Цель: показать применение метода математической индукции для доказательства формул и решения задач на делимость.
Ход занятия
1. Вспомним, в чем же состоит суть метода математической индукции?
Доказательство методом математической индукции состоит из двух частей:
доказать или проверить справедливость утверждения при n =1;
предположить, что утверждение справедливо для n =k ,где k N, и доказать справедливость утверждения для n =k+1.
2.Доказательство формулы n -го члена арифметической прогрессии
a = a + (n-1)d
В 9 классе эту формулу получили, увидев следующую закономерность:
а= a+ d
a= a+ d = a+2d
a= a+ d = a+3d и т. д.
То есть от частных утверждений пришли к общему выводу.
Но мы знаем, что если утверждение справедливо в целом ряде частных случаев, оно может быть несправедливо вообще.
(На предыдущем занятии рассматривали такой пример, когда значение трехчлена x + x + 41 при x = 0,1,2,…39 является простым числом, а при x = 40 40 + 40 + 41 = 41 - составное число.)
Итак, доказательство:
1) n = 1 a= a - верно.
2) n = k a= a + (k-1)d , докажем справедливость формулы при n =k+1,то есть формула должна выглядеть следующим образом a = a + (k + 1-1)d = a + kd.
По определению арифметической прогрессии a =a + d= a + (k-1)d + d = a+ d(k-1+1) = a + kd. Таким образом, формула доказана (доказательство выполняется учеником).
3. Перейдем к задачам на делимость.
На доске восстанавливается треугольник Паскаля (работает ученик)
Пока восстанавливается треугольник Паскаля, с помощью формул сокращенного умножения раскрываются скобки в первых двух выражениях, в следующих двух пользуемся коэффициентами из треугольника:
(a + b) =
(k + 1) =
(a + b) =
(k + 1) =
Предлагаются задачи на делимость:
а) доказать, что число n- n nN делится на 3;
б) доказать, что число n - n nN делится на 5;
в) доказать, что nN число 3+2 делится на 7;
г) доказать, что nN число 11+12 делится на 133.
Решение:
б) 1) при n =1 1-1=0, 0 делится на 5.
2) пусть при n =k k-k делится на 5,тогда при n =k+1
(k+1)- (k+1) = k+ 5k+ 10 k+ 10k+ 5k + 1- k - 1=
k- k + 5k+ 10 k+ 10k+ 5k = (k- k) + 5(k+ 2 k+ 2k+ k) кратно 5, так как каждое слагаемое кратно 5.
Утверждения в задачах а), б) верны. Лейбниц одно время считал, что любое число вида
n - n , где k =1,2,3,… делится на число (2k+1). Однако позже сам обнаружил, что 2 - 2 не делится на 9.
Еще один пример. Ферма пришел к выводу, что числа вида 2+ 1 – простые и проверил справедливость вывода для n =0,1,2,3,4. А в 1732 году Эйлер доказал, что число 2+ 1 = 4294967297 – составное, так как делится на 641.
в) 1) при n =1 3+2= 27 +8 = 35, 35 делится на 7.
2) пусть при n =k 3+2 делится на 7, тогда при n =k+1
3 +2= 3+2= 3•3+ 2·2 = 9•3 +2•2 =
2(3+2) + 7·3 делится на 7, так как каждое слагаемое делится на 7.
г) решается аналогично в).
4. Итог занятия. Сегодня с помощью метода математической индукции определяли делимость чисел и еще раз убедились в том, что нельзя делать общий вывод (без доказательства) на основании справедливости частных утверждений.