Цели урока:
Образовательные:
- Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам.
- Учить детей последовательно пересказывать с помощью наглядного моделирования.
- Учить находить соответствующее понятие.
Коррекционные:
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
- Обогащать словарный запас детей родственными словами.
- Расширять номинативный, атрибутивный словарь.
- Развивать зрительную память.
- Развивать слуховое восприятие.
- Развивать общую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование:
- снежинки с загадками;
- костюм снеговика;
- разрезные картинки с изображением снеговика по
количеству детей;
- картинки с изображением (снежинка, снежинки,
ветер, сугроб, солнышко, дети, снеговик, хоровод).
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед вместе с детьми подходит к логопедическому кабинету, и прислушиваются к звукам, доносящимся из кабинета. (Звучит фонограмма).
Логопед: “Ребята, как вы думаете, что это может быть?”
Дети: “Это может быть ветер, вьюга, метель”.
Дети входят в кабинет логопеда и видят на ковре много снежинок.
Логопед: “Ребята, действительно, это метель залетела к нам в окно и разбросала снежинки. В кабинете стало холодно. Замерзли? Погреем наши ручки”.
Дыхательная гимнастика.
“Греем ладошки”.
Развитие зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики.
Стук в дверь. Входит снеговик.
Снеговик: “Здравствуйте, ребята, сегодня на улице была сильная метель. Я вышел на прогулку со своими друзьями - снеговиками и мы потерялись. Пришел к вам за помощью. Ребята, помогите мне собрать моих друзей – снеговиков”.
Логопед: “Поможем снеговику?” Дети: “Да!”
Логопед: “ Каждый из вас будет собирать своего снеговичка”.
Дети садятся за столы и под фонограмму собирают разрезные картинки с изображением снеговика.
Логопед сопровождает работу детей, прочтением стихотворения Софьи Прокофьевой и Генриха Сапгира “Снеговик”
- Зачем вам, ребята, два уголька?
- Два уголька? Совсем непохоже.
И кто вам поверит? Придумали тоже!
Это же глазки Снеговика.
Черные глазки Снеговика
- Зачем ты морковку из кухни унес?
- Какая морковка? Совсем непохоже.
И кто вам поверит? Придумали тоже!
Это озябший оранжевый нос.
Снеговика замечательный нос.
- Зачем ты ведро приволок с чердака?
- Какое ведро? И совсем непохоже.
И кто вам поверит? Придумали тоже!
Это ведь шляпа снеговика,
Красивая шляпа Снеговика.
Развитие атрибутивного словаря.
Логопед: “Какой у вас получился снеговик?”
Дети: “Красивый, снежный, холодный, веселый, румяный, зимний, настоящий и т.д.)
Развитие словесно-логического мышления.
Логопед: “Ребята, а давайте придумаем загадку про Снеговика”.
Дети придумывают загадку про Снеговика.
Снеговик: “Ребята, как я рад, что вы мне помогли найти своих друзей и загадку мне подарили. Спасибо вам за помощь. А чтобы мы от тепла не растаяли, мы идем на улицу и будем с нетерпением ждать вашей прогулки”
Снеговик забирает снеговичков и уходит.
Логопед: “Ребята, а снеговики из чего сделаны?”
Дети: “Из снега”
Логопед: “А из чего сделан снег?”
Дети: “Из снежинок”
Логопед обращает внимание детей на снежинки: “Ребята, а снежинки-то не простые, на них что-то написано”.
Логопед загадывает загадки и просит назвать слова, которые помогли их отгадать.
1. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
2. Закружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
3. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
Развитие номинативного словаря.
Логопед: “Ребята, все эти отгадки очень похожи друг на друга. Почему? Правильно, эти слова родственные. Назовите еще, какие вы знаете родственные слова к слову “снег”. Дети, мы с вами собрали целую семейку из родственных слов”.
Развитие связной речи.
Логопед: “А сейчас нам нужно с каждым из этих слов составить предложение. Только слова в предложении тоже запутала метель”.
Логопед: “Зима, снежинки, белые, кружатся, красивые”.
Дети: “Зимой кружатся белые красивые снежинки”.
Логопед: “Снег, земля, падает”.
Дети: “Снег падает на землю”.
Логопед: “Снежные комья, дети, лепят снеговик”.
Дети: “ Из снежных комьев дети лепят снеговика”.
Логопед: “Снегурочка, хоровод, на Новый год, приходит и заводит”. Дети: “ На Новый год приходит Снегурочка и заводит хоровод”.
Динамическая пауза. Развитие общей моторики.
Логопед: “Ребята, а сейчас мы с вами выполним действия, о которых говорилось в предложениях”.
Дети вспоминают действия и выполняют их под фонограмму.
Обогащение номинативного словаря.
“ Игра со снежинкой”
Логопед: “Ребята, а сейчас мы с вами поиграем со снежинкой. Вы должны быстро называть слова, чтобы снежинка не расстаяла”.
Дети передают по кругу снежинку и называют зимние слова: “Снежинки, сугробы, санки, горка, лыжи, холод, мороз, лед” и т.д.
На доске логопед выставляет названные картинки.
Развитие зрительной памяти.
Игра “Угадай, чего не стало”.
Развитие связной речи.
Логопед: “А сейчас, ребята, мне потребуется ваша помощь. Метель разбросала все картинки, и я теперь не знаю, как эти картинки сложить по порядку: что было в начале, что было, потом и чем все закончилось”
На доске выставлены картинки: ветер, снежинки, снеговик, дети, солнышко, хоровод, сугроб, снежинка.
Логопед начинает рассказ, а дети дополняют каждое предложение и выбирают нужную картинку.
“ Жила-была красивая маленькая пушистая легкая … - снежинка. Она кружилась в воздухе вместе со своими … подружками.
Вдруг налетел сильный … ветер, и все снежинки упали … на землю и превратились …в обыкновенный снег.
Снежинкам стало …скучно, но тут выглянуло …солнышко, и снег стал …сверкать, блестеть, искриться.
Солнышко разбудило …детей, которые вышли …на улицу гулять. Детям снежные сугробы очень …понравились, и они решили …слепить снеговика. А потом вокруг снеговика стали …водить хороводы.
И детям, и снеговику, и снежинкам стало …очень весело и они… подружились”.
Дети повторяют сказку с помощью наглядного образца.
Логопед: “ Ребята, спасибо вам за помощь. Снеговик, который приходил к нам, передал вам вот эти снежные комочки, с которыми вы можете поиграть”.
Игры со снежками под фонограмму.