Программное содержание:
- Рассказать что такое нефть;
- Закрепить понятие “полезные ископаемые”;
- Продолжать знакомить с богатством родного края;
- Расширять кругозор и словарный запас детей;
- Воспитывать чувство гордости и любви к сургутской земле.
Материал: образцы нефти, набор картинок с изображением нефтяной вышки, нефте-качалки и других объектов нефтяной промышленности, книга “В некотором царстве, нефтяном государстве” – Т.Цаценко.
Предварительная работа: беседы о полезных ископаемых Урала (уголь, золото, глина, руды, драгоценные камни, торф), рассматривание наглядных пособий: “Коллекция строительных материалов”, “Торф и продукты его переработки”.
Ход занятия
I Часть
Воспитатель – Мы с вами уже про многие полезные ископаемые знаем и знаем для чего их добывают. Кто мне назовет некоторые виды полезных ископаемых?
Дети – Уголь, золото, железная руда, глина, торф, песок (одновременно выясняется, для чего их добывают и где они применяются).
Воспитатель – Молодцы! Все правильно назвали, но сегодня я хочу рассказать вам еще про одно полезное ископаемое. Его еще называют “жидкое черное золото”. И находят это полезное ископаемое глубоко в земле и добывать его совсем непросто. Может кто-нибудь догадался, о чем я хочу вам рассказать?
Дети – Нефть.
Воспитатель – Да. Я хочу рассказать про нефть. Ее еще называют “каменное масло”. Как же она появилась? Ученые считают, что она образовалась из растений и животных, живших много лет назад в теплых водах океанов, покрывавших земную поверхность. Отмирая, животные и растения скапливались на дне. Со временем их укрывали миллионы тонн песка и ила. Под давлением ил и песок превратились в твердые породы. Остатки растений и животных превратились в темную жидкость, собранную в порах породы. Перемещение земной коры превратилось часть морского дна в сушу. Некоторое количество этой жидкости появилось на земной поверхности, где ее и обнаружил человек.
II Часть
Воспитатель – А сейчас садитесь поудобнее, расправьте плечики. Я вам загадаю еще одну загадку и посмотрю сможете ли вы ее отгадать.
Воспитатель читает: “Прекрасная Югория – твоя она не спорю я”
Это что за чудесный край?
Поскорее отгадай…
Ну конечно же, Югра!
Начинать рассказ пора!
Здесь тайгою лес зовется,
И представьте даже солнцу
Иногда в глуши таежной
Своим светом невозможно
Мрак рассеять вековой.
Не ступала здесь порой
Ни одна душа живая,
Лишь туманы залегли
А зимой мели бураны –
Эта глушь звалась Урманы.
И никто не знал, ребята,
Как земля эта богата,
Что в огромной глубине
Нефть, как девица во сне
Заколдованном лежала,
Тишина там охраняла
Вековой ее покой
Летом, осенью, зимой…
Воспитатель – Ну что, узнали о каком чудесном крае я вам прочла?
Дети – Это наш Север, Ханты-Мансийский округ, про наш край.
Воспитатель – Молодцы! Быстро узнали. А теперь будьте еще внимательнее, иначе не сможете ответить на мой следующий вопрос: “Почему же нефть так ценна? И зачем же непременно ее надо добывать? Все полезно вам узнать!
Воспитатель читает: “Нефть всему голова – по земле идет молва”
Нефть дает тепло и свет –
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы, и рубашки,
Удивительные чашки!
Вспомните как тепловоз
Вас когда-то к морю вез…
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
И не даром в нашем крае,
Всяк нефтяник это знает,
С нетерпением ее ждут
Черным золотом зовут.
Воспитатель – А вот и мой вопрос. Что делают из нефти?
Дети – Асфальтные дороги, бензин, масла, спирт, керосин.
Воспитатель – С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли – нефть приносит огромную пользу человеку.
Физ.минутка.
По образцу модели дети делают различные физ.упражнения (моделирование: физкультура).
III Часть
Воспитатель предлагает рассмотреть открытки с изображением нефтяных объектов.
— Вот люди идут через тайгу и болота, ищут, где же нефть спряталась.
— А это буровая вышка, видите какая высокая.
— С помощью этих насосов-качалок поднимают нефть на поверхность земли и направляют по трубам на заводы.
Итог
Воспитатель – Про какое полезное ископаемое мы узнали? Как оно называется в народе? Кто знает как произошла нефть?
Воспитатель – Молодцы, ребята! На все мои вопросы ответили. В следующий раз я вам расскажу про труд нефтяников.
Использованная литература
- “Все обо всем” Т.1 А.Ликум Москва – 95, стр.117 “Что такое нефть?”