витаминный чай, как общеукрепляющее средство при дефиците витаминов.
Листья смородины, малины, земляники, душица обыкновенная, сушеные плоды этих растений используют в качестве профилактического средства.
Итак, перейдем к решению задачи.
1. Какой процесс рассматривается в задаче?
движение
2. Какие величины необходимы для описания процесса?
Скорость движения, время, расстояние.
3. Как связаны эти величины?
S = V · t
4. Какой способ наглядного представления условия задачи мы выберем?
Табличный.
Пусть х км/ч – скорость катера в стоячей воде.
V, км/ч | S, км | t, ч | x+ 3 = 7 (4) |
|
По течению | (х + 3) | 35 | ||
Против течения | (х – 3) | 35 |
Составляем уравнение:
Общий знаменатель: (х + 3) (х – 3)
35 (х – 3) + 35 (х + 3) – 4(х2 – 9) = 0,
35х – 105 + 35х + 105 – 4х2 + 36 = 0
- 4х2 + 70х + 36 = 0 | : (-1)
4х2 - 70х - 36 = 0
2х2 – 35х – 18 = 0
D = в2– 4 ас = (-35)2 – 4 · 2 · (-18) = 1225 + 144 = 1369.
х1 = = 18
х2 = = - 1/2 - не удовлетворяет условию задачи, скорость не может быть отрицательной
Значит, скорость катера в стоячей воде 18 км/ч.
Ответ:18 км/ч.
Физминутка.
1. Закройте глаза и сделайте вдох и выдох. Представьте, что при вдохе в ваши глаза вливается тепло и любовь, а при выдохе вас покидают силы. Вы должны получить ощущение, будто в ваши глаза устремляется поток энергии, а затем он снова отступает. В результате при вдохе глаза слегка сдвигаются вовнутрь, наступает расслабление, а при выдохе снова чуть-чуть выдвигаются вперед. Такое движение улучшает коммуникацию между глазами и мозгом.
2. Ладонями похлопайте себя по голове – чувствительно, но не слишком сильно. При этом дышите глубоко и шумно через рот. Мы с вами активируем кровообращение в голове, тем самым несколько смягчаем посадку в глазницах.
И сейчас мы примем несколько глотков травяного чая, настоянного из листьев смородины, малины, земляники, душицы обыкновенной. Чай – источник биологически активных веществ, укрепляющих и обезвреживающих организм человека. Он приятен, но и полезен, так как лист черной смородины – первейший источник витамина С, лист малины – от простуды, душица обыкновенная – успокаивающее средство.
В народной медицине лечебные свойства этих растений известны со времен Аристотеля и Диоскорида (16 век до н.э.). Но опустимся в наше время и продолжим урок. Этот чай нам приготовила Долматова Нина Ивановна.
Работа в группах.
1 группа: Решите квадратное уравнение
3х2 + 11х + 6 = 0.
D = в2 – 4 ас = 121 – 4 · 3 · 6 = 121 – 72 = 49
х = ,
х1 =
х2 =
Ответ: х1 = - 3, х2 =
2 группа: Решите приведенное квадратное уравнение, используя т. Виета
х2 - 6х + 8 = 0
х1 + х2 = 6
х1 · х2 = 8,
х1 = 2, х2 = 4.
Ответ: х1 = 2, х2 = 4.
3 группа: Разложите на множители трехчлен: 2а2 – 5а + 2
2а2 – 5а + 2 = 0
D = 25 – 4 · 2 · 2 = 9
а = а1 = 2, а2 = 1/2
2а2 – 5а + 2 = 2 (х – 2) (х – 1/2) = (х – 2) (2х – 1)
4 группа: Составьте уравнение, если заданы корни: 4 и – 7,
x2+ px + q = 0.
x1 + x2 = - p 4 + (-7), p = 3;
x1 · x2 = q 4 · (-7), q = - 28.
Ответ: х2 + 3х – 28 = 0
5 группа: Решите уравнение:
х4 – 13х2 + 36 = 0.
Пусть х2 = t,
t2– 13t + 36 = 0
D = 169 – 4 · 36 = 169 – 144 = 25,
t = t1 = 9, t2 = 4,
х2 = 9, х2 = 4,
Ответ: х1, 2 = ± 3, х3, 4 = ± 2.
Итог урока.
Ребята, посмотрите что мы с вами сотворили за 40 минут урока. Мы создали памятку по теме “Квадратные уравнения” и подкрепили каждое правило практическим материалом, который вы наработали в группах. Вам нравится?
Дома: Решить любые 6 уравнений.
Спасибо всем за урок.