Не секрет, что любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, очень разнообразны, но обязательно в работе с детьми учитываются их психологические особенности (эмоциональное восприятие окружающего, образность и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере “чувства истории”, понимания социальных явлений и др.)
“Маленькая Родина” ребенка – это то, что его окружает. Это и природа, и памятные места города, его музеи, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, это и проблемы того места, где живет ребенок. Предоставление детям доступных исторических сведений краеведческой направленности стало для нас важной задачей.
Начав работу по Сарововедению, в старшем дошкольном возрасте мы организовали кружковую деятельность. Проводя занимательные занятия, мы заметили, как постепенно у детей формируется интерес к своему родному городу. Ребята с интересом рассматривают иллюстрации, обсуждают новые сведения. Большую гордость испытывают те дети, которые живут на улицах, названных в честь великих людей города. В самостоятельной деятельности дети часто задают интересующие их вопросы по истории города, культуре, достопримечательностях и т.д. Часто слышны рассказы детей о посещениях с родителями тех мест, о которых мы говорили на занятиях кружка.
Наряду с занятиями в группе детского сада, мы организовываем экскурсии по городу: в музеи, по памятным местам, к достопримечательностям, в памятники природы и т.д. Наш город уникален по своему расположению. На территории города расположены девять памятников природы регионального значения. Поскольку наш детский сад с экологической направленностью данное обстоятельство имеет большое значение. Это дает возможность для организации деятельности по воспитанию у малышей не только любви к природе, но и обращению их внимания к важности ее охраны, возможность участвовать во взрослых природоохранных делах.
Как формы работы при ознакомлении с родным городом мы используем:
- наблюдения
- экскурсии
- занятия
- кружковую деятельность
- дальние туристические походы
- походы выходного дня с родителями и др.
Учитывая возрастные особенности детей, нам удалось сформировать устойчивый интерес и познавательное отношение к материалу краеведческого содержания. Это позволило детям получать, как можно больше информации о родном крае, что способствовало воспитанию таких чувств, как: привязанность, любовь к городу, гордость за свой край. С другой стороны, любовь к родному краю способствовала развитию желания узнать, как можно больше о своей “маленькой Родине”.
В процессе работы пополняется предметно-развивающая среда групп. Краеведческий уголок стал неотъемлемой частью экологической комнаты детского сада. Собраны иллюстративные и познавательные материалы, созданы фотоальбомы и книжки - самоделки, сделаны подборки с фотографиями знаменитых людей. Городской музей подарил альбом “Их именами названы улицы города”.
Мы считаем, что наиболее полно осуществить задачи воспитания любви к родному краю поможет комплексный подход к решению этой проблемы. Углубляя содержание работы по ознакомлению с родным городом, мы знакомим детей с экологическими проблемами и экологическим состоянием природы в мире и в окрестностях нашего города, которые в наше становятся все более явными.
Учитывая, что у детей формируется устойчивый интерес к получению знаний о городе, мы стали вводить материал по проблемам ресурсов города: воды, воздуха, лесов, животных.…Поскольку у детей уже был интерес к городу, проблемы экологической безопасности их также заинтересовали. С сожалением они обсуждали проблемы загрязнения воды и воздуха в городе, обмеления рек и т.д. Дети высказывали свои сожаления и пожелания по сохранению природы.
Был составлен план бесед для детей подготовительной группы. Так с детьми обсуждались наиболее понятные для них проблемы:
- “ Берегите чистый воздух”
- “Как мы можем помочь сохранить чистый воздух?”
- “Вода нуждается в охране. Что угрожает нашим рекам?”
- “Учимся ценить и беречь воду”
- “Что мы сажаем, сажая леса?”
- “Представь себя совсем иным” (отношение к животным)
Каждое такое занятие заканчивается созданием какого-либо продуктивного результата: составление обращения к людям, создание плакатов, разработка эскизов природоохранных щитов и т.д. Походы по экологической тропе с “экологическим патрулем” заканчиваются уборкой мусора.
Мы знакомим детей с определенными знаками экологических проблем. Это и угроза уничтожения лесов, загрязняемый воздух, исчезновение видов животных, водный кризис и деградация земель (приложение1)
Поскольку детский сад с приоритетом по экологии, то неизменной формой работы с детьми являются природоохранные акции. Их содержание как нельзя лучше соответствует выбранным темам экологических проблем. Кружковцы активно в них участвуют. Любимыми акциями стали: “Берегиня” - сохраните чистые воды, “Сохраним елку-красавицу наших лесов” - берегите зеленый наряд планеты и др. Участвуя в этих акциях, дети сочиняют стихотворные тексты к плакатам, с родителями пишут обращения в газеты и т.д.
Еще одной формой работы стали традиционные выпуски детских эколого-краеведческих газет детского сада “Юный эколог”. Их тематика разнообразна, но всегда интересна и детям и взрослым. В газете размещаются сообщения о наиболее интересных мероприятиях, творческие работы детей и их родителей, занимательные странички с кроссвордами, загадками, отзывы родителей. Вот некоторые названия газет: “Воспитание любви к Родине”, акция детского сада “Зеленая елочка - живая иголочка”, “Эколого-туристический слет” и т.д.
Наши дети становятся постоянными участниками различных городских конкурсов, смотров, соревнований и т.д. Ежегодно участвуем в городском эколого-туристическом слете дошкольников, в мероприятиях организованных Администрацией города по благоустройству и сохранению его чистоты.
Детский сад в своей деятельности широко использует связи с социумом. Осуществляя преемственные связи со средней школой, выпускаются совместные экологические газеты, в холлах располагаются детские работы по акциям, а наши выпускники приходят в детский сад с различными театральными постановками и дарят свои работы детям.
Постоянное взаимодействие с детской библиотекой помогает создавать в детском саду выставки и библиотечки книг, природоведческого содержания. Соседство с учреждениями культуры так же позволяет разнообразить формы работы с детьми. Посещение выставочного зала, спектаклей и выставок детской школы искусств всегда дает положительный результат.
В плане повышения квалификации педагогов в течение учебного года проводится семинар-практикум по экологическому краеведению, на котором воспитатели также знакомятся с историей города, с его прошлым и настоящим. После занятий педагоги готовят материал по краеведению для работы с детьми и родителями. В результате проведенной работы разработаны конспекты по краеведению и экологическим проблемам города (приложение 2). В детском саду выпущен сборник материалов из опыта работы, которым пользуются педагоги города.
Мы отмечаем, что даже такие сложные сведения, могут быть поняты детьми дошкольного возраста при условии целенаправленной работы. Проводимая в дошкольном учреждении работа по экологическому образованию детей всегда находит свое продолжение в школе. Имеющиеся знания помогают им на уроках естествознания, экологии. Проводимые в школе открытые уроки с нашими выпускниками для педагогов детского сада это подтверждают. И не случайно наши выпускники посещают различные кружки дополнительного образования: это и занятия на станции юных натуралистов, участие в работе туристическо-краеведческого кружка при школе. Хочется верить, что все то доброе, что мы стараемся посеять в душах маленького человека, прорастет и даст свои положительные всходы. А на них образуются крепкие и полезные плоды в виде осознанного отношения к природе, желания сделать свой вклад в ее сохранение и приумножение.