Опыт работы по теме "Особенности развития познавательных процессов мальчиков и девочек в процессе обучения"

Разделы: Работа с дошкольниками


Как бы ни было велико разнообразие людей, толстых тонких, темных и светлых, в шубах или пальто, мы всегда с уверенностью выделяем среди них две группы – мужчины и женщины.

На современном этапе развития, как педагогической науки, так и общества в целом, когда проблемы образования и воспитания находятся в центре внимания психологии и педагогики, закономерно обращение специалистов к вопросам “полового воспитания”.

Ведь воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, они растут в разных мирах. Каждый из них живёт в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что второго мира нет, нет другого образа поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ.

Итак: вот они перед нами: мальчики и девочки.

Некоторые вопросы дифференцированного подхода в воспитании и обучении мальчиков и девочек уже поднимались на страницах педагогической литературы. Но в основном они касались физического развития детей.

Поэтому, обучая детей на занятиях по физической культуре, мы учитываем некоторые аспекты такого дифференцированного обучения, а именно:

  • это учет сенситивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, то есть девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на 5–6 году, а мальчики – на седьмом. Или точность воспроизведения временного параметра (на скорость) у мальчиков в 6 лет выше, чем у девочек, и т.д.
  • это осуществление общей физической подготовки с учетом дозирования в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий (подготовительная группа).
  • предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий для мальчиков, пластичности, выразительности, грациозности – для девочек.

Эти направления мы реализуем в процессе обучения на физкультурных занятиях в той части занятия, когда идёт работа по основным видам движений, спортивным упражнениям; эта часть работы планируется отдельно для мальчиков и девочек, а остальные части занятия проводятся фронтально со всеми детьми. Но это мы делаем только в подготовительной группе. Такие занятия мы проводим 2 раза в месяц.

А также мы учитываем эти моменты при распределении детей по секциям;

  • Девочки – танцевальный,
  • Мальчики – школа мяча

Но на других занятиях вопросы дифференциации по половому признаку никак не решались.

К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для воспитателей детского сада не содержит рекомендаций по дифференцированному обучению мальчиков и девочек. Обучение носит бесполый характер, в результате этого, когда речь заходит о готовности к школе, то традиционно выплывает образ некоего усредненного ребенка, лишенного индивидуальности.

В чем должен проявиться этот дифференцированный подход, какова его специфика при работе с малышами и выпускниками детского сада? Ответов на эти вопросы нет.

Но и оставить этот вопрос без внимания тоже нельзя.

Работая в этом году по вопросу “Особенности развития познавательных процессов мальчиков и девочек в процессе обучения”, мы начали по крупицам собирать и нарабатывать небольшой практический опыт.

Работа проводилась в тесном сотрудничестве с психологом.

Цель нашей работы заключалась в следующем:

  • повысить методическую грамотность педагогов по вопросу “Развитие познавательных процессов мальчиков и девочек”.
  • выявить проблемы, с которыми сталкиваются дети и педагоги в процессе обучения
  • выработать практические рекомендации для педагогов в работе на занятиях с мальчиками и девочками.

Свою работу мы начали с изучения методической литературы по данному вопросу. Этой литературы очень мало, а практических рекомендаций по данной теме совсем нет, опыта работы как такового тоже нет.

Чтобы более широко осветить этот вопрос, разработали семинар-практикум, который состоит из 3-х занятий:

На первом занятии рассмотрели теоретические вопросы данной проблемы, а именно:

  1. “Роль половых психологических особенностей в становлении личности ребёнка”
  2. “Как думают и воспринимают этот мир мальчики и девочки”
  3. “Как отображается мир в рисунках мальчика и девочки”

И ответили на вопрос: “Почему же мальчики и девочки такие разные ?”.

На 2 занятии рассмотрели вопрос: “Особенности развития познавательных процессов мальчиков и девочек и попытались проследить как “теория” соприкасается с “практикой”, то есть, проводя диагностические исследования познавательной сферы детей, способов мышления мы хотели посмотреть, сильно ли мальчики отличаются от девочек. Ведь прежде работая и обследуя детей, мы не делали акцент на мальчиков и девочек.

Специальной методики обследования не существует.

Поэтому познавательную сферу мы смотрели по традиционным хорошо известным нам методикам:

  1. Методика Венгера А.Л. “Беседа на осведомленность”. Цель: выявить общую осведомленность об окружающем мире, какой накоплен запас знаний.
  2. Методика “ДА – нет” Гуткина. Цель: исследование произвольности внимания.
  3. Методика “Последовательности событий” Бернштейн А.Н. Цель: исследование логического мышления и речи. И другие.

Это обследование проводил психолог.

Определение способа мышления взяли из ж-ла “Дошкольное воспитание” № 12/2003г. По методике Каплуновича И.Я. Обследовались дети старших и подготовительных групп.

По результатам обследования мы получили следующие результаты:

  • осведомленность об окружающем мире лучше развита у девочек (55%), они более внимательны и общительны.
  • у мальчиков лучше развита словесно логическая память (42%), у девочек лучше эмоциональная (45%).
  • у мальчиков зрительное восприятие лучше (49%), чем у девочек (35%).
  • у девочек лучше развито воображение (50%), мальчики (37%).
  • логическое мышление мальчики (40%), девочки (35%).

По процентному соотношению, конечно же видно, что это соотношение относительно, и это не значит, что какие-то психические процессы лучше и выше развиты у одних или других. Но если ребенок идет на низкий уровень, нужно учитывать мальчик это или девочка. И, исходя из особенностей познавательной сферы, строить индивидуальную работу. При обследовании типов мышления получили такие результаты.

Теория Каплуновича Практика 52 ребенка
 

Девочки:

  • топологический
  • порядковый

Мальчики:

  • Композиционный
  • Проективный

Мальчики и девочки: метрический

3 группы
  • метрический
  • композиционный
  • топологический


  • проективный
  • порядковый

педагоги 7 человек

  • 4 топологический
  • 2 порядковый
  • 1 метрический

Вывод: педагог – ориентирован на девочек.

Наблюдая детей во время занятий мы отметили следующие моменты:

- если на занятии познавательная задача идет на информационном уровне, то мальчики быстро теряют к ней интерес (молодые специалисты). Необходимо больше исследовательских задач, больше наглядности.

- мальчики на занятиях не всегда сразу принимают учебную задачу, и им требуется дополнительное объяснение в индивидуальной форме (занятия по аппликации, ручному труду). Быстрее приступают к выполнению задания девочки.

- в начале занятия больше отвлекаются мальчики.

- девочки лучше воспринимают инструкцию, если она эмоционально окрашена, мальчикам же важно получить инструкцию, чтобы педагог проговорил правила и условия деятельности.

Например девочкам:

- сегодня мы будем пересаживать цветы, чтобы они лучше росли и были еще более красивы.

Мальчикам:

- сегодня мы будем пересаживать цветы. Для этого нам необходимо то-то, то-то…

- если дидактический материал и цель занятия не охватывают все стороны познавательной деятельности детей, то внимание и интерес пропадает как у мальчиков, так и у девочек.

- девочки более аккуратны, чем мальчики.

- мальчики отрицательную оценку воспринимают только если она четкая и краткая, а если она длинная и монотонная, то ребенок её не воспринимает.

Например девочки:

- у тебя не получилось, потому что…, если бы ты взяла эти краски и смешала…

Мальчики:

- у тебя не получилось, потому что торопился.

Вот оказывается, какие они разные мальчики и девочки. Как же им трудно когда педагог предлагает им одинаковые пути к знанию. А сами они еще слишком малы и слишком плохо знают самих себя, чтобы выбирать и протаптывать свои тропинки, познавать мир другими способами, мыслить иначе, чем предлагает педагог.

И на 3 занятии мы формулировали проблемы, которые встают перед нами когда мы обучаем мальчиков и девочек:

1. Воспитатель – женщина.

2. Особенности развития познавательных процессов мальчиков и девочек.

3. Как построить занятие, чтобы учитывались интересы и мальчиков и девочек.

4. Включаемость в занятие (период работоспособности) у мальчиков и девочек.

5. Это занятие мы провели в форме деловой игры “Педагогический аквариум”. Педагоги делились на 4 группы по 5 – 6 человек, выбирали проблему. Им давалось время на обдумывание, потом они предлагали решение проблемы.

В окончательном варианте наши рекомендации выглядят так:

  • Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.
  • При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

А) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста)

Б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола

В) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков

Г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.

  • Проводить КВН, викторины типа “А ну-ка мальчики!”, “А ну-ка девочки!” 1 раз в 2 месяца.
  • При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки (вариант) садить детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга.
  • В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание мальчиков.
  • При объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Это важно для мальчиков.

План семинарских занятий для воспитателей

По проблеме: “Особенности развития познавательных процессов мальчиков и девочек в процессе обучения”

Занятие №1.

Тема: “Теоретические вопросы проблемы развития мальчиков и девочек.”

  1. Консультация: “Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка” психолог Дутова Е.В.
  2. Консультация: “Как думают и воспринимают этот мир мальчики и девочки?” зам.зав по ВМР Денисенко Е.В.
  3. Реферат: “Как отображается мир в рисунках мальчиков и девочек?” изоруководитель Зайченко В.Н.

Домашнее задание:

  1. Самостоятельное изучение литературы.
  2. Провести обследование познавательной сферы мальчиков и девочек.
  3. Сделать анализ основных способов мышления детей в старших и подготовительной группах.
  4. Провести наблюдение за деятельностью мальчиков и девочек на занятии.

Занятие № 2.

Тема: “Особенности развития познавательных процессов мальчиков и девочек.”

1 Дискуссия: Каково ваше мнение?

Вопросы:

  1. Как развивается мышление мальчиков и девочек?
  2. Как познают мир мальчики и девочки?
  3. Как вы считаете, ярко ли выражены эти различия в практике работы с детьми?
  4. Нужно ли раздельное обучение? (ст.воспитатель Денисенко Е.В.)

2

а) Анализ обследования познавательной группы: (психолог Дутова Е.В.)

б) “Какой способ мышления преобладает у детей моей группы?” Красавина Г.И., Королева О.М., Михалюк Г.Н.

Домашнее задание: Разработать предложенные проблемы и предложить способ решения данной проблемы из опыта работы.

 Занятие № 3.

Тема: “Роль педагога в процессе обучения мальчиков и девочек.”

Цель: Выбрать рекомендации в помощь педагогам для организации обучения с учетом особенностей развития познавательных процессов мальчиков и девочек.

1 часть.

Деловая игра “Педагогический аквариум”.

Педагоги делятся на 4 группы по 5–6 человек, выбирают проблему. Им дается время на обдумывание и принятия решения.

  • 1 проблема: Воспитатель – женщина.
  • 2 проблема: Как построить занятие, чтобы познавательные процессы у детей развивались равномерно?
  • 3 проблема: Как построить занятие, чтобы учитывались интересы и мальчиков, и девочек?
  • 4 проблема: Включаемость в занятие (период работоспособности) у мальчиков и девочек.

2 часть.

Анализ работы цикла семинарских занятий по данной теме. Разработка рекомендаций.

Список литературы:

1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. “Мальчики и девочки два разных мира” Москва 1998г.

2. “Ребенок в детском саду” №2/2003г. Стр. 30

3. Тихомирова Л.Ф., Багров А.В. “Развитие логического мышления детей” Ярославль “Академия развития” 1997г.

4. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей” Ярославль “Академия развития” 1997г.

5. Урунтаева Г.А. “Диагностика психологических особенностей дошкольника”.

6. Богаова Н. “Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек” дошкольное воспитание № 12/2003г. Стр. 72.

7. Краготкина И. “По-разному или одинаково думают мальчики и девочки” дошкольное воспитание № 12/2003г. Стр.44.

8. Козлова С.А. “Мой мир”.

9. Короленко И.П. “Мифология сна” Красноярск 1994г.

10. Конданова Ю.В. “Стратегия гендкрского образования и воспитания в России” журнал “Детство” №5/2003г.

11. Ефремов К. “Он и она: мобильность и стабильность” журнал “Народное образование” № 6/2003г.

Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками.

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”