Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Дидактические цели:
- создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления новых знаний об условиях плавания тел,
- способствовать осмыслению связей этого материала с ранее изученным.
Задачи:
Познавательные:
- выяснение условий плавания тел,
- объяснение физических явлений с точки зрения нового материала,
- формирование представлений о логике научного познания.
Воспитательные:
- создание ситуаций для самостоятельного принятия решений и проявления инициативы,
- воспитание толерантных качеств.
Развивающие:
- развитие коммуникативных умений,
- развитие познавательной активности,
- развитие познавательного интереса к предмету.
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная,
- парная,
- групповая,
- коллективная.
№ п/п | Структура урока (этапы) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1. | Организационный момент | Приветствие. | Готовность к уроку. | ||||||||||||
2. | Актуализация, целеполагание и мотивация. | Демонстрация: 2 сосуда с водой, опускаем
в них шарик из картофеля. В одном тонет, в другом
всплывает. Почему? А в жизни мы встречаем разное поведение тел из разных веществ в жидкостях? А интересно узнать, почему так происходит? Тема: “Условия плавания тел” Какой будет наша цель? Формулируем цель вместе: “Изучить условия плавания тел и применить полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений” |
Выдвигают гипотезы. Приводят примеры. Да. Записывают в тетради. Предлагают. Записывают в тетради. |
||||||||||||
3. | Изучение нового материала. | На столах: стакан с водой, пробка,
гвоздь, кусочек парафина на кнопке. Задание: проверить, как ведут себя эти тела в жидкости. Как вы объясните наблюдаемые явления? Задание: вспомнить, какие силы действуют на каждое из тел в воде. Давайте изобразим любой из этих случаев в виде рисунка. Fтяж = Fарх mg =ж Vт g т Vт g = ж Vт g т = ж Сделайте вывод о том, при каких условиях тело плавает внутри жидкости. Предлагаем записать по аналогии условия для оставшихся случаев, когда тело тонет и всплывает. Проверяем: на откидной доске – правильные записи. Обобщим полученные выводы в таблице:
|
Работают в парах. 1) Проводят эксперимент. 2) Что увидели – фронтально. 3) Советуются. Высказывают гипотезы от четверок. Гипотезы записываем на доске. Отвечают: Fтяж, Fарх. Выбирают случай и рисуют вместе с учителем. Записывают в тетрадях. Делают вывод, отмечают условия рамкой. Делают рисунки, пишут формулы. Самоконтроль. Проверяют, все ли верно. При необходимости исправляют. Листочки с незаполненными таблицами лежат на партах. Учащиеся заполняют таблицы. |
||||||||||||
4. | Первичная проверка понимания. | Предлагаем объяснить результаты эксперимента с гвоздем, пробкой и парафином на основе полученных знаний и с использованием таблицы. | Объясняют фронтально и возвращаются к гипотезам, записанным на доске. Подтвердились или нет? | ||||||||||||
5. | Первичное закрепление. | Раздаточный материал: таблицы
плотностей. Задания группам: 1) Можно ли построить плот из лиственницы? 2) Как поведет себя кусочек оргстекла, случайно попавший в жидкий мед? 3) Как вести себя при команде “Газы. Хлор” и “Газы. Аммиак”? 4) Почему в коктейле разные напитки могут располагаться слоями, не смешиваясь? Предлагаем обсудить работы групп. |
Работают в четверках. Один представитель группы рассказывает о своем задании. |
||||||||||||
6. | Подведение итогов. | Предлагаем вспомнить опыт с картофелем
и ответить на вопрос, поставленный в начале
урока. Обратить внимание, что мы изучали новый материал, пользуясь логикой научного познания. |
Отвечают с точки зрения полученных
новых знаний. (Очевидно, плотность воды во втором
сосуде больше) Факты=>Модель=> Следствие=>Эксперимент |
||||||||||||
7. | Рефлексия. | Создаем условия для объективной оценки
своей деятельности учащимися. Прием незаконченных предложений: “Я сегодня на уроке понял, что…” “Мне было особенно трудно…” “Для меня осталось непонятным…” |
Оценивают собственную деятельность на
уроке. Отвечают письменно на листочках, кто хочет – вслух. |
||||||||||||
8. | Домашнее задание. | Запись дифференцированного задания на
доске. Опережающий вопрос: “Железный гвоздь утонул, тогда почему корабль из железа не тонет?” |
Получают уровневые домашние задания. |
Условия плавания тел.
Факты | Опыт: Гвоздь тонет, пробка всплывает Факт: тела из разных веществ по-разному ведут себя в жидкостях. |
Модель | Всплывает Плавает тела < жидкости Тонет тела = жидкости тела > жидкости |
Следствие | Сплав древесины по реке. Водные животные обладают менее массивными и прочными скелетами (т.к. водных животных воды) Стволы водных растений более эластичны, чем у наземных растений (т.к. водных растений воды) Погружение в воду якоря корабля. |
Эксперимент | Экспериментальная задача: Проверьте, как ведёт себя яйцо (или картофелина) в пресной воде и в солёной. Объясните увиденное. |