Деятельностный подход на уроках математики

Разделы: Математика


Цели:

  • сформировать понятия: прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза;
  • ввести понятие признаки равенства прямоугольных треугольников на основе признаков равенства треугольников;
  • научить выявлять и применять эти признаки для определения равных треугольников по чертежу.

Тип: ознакомление с новым материалом.

Ход урока

1 этап. Мотивация учебной деятельности.

На уроке вам понадобятся знания признаков равенства треугольников, умение отличать прямоугольный треугольник от произвольного и умение сравнивать чертежи, и находить одинаковые элементы. Каждое задание, которое вы решаете самостоятельно, будет оценено вами. В конце урока мы подведем итоги по такой таблице:

  Названия сторон Признаки равенства? Самостоятельная работа Итого
Количество плюсов        
оценка        

Задание 1. Разминка на развитие памяти и логического мышления.

Игра: составить цепочку предложений. Каждый ученик задумывает свое слово. Первый проговаривает свое предложение со своим словом. Второй связывает слово первого и свое в новом предложении, третий – свое слово и слово второго ученика в новом предложении и т. д. В конце – один из учеников перечисляет все слова задуманные учениками.

Задание 2. (на связь с прошлым уроком – сумма углов треугольника рисунок 1.)

Определить 1, 2, 3, 4.

Какой треугольник помог вычислить углы?

Рисунок 1

Тема нашего урока “Прямоугольный треугольник”

2 этап. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Задание 3. (на определение равных треугольников по признакам для произвольных треугольников рисунок 2) а) Определите градусные меры углов.

а) б) в)
img2.GIF (3655 bytes)

= 200, = ?

= 450, =?

= 300, = ?

Рисунок 2

б) Найдите равные треугольники.

Задание 4. Мы все знаем, что стороны у прямоугольных треугольников имеют свои названия. Начертите любой прямоугольный треугольник в тетрадь и подпишите стороны (рисунок 3).

Дайте определение сторон треугольника … - гипотенуза – … (напротив прямого угла, перевод с греческого – стягивающая), катет - …(образуют угол …)

Рисунок 3

Задание 5. Начертите произвольный треугольник и проведите в нем высоту (рисунок 4).

(img12.gif (69 bytes) ABC, BD –высота)

Рисунок 4.

Заполните таблицу.

img12.gif (69 bytes) гипотенуза катет
img12.gif (69 bytes) ADB    
img12.gif (69 bytes) BDC    

Заполняют ученики сами. Проверка по диктовке учителя. Рядом, с правильно записанными сторонами, поставить плюсы (максимум 6 плюсов).

Задание 6. Мониторинг умения определять вид сторон прямоугольного треугольника.

Заготовить на доске (рисунок 5), а ученики в тетради пять прямоугольных треугольников; задание выполняется под диктовку учителя.

 

Рисунок 5

К доске вызвать по одному ученику от ряда, все остальные в тетрадях.

Подпишите на треугольнике: 1) гипотенуза AC; 2) катет MK; 3) гипотенуза 10 см; 4) катет BK и гипотенуза BC; 5) гипотенуза a и катеты b и c.

Проверить сразу на доске, ученики выполняют самопроверку в тетрадях (за каждое правильно написанное – один плюс, максимум 8 плюсов)

Внести сумму баллов за предыдущее задание и диктант в таблицу и поставить оценку по количеству плюсов – оценка: от 7-9 плюсов - “3”, от 10-12 – “4”, от 13-14 – “5”.

3 этап. Ознакомление с новым материалом.

Задание 7. Назовите признаки равенства треугольников (рисунок 6, фронтально).

Рисунок 6

б) попробуйте сформулировать признаки равенства прямоугольных треугольников в соответствии с названиями сторон (рисунок 7).

Рисунок 7

4 этап. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Задание 8. Выбрать равные треугольники и указать признак (рисунок 8, фронтально).

Рисунок 8

Ответы: равные треугольники 8 и 9; 3 и 4; 1 и 5; 6 и 10; 2 и 7.

Задание 9. Работа в парах. На каждой парте карточка с пятью треугольниками. Выбрать равные треугольники, выписать названия треугольников и признак равенства.

Проверить сразу. Сначала выслушать версии учащихся, затем назвать правильный ответ (самопроверка).

(ответ одинаков во всех карточках: ABC = CDF – по двум катетам; MKO = PRT – по гипотенузе и острому углу; SYX – остался без пары).

Примеры карточек (рисунок 9).

Оценить работу: в тетради на полях поставить плюсы за правильно определенные пары и выбранный признак (количество плюсов – максимум 4, “оценка” - за 2 плюса – “3”, 3 – “4”, 4 – “5”).

Задание 10. Мониторинг умения определять признак равенства прямоугольных треугольников по чертежу. На доске написано задание по вариантам (рисунок 10)

Определите признак равенства треугольников.

Рисунок 10

Ответы:1) по гипотенузе и катету, 2) по катету и противолежащему острому углу, 3) по гипотенузе и острому углу.

Проверить можно в парах. Поставить оценку по количеству плюсов: 3 плюса - “5”,2– “4”,1– “3”.

5 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия полученных знаний за урок и задание на дом.

Вопросы классу:

1. Отличаются ли признаки равенства треугольников произвольных и прямоугольных?

2. Сколько признаков у каждого вида треугольников? Назовите их.

Заполнить таблицу и вывести среднюю оценку за урок.

  Названия сторон

(задание 5 и 6)

Признаки равенства ?

(задание 9)

Самостоятельная работа

(задание 10)

Итого
Количество плюсов        
Оценка       Сред. оценка

3. Домашнее задание: знать определение прямоугольного треугольника и его элементов, формулировки признаков равенства треугольников. Прочитать по учебнику и рассмотреть доказательства признаков.

4. Задача в тетрадь (рисунок 11).

Дано:

ABC – равносторонний

Высоты AD CE = K

Найдите углы AKC, AKE, CDK.