Урок физики в 7-м классе по теме "Условия плавания тел"

Разделы: Физика


Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Дидактические цели:

  • создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления новых знаний об условиях плавания тел,
  • способствовать осмыслению связей этого материала с ранее изученным.

Задачи:

Познавательные:

  • выяснение условий плавания тел,
  • объяснение физических явлений с точки зрения нового материала,
  • формирование представлений о логике научного познания.

Воспитательные:

  • создание ситуаций для самостоятельного принятия решений и проявления инициативы,
  • воспитание толерантных качеств.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных умений,
  • развитие познавательной активности,
  • развитие познавательного интереса к предмету.

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная,
  • парная,
  • групповая,
  • коллективная.
№ п/п Структура урока

(этапы)

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Приветствие. Готовность к уроку.
2. Актуализация, целеполагание и мотивация. Демонстрация: 2 сосуда с водой, опускаем в них шарик из картофеля. В одном тонет, в другом всплывает. Почему?

А в жизни мы встречаем разное поведение тел из разных веществ в жидкостях?

А интересно узнать, почему так происходит?

Тема: “Условия плавания тел”

Какой будет наша цель?

Формулируем цель вместе:

“Изучить условия плавания тел и применить полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений”

Выдвигают гипотезы.

Приводят примеры.

Да.

Записывают в тетради.

Предлагают.

Записывают в тетради.

3. Изучение нового материала. На столах: стакан с водой, пробка, гвоздь, кусочек парафина на кнопке.

Задание: проверить, как ведут себя эти тела в жидкости.

Как вы объясните наблюдаемые явления?

Задание: вспомнить, какие силы действуют на каждое из тел в воде.

Давайте изобразим любой из этих случаев в виде рисунка.

Fтяж = Fарх

mg =Image779.gif (118 bytes)ж Vт g

Image779.gif (118 bytes)т Vт g = Image779.gif (118 bytes)ж Vт g

Image779.gif (118 bytes)т = Image779.gif (118 bytes)ж

Сделайте вывод о том, при каких условиях тело плавает внутри жидкости.

Предлагаем записать по аналогии условия для оставшихся случаев, когда тело тонет и всплывает.

Проверяем: на откидной доске – правильные записи.

Обобщим полученные выводы в таблице:

  плавает тонет всплыв.
сравн. сил      
сравн. плотн.      
Работают в парах.

1) Проводят эксперимент.

2) Что увидели – фронтально.

3) Советуются. Высказывают гипотезы от четверок.

Гипотезы записываем на доске.

Отвечают: Fтяж, Fарх.

Выбирают случай и рисуют вместе с учителем.

Записывают в тетрадях.

Делают вывод, отмечают условия рамкой.

Делают рисунки, пишут формулы.

Самоконтроль. Проверяют, все ли верно. При необходимости исправляют.

Листочки с незаполненными таблицами лежат на партах. Учащиеся заполняют таблицы.

4. Первичная проверка понимания. Предлагаем объяснить результаты эксперимента с гвоздем, пробкой и парафином на основе полученных знаний и с использованием таблицы. Объясняют фронтально и возвращаются к гипотезам, записанным на доске. Подтвердились или нет?
5. Первичное закрепление. Раздаточный материал: таблицы плотностей.

Задания группам:

1) Можно ли построить плот из лиственницы?

2) Как поведет себя кусочек оргстекла, случайно попавший в жидкий мед?

3) Как вести себя при команде “Газы. Хлор” и “Газы. Аммиак”?

4) Почему в коктейле разные напитки могут располагаться слоями, не смешиваясь?

Предлагаем обсудить работы групп.

Работают в четверках.

Один представитель группы рассказывает о своем задании.

6. Подведение итогов. Предлагаем вспомнить опыт с картофелем и ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Обратить внимание, что мы изучали новый материал, пользуясь логикой научного познания.

Отвечают с точки зрения полученных новых знаний. (Очевидно, плотность воды во втором сосуде больше)

Факты=>Модель=> Следствие=>Эксперимент

7. Рефлексия. Создаем условия для объективной оценки своей деятельности учащимися.

Прием незаконченных предложений:

“Я сегодня на уроке понял, что…”

“Мне было особенно трудно…”

“Для меня осталось непонятным…”

Оценивают собственную деятельность на уроке.

Отвечают письменно на листочках, кто хочет – вслух.

8. Домашнее задание. Запись дифференцированного задания на доске.

Опережающий вопрос: “Железный гвоздь утонул, тогда почему корабль из железа не тонет?”

Получают уровневые домашние задания.

Условия плавания тел.

Факты Опыт: Гвоздь тонет, пробка всплывает

Факт: тела из разных веществ по-разному ведут себя в жидкостях.

Модель

Всплывает

Плавает

тела < жидкости

Тонет

тела = жидкости

тела > жидкости

Следствие Сплав древесины по реке.

Водные животные обладают менее массивными и прочными скелетами (т.к. водных животных воды)

Стволы водных растений более эластичны, чем у наземных растений

(т.к. водных растений воды)

Погружение в воду якоря корабля.

Эксперимент Экспериментальная задача:

Проверьте, как ведёт себя яйцо (или картофелина) в пресной воде и в солёной. Объясните увиденное.