Народный календарь можно найти в книге: Н.В. Чудакова “Праздники для детей и взрослых”. Изд. Москва 1999.
Дни рождения учащихся класса распределяются на 4 группы с учетом народного календаря. В начале учебного года проводится “День именинника”, для детей, рожденных летом и осенью.
Учитель.
Календарь – очень древнее изобретение человечества. Он отражает круговорот явлений природы, связанный с движением небесных светил – Солнца, Луны, звезд.
В древнерусском календаре – каждый день отображал народные традиции, которые складывались веками. А еще приметы, пословицы и поговорки, которые мы до сих пор употребляем, не всегда задумываясь об их происхождении. Сегодня мы узнаем, в какой день древнего календаря родились наши именинники.
Ведущий 1.
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
Учитель.
В начале лета, 12 июня, есть день – ИСААКИЙ – ЗМЕЕВИК. Просыпаются змеи, весна на закат, лето на пятки наступает, а в конце июня, 22-е июня: КИРИЛЛОВ ДЕНЬ – СОЛНЦЕВОРОТ. Астрономическое начало лета, день летнего солнцестояния. Наши прадеды говорили, что в июне день не меркнет. На Кириллу – конец весне, почин лету; что солнышко дает, то у мужика в амбаре.
Попробуйте угадать, кому в нашем классе принадлежат такие черты характера: Характер открытый, натура мечтательная, загадочный, оторван от действительности, порядочен, терпелив и не многословен? Кто это? Сережа (12 июня) и Кирилл – родился 22 июня.
Середина лета – ИЮЛЬ.
10-е июля: на САМСОНА дождь - семь недель то ж.
Дети поют:
Радуга- дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка.
14 –е июля: КУЗЬМИНКИ –бабий праздник.
Дети поют:
Жила-была бабушка Ненила,
Каждый праздник гулять она ходила.
После праздничков за ум она взялась,
С понедельника работать принялась.
Учитель:
24 июля: ЕФИМЬИ - СТОЖАРНИЦЫ. т.е. на небе появлялось звездное скопление в созвездии Тельца. ПОРА ГРОЗОВАЯ, ПО ГРОЗЕ И ПРИМЕЧАЮТ.
Дети:
Звезды на небе зажглись,
Час полночный недалек…
Звезды на небе зажглись,
Тихо шепчет ветерок.
Загадка: “Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск”.
Учитель:
25 июля – ПРОКЛ – ПЛАКАЛЬЩИК. На Прокла поле от росы промокло.
Дети поют:
Не иди, дождик, где косят,
А иди дождик, где просят,
Не иди, где, жнут,
А иди, где ждут.
Учитель: Стройны, как кипарисы, не лишены изысканности, не придают значения мелочам и успеху, не гонятся за славой, любят мечтать. Кто это…(Катя, Артем, Саша, Богдан). Аплодисменты.
Есть поговорка: Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
10 августа – ДЕНЬ ПРОХОРА, в этот день не затевай мень, т.е. не торговали и не меняли товары.
11 августа – КАЛИННИК
Дети поют: Пронеси Господи, Калинника мороком, а не морозом.
Учитель:
Мороком называли – туман, мороз вреден, еще не убрали хлеб.
19 августа – ЯБЛОЧНЫЙ СПАС - ВСЕМУ ЧАС.
Собирали яблоки и лакомились ими первый раз за лето. Начинается в этот день, отлет журавлей. ПРИШЕЛ СПАС – БЕРИ РУКОВИЦЫ ПРО ЗАПАС.
20 августа - пимены - марины – не ищи в лесу малины, ягодная пора прошла.
27 августа – МИХЕЙ – ТИХОВЕЙ.
Дети:
На Михей дуют ветры-тиховеи – к ветреной осени.
Михей с бурей – к ненастному сентябрю.
Михеев день с бабьим летом берей-ветром перекликаются.
Учитель:
В этот день начинается листопад. Свое название этот месяц получил от знаменитого римского императора ОКТАВИЯ АВГУСТА.
Стройны, красивы, отважны и горды, организованы и не задумываются о будущем.
Кто это? Дарья, Анна, Анастасия, Ульяна, Валерия.
Ведущий 2.
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам свалился?
Учитель.
Пришла осень со своими днями-праздниками. 21 октября. – ТРИФОН и ПИЛОГЕЯ.
Дети: ТРИФОН ШУБУ ЧИНИТ, ПИЛАГЕЯ РУКАВИЧКИ ШЬЕТ.
С ТРИФОНА – ПЕЛАГЕИ ВСЕ ХОЛОДНЕЕ.
СТУЖА ДА НУЖА - НЕТ ИХ ХУЖЕ.
Учитель: 22 октября – Яков - древопилец. Пора заготовки дров.
Загадки:
- Кривы-корявы залегли, как павы, а как стали, горячи, облизали кирпичи.
- Стоит баба в углу, а рот в боку?
- Шуба в избе, а рукав на улице.
Учитель: Характер сильный, жизнь интересная, кто это? Полина, Екатерина. Аплодисменты.
Дети:
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Учитель:
Ноябрь зиме дорогу торопит.
22 ноября – МАТРЕНА ЗИМНЯЯ. На зимнюю Матрену зима на ноги встает, холод, снег несет.
27 ноября - Филиппов день, последний день перед Рождественским постом.
Кто не повенчался до Филипповок, молись богу, да жди нового мясоеда.
Женщины в этот день пряли. Прядка не Бог, а рубаху дает.
У ленивой пряхи и про себя нету рубахи. А напрясть надо было не только себе, но и всем домочадцам.
Умны, рассудительны, душа компании, помогут в трудную минуту. Кто это? Марк, Катя. Аплодисменты.
Вот наши именинники, целых две команды: Команда “ЛЕТО”: Сережа, Кирилл, Катя, Артем, Саша, Богдан, Даша, Анна.
Команда “ОСЕНЬ”: Настя, Ульяна, Валерия, Полина, Катя, Марк, Катя.
К О Н К У Р С Ы:
1. Команды получают одинаковые пакеты с набором картинок различных цветов и стихов.
Команда “Л Е ТО” Создать букет из цветов цветущих весной и в июне:
Команда “О С Е Н Ь” Создать букет из цветов цветущих в июле, августе, сентябре.
Подснежник:
|
Ландыш:
|
Одуванчик:
|
Незабудки:
|
Лютик:
|
Кувшинка:
|
Гвоздика:
|
Репейник:
|
Ромашка:
|
Колокольчик:
|
2. На доске: 1. КЛЕН, 2. БЕРЕЗА, 3.ДУБ, 4.ТОПОЛЬ, 5.ЕЛЬ, 6.ОСИНА.
Команды ответы пишут на листках, жюри проверяет ответы.
Вопросы (для обеих команд)
У какого дерева осенью листья красные? (клен)
Из какого дерева делают спички? (осина)
У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? (береза)
Дерево – долгожитель, доживает до 1000 лет? (дуб)
Какое дерево наряжают на Новый год?
3. Команды на листках пишут ответы:
Вопросы (для обеих команд)
1) Корней Иванович Чуковский написал много сказок: Тараканище, Айболит, Дядя Степа, Бармалей. Нет ли здесь ошибки? (Дядя Степа)
2) Народные поговорки: Бить баклуши, Кричать во всю Ивановскую, Гол как сокол, Все будет клева. Найди ошибку.
3) Повар – повариха, портной – портниха, купец – купчиха, храбрец – храбречиха. Найди ошибку.
Учитель:
Наши именинники устали, давайте поиграем с больльщиками.
Играют болельщики:
Продолжи фразу. Крот – кроты, Грот -..? (гроты, а не гроты) Будьте внимательны.
Продолжаем. Дуга -..? Рука - ..? Мука -…? Житель -…? Любитель -…?, Учитель -…? (учители, а правильно учителя), продолжаем. Грек -…? Узбек -…? Человек -…? (люди).
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ.
У какого инструмента Есть и струны и педаль? Что же это? Несомненно, Это звонкий наш … |
Он по виду брат баяну, Где веселье, там и он… Я подсказывать не стану - Все знаком ….. |
Громче флейты, громче скрипок Громче труб наш великан, Он ритмичен, он отличен - Наш веселый ….. |
Учитель: Ну что отдохнули наши команды? Будем продолжать?
4. У нас сломался компьютер и перепутал все строчки, помогите восстановить стихотворение.
(команды получают нарезки из стихотворения и восстанавливают текст)
Команда “ОСЕНЬ” | Команда “ЛЕТО” |
Осень в белые туманы | Понапрасну лает в будке |
Сад хоронит по утрам, | Рассердившийся Буян. |
Ни дорожек, ни поляны- | И не дует осень в дудки, |
Ничего не видно нам. | И туман – как есть туман! |
Понапрасну где-то с крыши, | Но лишь солнце острым, светлым |
Кукарекает петух: | Первым выстрелит лучом - |
Осень будто и не слышит, | Осень к речке, к старым ветлам |
И туман как будто глух! | Пробирается бочком. |
5. Конкурс на лучший комплимент. Каждая команда должна придумать как можно больше комплиментов другой команде. По очереди, по одному комплементу, комплементы не повторять.
6. Кто больше вспомнит песен о дне рождение и песни с именами наших именинников.
7. На лучшего “задувальщика” свечей. По команде задувают свечи, кто быстрее.
Подводятся итоги, объявляются победители. Чаепитие.