Факультативное занятие по теме "Применение математической индукции" (10-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 10


Цель: показать применение метода математической индукции для доказательства формул и решения задач на делимость.

Ход занятия

1. Вспомним, в чем же состоит суть метода математической индукции?

Доказательство методом математической индукции состоит из двух частей:

доказать или проверить справедливость утверждения при n =1;

предположить, что утверждение справедливо для n =k ,где k N, и доказать справедливость утверждения для n =k+1.

2.Доказательство формулы n -го члена арифметической прогрессии

a = a + (n-1)d

В 9 классе эту формулу получили, увидев следующую закономерность:

а= a+ d

a= a+ d = a+2d

a= a+ d = a+3d и т. д.

То есть от частных утверждений пришли к общему выводу.

Но мы знаем, что если утверждение справедливо в целом ряде частных случаев, оно может быть несправедливо вообще.

(На предыдущем занятии рассматривали такой пример, когда значение трехчлена x + x + 41 при x = 0,1,2,…39 является простым числом, а при x = 40 40 + 40 + 41 = 41 - составное число.)

Итак, доказательство:

1) n = 1 a= a - верно.

2) n = k a= a + (k-1)d , докажем справедливость формулы при n =k+1,то есть формула должна выглядеть следующим образом a = a + (k + 1-1)d = a + kd.

По определению арифметической прогрессии a =a + d= a + (k-1)d + d = a+ d(k-1+1) = a + kd. Таким образом, формула доказана (доказательство выполняется учеником).

3. Перейдем к задачам на делимость.

На доске восстанавливается треугольник Паскаля (работает ученик)

Пока восстанавливается треугольник Паскаля, с помощью формул сокращенного умножения раскрываются скобки в первых двух выражениях, в следующих двух пользуемся коэффициентами из треугольника:

(a + b) =

(k + 1) =

(a + b) =

(k + 1) =

Предлагаются задачи на делимость:

а) доказать, что число n- n nN делится на 3;

б) доказать, что число n - n nN делится на 5;

в) доказать, что nN число 3+2 делится на 7;

г) доказать, что nN число 11+12 делится на 133.

Решение:

б) 1) при n =1 1-1=0, 0 делится на 5.

2) пусть при n =k k-k делится на 5,тогда при n =k+1

(k+1)- (k+1) = k+ 5k+ 10 k+ 10k+ 5k + 1- k - 1=

k- k + 5k+ 10 k+ 10k+ 5k = (k- k) + 5(k+ 2 k+ 2k+ k) кратно 5, так как каждое слагаемое кратно 5.

Утверждения в задачах а), б) верны. Лейбниц одно время считал, что любое число вида

n - n , где k =1,2,3,… делится на число (2k+1). Однако позже сам обнаружил, что 2 - 2 не делится на 9.

Еще один пример. Ферма пришел к выводу, что числа вида 2+ 1 – простые и проверил справедливость вывода для n =0,1,2,3,4. А в 1732 году Эйлер доказал, что число 2+ 1 = 4294967297 – составное, так как делится на 641.

в) 1) при n =1 3+2= 27 +8 = 35, 35 делится на 7.

2) пусть при n =k 3+2 делится на 7, тогда при n =k+1

3 +2= 3+2= 3•3+ 2·2 = 9•3 +2•2 =

2(3+2) + 7·3 делится на 7, так как каждое слагаемое делится на 7.

г) решается аналогично в).

4. Итог занятия. Сегодня с помощью метода математической индукции определяли делимость чисел и еще раз убедились в том, что нельзя делать общий вывод (без доказательства) на основании справедливости частных утверждений.