Идея: построение собственной мысли о понятии действия умножения.
Основание: развитие ума, воли, чувств.
Цели:
- формирование понятия действия умножения;
- построение собственной мысли о понятии действия умножения;
- развитие умения слышать и слушать друг друга.
Оборудование:
- карточки с выражениями,
- тетрадь по математике № 2 Е.П. Бененсон, Л.С. Итиной,
- учебник И.И. Аргинской “Математика” 2 класс.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети говорят хором: Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!
II. Подготовительная работа к усвоению нового материала.
(На доске записаны выражения на карточках из № 176 страница 68)
5+5+4+5+6 | 2+2+2+2+2+2+2 |
23+23+23+23 | 26+62 |
31+30+32 | 17+17+17+17+17 |
1. Учитель: Разделите суммы на две группы и запишите их в тетради.
2. Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы
(диалог в парах)
3. Обсуждение выполнения задания (фронтальный диалог).
Учитель: По какому признаку разделили суммы на группы? Какие группы у вас получились?
Дети: В одну группу записали суммы с одинаковыми слагаемыми, а в другую с разными.
4. Учитель: Дополните каждую группу тремя похожими суммами. Используйте однозначные слагаемые.
5. Взаимопроверка в парах (диалог в парах)
Учитель: Повернитесь к соседу и проверьте правильность выполнения.
6. Учитель: Найдите значения сумм самостоятельно.
7. Проверка выполнения (фронтальный диалог)
Учитель: Какие значения выражений получились?
Учитель: У кого другие значения выражений? Объясните причину ошибки.
8. Учитель: Как ещё можно разделить на группы эти выражения?
Дети: В одну группу запишем суммы с однозначными слагаемыми, а в другую – с двузначными.
Учитель: Запишите новые группы и дополните каждую несколькими подходящими к ней суммами самостоятельно.
9. Обсуждение в группе (групповой диалог)
Учитель: Обсудите и докажите правильность решения в группе.
III. Выход на новое знание.
1. Постановка вопросов учителем.
Учитель: Какие арифметические действия вы знаете?
Дети: Мы знаем действия сложения, вычитания, умножения и деления.
Учитель: Какие из них уже изучили?
Дети: Мы изучили действия сложения и вычитания.
Учитель: Откуда вы узнали о других действиях?
Дети: Мне рассказала мама; мой брат учится в 4-м классе, он мне объяснял.
Учитель: Как по-другому можно найти значения этих сумм?
Учитель: Можно ли заменить сложение другим действием? Как это показать?
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Сложение одинаковых чисел можно заменить умножением.
2. Сверка своего понимания с культурой (учебником)
Учитель: Откройте учебник на странице 69, проверьте правильность вашего вывода.
Ученики читают правило по учебнику, убеждаются в правильности
Учитель: Рассмотрите выражения на доске 4?3 и 19?2
Учитель: Каким знаком обозначается умножение? Что показывает в каждом выражении первое число? Что – второе?
Дети: Первое число показывает, какое берём слагаемое, а второе - сколько раз.
Учитель: Проверь свои ответы по учебнику.
3. Выполнение творческого задания.
Учитель: Запишите три суммы, в каждой из которых все слагаемые одинаковые. Найдите их значения.
Учитель: Сравните и докажите правильность вашего решения в группе.
IV. Закрепление нового знания.
1. Самостоятельное выполнение задания в тетради на печатной основе (Бененсон)
Учитель: Откройте тетрадь № 2 на странице № 21, найдите задание № 44.
Учитель: Определите закономерность и нарисуйте следующий вагон.
2. Сверьте выполнение в группе.
3. Коллективный диалог (диалог - полилог)
Учитель: Какие вопросы вы хотите задать ребятам?
Учитель: Можно ли, соблюдая закономерность, дорисовать ещё вагон? А в начале?
V. Итог урока.
1. Определение темы и цели проведённого урока (фронтальный диалог).
Учитель: Как бы вы назвали тему урока?
Дети: Что такое умножение.
Учитель: Для чего нужно знать умножение?
Дети: Чтобы быстро находить сумму одинаковых слагаемых.
Есть такая таблица умножения, её надо выучить, чтобы быстро считать.
2. Определение усвоения (кто понял, кто не понял).
Учитель: Приведите примеры (можно с “ловушками”), когда сложение можем заменить умножением.
3. Оценка деятельности на уроке.
Учитель: Кого бы вы хотели похвалить? Чья работа вам понравилась? Кому хотите сказать пожелания?
VI. Домашнее задание: по тетради № 2 задание № 42 или № 46 – по выбору.
Желающие могут выполнить оба задания.