Ассоциация (от лат. associatio – соединение) – закономерная связь двух или более психических процессов (психическими элементами), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В психологии ассоциация - связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей).
Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов — все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных. Этим рутинным путем повторения и наведения идут почти все умственные процессы у сухих и прозаических натур. Напротив, у людей остроумных и обладающих богатой фантазией это обычное течение каждую минуту легко может прерваться. У них одно поле духовных объектов может привести за собой другое такое, с которым первое, быть может, ни разу не сочеталось во всей предшествующей истории человеческой мысли. Связующим звеном здесь обыкновенно служит какая-нибудь аналогия между появляющимися друг за другом объектами — аналогия, которая часто бывает так тонка, что мы, хотя и чувствуем ее, все же с трудом можем найти ее основание. Как примеры этого рода укажу, что в красном цвете мы видим что-то мужественное, а в голубом что-то женственное или, что некоторые человеческие характеры напоминают нам кошку, другие — собаку, третьи, пожалуй, корову.
Повседневный опыт показывает, что наш ум может переходить от одного предмета к другому через множество промежуточных полей сознания. Мы никогда не в состоянии заранее определить цепь возможных ассоциаций. Мы не можем предсказать, о чем человек будет думать через пять минут.
По мнению основателя ассоциативной психологии английского врача Д.Хартли (1705-1757), ассоциативное мышление (associative thinking) - понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.
Многие ключевые вопросы химии, такие как химическая связь, окислительно-восстановительные процессы, электронное строение атомов и др., являются трудными для понимания, а значит и для запоминания школьников. Трудности также проявляются в том, что многие из таких вопросов изучаются в 8-м классе, т. е. на первом году обучения химии. Вся “любовь” к химии, возникшая на первых порах, именно по этой причине, то есть из-за простого непонимания, может легко перерасти в “ненависть” и справиться с ней учителю будет очень сложно. Ведь, как известно, все дети обожают “похимичить”, но как только дело касается теоретических вопросов, у некоторых проявляется буквально антипатия.
Затрудняет восприятие сложных тем также и то, что у обучающихся неодинаково развито абстрактное и пространственное мышление, способствующее пониманию химической природы мира. Первостепенной задачей учителя химии является не просто донести до ребенка смысл того или иного понятия, но и научить его самому устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности таких явлений, которые мы не имеем возможности пронаблюдать и “потрогать” своими руками на уроке. Каждый преподаватель находится в постоянном поиске методов и способов подачи материала ученику с учетом его индивидуального развития.
Чаще всего в различных изданиях представляются материалы, посвященные работе с одаренными детьми, материалы по активизации интереса к предмету, расчитанные, покрайней мере, на “среднего” ученика. А как быть с тем, кто просто не может понять и представить себе тот или иной, трудный для его восприятия материал? Ведь не секрет, что в химической науке действительно есть области сложные для понимания даже ученых умов. Если человек чего-то не уловил, недопонял, ему неизбежно становится скучно, неинтересно в дальнейшем. В связи с этим задача педагога находить самые разные способы и методы для облегчения понимания нового материала. Одним из таких приемов может быть ассоциативное мышление
К использованию на своих уроках приемов ассоциативного мышления меня подтолкнули сами дети. Как оказалось, если представить тот или иной процесс не на сложном научном уровне, а связать с чем-то привычным, знакомым и понятным для самого ребенка, то многие научные понятия становятся уже не так страшны ему, а главное – он их начинает понимать, а не просто заучивать.
Как мы можем заглянуть внутрь атома? А если во многих школах до сих пор нет компьютерной поддержки урока? И мы придумываем! Представляем, к примеру, что взаимоотношения между атомами различных химических элементов – это взаимоотношения между людьми, со своими характерами, привычками, способностями, силой и т. д.
Примером ассоциативного мышления в истории развития химии может быть представление английским химиком Дж. Томсоном в 1904 году модели атома, которую он назвал “Сливовый пудинг” (или “пудинг с изюмом”). По его гипотезе атом уподоблен капле пудинга с положительным зарядом, в которой вкраплены отрицательно заряженные “сливины” - электроны. В последствии Э. Резерфорд в 1911 году предложил Планетарную модель атома, согласно которой атом состоит из положительно заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг ядра по замкнутым орбитам подобно движению планет вокруг Солнца.
Но, прежде чем привести примеры из своей практики, проанализируем с помощью анкетирования учащихся, помогает ли им ассоциативное мышление в обучении химии.
Ученикам старших классов было предложено ответить на вопросы анкеты, которая приводится ниже.
Анкета
- Есть ли трудные для вашего понимания темы в курсе химии?
- Если да, назовите хотя бы одну из таких тем?
- Доступно ли учитель объясняет те или иные понятия?
- Что помогает вам лучше понимать и запоминать материал?
- Приведите примеры способов запоминания (свои и предложенные учителем).
- Помогает ли ассоциативное мышление усвоению материала?
- На каких еще уроках вы используете ассоциативные приемы?
Анализ анкетирования показал, что 45 % из всех ответивших усвоению нового материала помогают ассоциации. Заучивание и легкость запоминания составили 30% и 15% соответственно. Предполагаю, что данные группы также используют ассоциации, хотя и не определяют их так для себя. Другие способы запоминания материала составляют незначительную часть. По результатам опроса можно сделать выводы, что использование метода ассоциаций способствует усвоению нового материала, а также свидетельствует о необходимости дальнейшего развития ассоциативного мышления у детей.
Распределение способов запоминания среди учащихся видно на диаграмме:
В качестве примеров рассмотрю некоторые темы из школьного курса химии, где возможно использование метода ассоциативного мышления. Не следует воспринимать данные находки как руководство к действию, но, возможно, они могут пригодиться в педагогической деятельности начинающего учителя и, особенно, при работе с детьми с ослабленной памятью и вниманием.
Изучаемые темы | Процессы, понятия | Ассоциации |
Знаки химических элементов | Пример: фосфор, знак “Р”. | “Р” - это русская буква “эр”. На “эр” - слово “рыба”, в рыбе много фосфора. |
Электронное строение атомов химических элементов. | Учитель-ядро, ученики-электроны. У
каждого свое место, свой уровень и т.д. Имеются вакантные места за партами, первые парты-заполнены. |
|
Правило Хунда. Принцип Паули. | Расположение электронов на орбиталях:
вначале по одному на каждой в подуровне, затем
добавляется спаренный электрон. На одной орбитали может располагаться не более двух электронов. |
Вы входите в автобус, на сдвоенных
местах сидят по одному пассажиру, но есть и
свободные. Конечно, вы сядите на свободное
сдвоенное место один. Так удобнее. Кроме того, в транспорте не бывает мест, где сидели бы более двух человек. |
Химическая связь. | Причины образования той или иной
химической связи. Смещение общей электронной пары к одному из элементов. |
Химические элементы, как и люди, стремятся к стабильности. Поэтому “встречаются”, “дружат” прочно или не очень, расстаются. Все зависит от характера.. |
Окислительно-восстановительные процессы. | Окисление. Окислитель. Восстановление. Восстановитель. |
Если ты потерял что-либо, настроение грустное, кислое – окисление. А когда ты нашел свою пропажу, настроение восстановилось – восстановление. Тот, кто помог восстановить настроение - восстановитель. |
Металлические свойства. | На внешнем уровне атомов металлов 1-3
электрона, которые легко отдают, проявляя
восстановительные свойства. Усиление металлических свойств элементов одной подгруппы с увеличением радиуса их атомов. |
1-3 “рубля” в кармане – это мало.
Потеряешь и не заметишь. Ученик, сидящий за последней партой, легче отвлекается на уроке, т. е. отрывается от основного занятия. |
Неметаллические свойства. | На внешнем уровне атомов неметаллов 4-7 электронов, которые чем их больше, тем труднее отдают, но легче принимают электроны, проявляя окислительные свойства. | Чем больше денег в кармане, тем труднее
их потерять. Если есть большой капитал, то легче заработать еще. |
Сравнение свойств металлов и неметаллов. | Как в предыдущих строках. | |
Электроотрицательность. | Электроотрицательность. Смещение электронов к более электроотрицательному элементу. |
1. “Жадность” к электронам. 2. Поговорка “тянуть одеяло на себя”. 3. Из двух друзей всегда кто-то лидирует. |
Химические реакции. | Реакция взаимодействия с кислородом –
реакция окисления. Реакции замещения и обмена. |
Буква “О”. На “О” - окисление. Демонстрируем, меняя или замещая учеников на их местах за партой. |
Структура органических соединений. | Полимеры. Их образование и структура. Разрыв химических связей при полимеризации. Изомерия углеродного скелета. |
Бусы или цепочка (украшение). Звенья
могут быть одинаковые или разные, в определенном
порядке. Чтобы соединить звенья между собой
вначале надо разомкнуть каждое звено. Если учеников пересадить подругому за партами, то состав класса не измениться, но от этого может измениться дисциплина и успеваемость. |
Валентность. Степень окисления. | У вас есть какая-то сумма денег, вы пришли в магазин и можете потратить всю сумму или часть ее. Потраченная сумма равна степени окисления. А возможности - это валентность. |
Для развития ассоциативного мышления обучающихся на уроках и дополнительных занятиях в школе №26 г. Белово систематически используются нестандартные задачи. С целью выявления результативности применения таких задач, их роли в формировании навыков и умений, учащихся в учебный план введен курс групповых занятий “Решение задач с нестандартными формулировками” для учащихся 9-х классов.
В качестве примера приведу несколько задач без их решения.
Задача 1.
Вподвале дома обнаружен ящик гвоздей. От плохого хранения многие из них были покрыты ржавчиной. Что представляет собой ржавчина с химической точки зрения?
Каким простым способом можно удалить ржавчину? В ответе приведите химические формулы и уравнения реакций.
Задача 2.
Молодая хозяйка повесила сушить белье на железную проволоку, натянутую между стойками, вместо бельевого шнура. Когда белье высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье “ржавые” полосы.
Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен?
Задача 3.
В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые изготовлены из металлов и их сплавов. Но вот беда: при хранении металлические изделия подвергаются коррозии. Укажите условия хранения металлических изделий, чтобы срок их службы был как можно дольше. Какие химические процессы могут происходить с инструментами при неправильном хранении? Объясните, почему новые металлические изделия покрыты смазкой, лаком или обернуты промасленной бумагой.
Особенности преподавания данного курса заключаются в следующем:
1. В связи с особенностью этих задач (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) они вызывают повышенный интерес у школьников, развивают любознательность. Ученикам нравится находить пути решения этих задач.
2. Решение задач по химии развивает логическое и ассоциативное мышление. Учителя математики и физики также отмечают все большее внимание к “трудным” задачам по их предметам. Это говорит об общем укреплении навыков и развитии умений решать сложные задачи естественно-математического цикла.
3. Эти задачи способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу. Таким образом, появляется мотивация не только к изучению химии, но и к учебе в целом.
4. Самостоятельный поиск путей решения повышает прочность знаний, качество обучения.
5. Систематическое применение таких заданий может служить подготовкой (начальной ступенью) для дальнейшей профилизации учащихся в 10–11-х классах.
Все вышеизложенные предложенные мной способы рассуждений являются результатом многолетней совместной деятельности учителя и ученика. Возможны другие взгляды и подходы к тем или иным темам, другие ассоциации, иной ход рассуждений. Важно, чтобы учитель не навязывал своих ассоциаций, советовался с учениками, ведь, как уже было сказано, восприятие мира индивидуально. Если дети на уроке предлагают свои варианты запоминания того или иного химического понятия, это свидетельствует о многом. Прежде всего, о том, что у них есть интерес к предмету, мотивация к изучению химии, а самое главное, что у детей развивается способность рассуждать, сравнивать, анализировать. Все это в комплексе не только “работает” на учителя-предметника, но и на педагога в широком смысле слова. Ведь наша задача не только научить ребенка химии, а также воспитать интеллектуально развитую личность.