Материал:
- картинки с изображением рыб (карась, осётр, таймень, голомянка, хариус, ёрш, щука, налим, сом, плотва, лещ, окунь );
- Мудрый Пескарь – плоскостное изображение рыбы;
- карточки разного цвета с вопросами на каждого ребёнка (“пригласительные билеты”);
- аквариумная рыбка в банке с водой (подарок);
- флажки, тазики с водой, салфетки для вытирания рук.
Предварительная работа:
Здоровьесберегающие технологии:
- Физкультминутка: подвижная игра “Рыбак”;
- Смена динамических поз;
- Пальчиковая игра “По музею мы ходили..”
- Игры с водой.
Программное содержание занятия:
- Продолжить работу по обучению детей составлять описательные рассказы по модели Закрепить знания детей о названиях некоторых рыб наших водоёмов (карась, осётр, ёрш, щука, налим, сом, плотва, лещ, окунь), внешнем виде, питании, месте обитания, способах передвижения); рыбах озера Байкал (хариус, осётр, голомянка, омуль). Развивать умение употреблять в речи сложные предложения, обогащать словарь (слова-экспонаты, экспозиция)
- Развивать внимание, память, логическое мышление (умение сравнивать, анализировать)
- Воспитывать навыки позитивной коммуникации (договариваться о совместной работе, быть доброжелательным, слушать товарища, не перебивая его.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Приглашаю детей поиграть:
Пальчиковая игра “По музею мы ходили..”
- Ребята, а кто из вас был в музее?
- В каком музее вы были?
/предположительные ответы детей/
-Сегодня я тоже хочу вас пригласить в “музей”. Этот музей не простой.
Это музей рыб.
- Хотите пойти?
-Хранитель этого музея – Премудрый Пескарь. Вот он какой (плоскостное изображение)
-Мудрый Пескарь принёс нам пригласительные билеты, но не простые, а с заданиями. Билет получит тот, кто ответит на вопрос.
-Вы согласны? Тогда слушайте внимательно.
2. Активизация словаря, закрепление знаний.
1.О ком говорится в этой загадке: “У родителей и деток вся одежда из монеток?
2.Как мы называем рыб, которые живут в реке, море, аквариуме?
3.Для чего рыбе хвост? Плавники?
4.Как вы думаете, для чего рыбе чешуя?
5. Для чего рыбе жабры?
6.Из чего появляются рыбы?
-Молодцы! Все справились с заданиями. И все получили билеты.
-Ребята, посмотрите, а Мудрый Пескарь почему-то грустный. Что с ним случилось?
(рассуждения детей)
- Премудрый Пескарь сказал мне, что когда он ждал нас в гости, готовил экспонаты, то открыл окно, чтобы проветрить помещение. Но налетел ветер, и картинки разлетелись. Что же ему теперь делать?
(предположительные ответы детей)
- Уважаемый Пескарь, мы с ребятами тебе поможем и расставим все картинки по своим местам.
- Поможем, ребята?
(Дети собирают картинки с изображением рыб)
- Ребята, а как же мы узнаем, где какая картинка находилась?
(ответы детей)
-Правильно, ребята, возле каждой картинки есть описание. Я сейчас прочитаю, а вы расставляйте.
(читаю описание “экспонатов”)
- У кого такая рыба? Как она называется?
-Ребята, Мудрый Пескарь говорит, что в “музей”, для пополнения экспозиции прислали новые “экспонаты”, и он просит вас помочь ему разместить их на выставке. Но не знает, справитесь вы или нет?
-Как вы думаете, справимся?
(ответы детей)
-Посмотрите, вам знакомы эти рыбы? Где водятся эти рыбы? А вы знаете, как они называются?
(Осётр, голомянка, омуль, хариус; водятся в озере Байкал)
-Чтобы разместить их на выставке, что нужно сделать? Как посетители могут догадаться, что это за рыба? Что нужно сделать?
(предположительные ответы детей).
-Правильно, нужно составить рассказ.
-А для того, чтобы работа шла быстрее, объединимся в пары. Посмотрите на цвет своих билетиков и найдите свою пару. Нашли свою пару? Хорошо.
3. Составление описательного рассказа по предметной картинке
-Ребята, выберите себе понравившуюся картинку. Рассаживайтесь как вам удобно, посовещайтесь и составьте рассказ о вашей рыбе.
(обращаю внимание на план-схему составления описательного рассказа)
Если кто затрудняется, поможет вот эта модель.
- Вы не забыли, что означают эти знаки?
(опрос по знакам: что означает каждый знак, дети отвечают)
- Я вижу, что вы всё помните. Я даю вам время на подготовку. Кто будет готов, поднимет флажок.
А я ваши рассказы буду записывать.
(Дать время на подготовку)
- Кто готов?
-Кто из вас будет рассказывать первым?
-Кто дополнит?
(дети рассказывают по схеме)
4. Анализ рассказа
- Витя, как ты считаешь, Настя всё рассказала, ничего не пропустила, у тебя есть что дополнить.
-Ребята, чей рассказ вам понравился больше? Почему?
- А тебе, Мудрый Пескарь, чей рассказ понравился больше?
(Пескарь “говорит”, что ему все рассказы понравились, и благодарит за помощь).
Предлагаю детям поиграть.
5. Физкультминутка. Игра “Рыбак”
-Я буду рыбаком, это моя удочка (скакалка), а вы рыбками.
Дети приговаривают: “Рыбак рыбачек, ты поймай нас на крючок”.
(Тот, кого задели скакалкой, выходит, а дети говорят, что с этой рыбой сделают: сварят уху, зажарят, засолят ит.д.)
Много рыбы наловили, ребята, а какая форма тела у рыб? Как вы думаете, почему природа создала их такими?
6.Опыт
Наливаем воду в таз и по очереди проводим рукой, поставленной на ребро сомкнутыми пальцами в воде. Тоже самое - открытой ладошкой. В каком случае рука легче идёт сквозь воду? Теперь сами объясните, почему рыбы имеют такую форму.
7. Окончание занятия. Мудрый Пескарь хвалит детей, благодарит и дарит аквариумную рыбку (меченосец).
8. Перспектива: наблюдение за меченосцем. Пополнение знаний об аквариумных рыбках, составление описательных рассказов.