Урок по русскому языку "Текст. Редактирование текста"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся о тексте и его основных признаках;
  2. Учить редактировать текст;
  3. Развивать устную и письменную речь, мышление, внимание;
  4. Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

1. Организационный момент.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!”

И. Тургенев

Что значит “беречь русский язык”?

Для чего и для кого мы должны сохранить наш язык?

2. Словарная работа.

Вспомните и запишите словарные слова, относящиеся к теме “Русский язык”.

(Алфавит, абзац, запятая, диалог, монолог, рассказ.)

Задание: первому варианту из данных слов составить и записать побудительное предложение, второму варианту – вопросительное.

3. Актуализация знаний.

Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.

На доске:

слова слоги звуки текст буквы предложения

Дети:

звуки буквы слоги слова предложения текст

Какое слово является завершающим? Почему?

Сегодня на уроке мы будем работать над темой: “Текст” и закреплять знания.

Что вы знаете о тексте? (Все ответы детей записываются на доску)

Прочитайте памятку. Всё ли вы вспомнили о тексте? (Если детьми названы не все признаки текста, то после прочтения памятки, недостающее дописывается на доску).

Памятка

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.

Текст – это соединение, сплетение языковых единиц.

Текст – это самая крупная единица языка.

Предложения расположены в определённой последовательности.

У текста всегда есть своя тема (то, о чём говорится в тексте).

Предложения связаны главной мыслью – идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).

У текста есть или к нему можно придумать название.

К тексту можно составить план.

У текста есть начало, основная часть и заключение.

Виды текстов: описание, повествование и рассуждение

Расскажите теперь всё, что вы знаете о тексте.

4. Закрепление знаний.

Проверим ваши знания на практике.

Прочитайте группы предложений и скажите, являются они текстом или нет.

В воздухе похолодало. Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера!
Енот – живой и весёлый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном.
Люди часто сажают деревья около своих домов. Осенью многие деревья теряют свою листву. Чайки кормят своих птенцов на берегу.
Ребята в кустах поймали ёжика. Мальчики взяли ежа домой. В доме жили мыши. Берегитесь, мыши, ежа!

Запишите понравившийся вам текст.

Мы продолжаем работу над текстом. Сегодня будем редактировать текст.

Что значит “редактировать”? (проверять и исправлять текст при подготовке к печати).

Детям раздаются карточки:

Каток размели ребята. У готовы всех коньки. Ловко мальчишки и легко по льду скользят. Звучат голоса детские радостно.

Наступила долгожданная зима мороз затянул пруд ледком хорошо мчаться по гладкому льду!

В первом абзаце расставьте правильно слова в предложениях.

Во втором абзаце определите границы предложения.

Разделите текст на части. Прочитайте начало, основную часть, заключение.

Как будете записывать каждую часть текста?

Придумайте заголовок к тексту, запишите.

Отредактируйте текст и запишите его в правильном виде.

Прочитайте текст.

5. Обобщение знаний.

Тест по теме: “Текст”

1. Что называется текстом?

  • Много предложений, не связанных по смыслу.
  • Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
  • Несколько абзацев.
  • Несколько слов.

2. Что такое тема текста?

  • То, о чём говорится в тексте.
  • То, о чём говорится в начале текста.
  • То, о чём говорится в конце текста.
  • То, о чём говорится в последнем предложении.

3. На что указывает заглавие текста?

  • На тему текста
  • На автора текста
  • На количество предложений в тексте.
  • На количество слов в предложениях.

4. На какие основные части делится текст?

  • Заголовок и план.
  • Начало, основная часть, заключение.
  • Слова и словосочетания
  • Заголовок, тема и основная мысль.

5. Какие ты знаешь типы текстов?

  • Весёлый, грустный.
  • Большой, средний, маленький.
  • Описание, повествование, рассуждение.
  • Интересный, неинтересный.

Для чего пишут тексты?

Как нужно читать тексты?

Прочитайте с выражением алфавит, учитывая знаки препинания и интонацию:

АБВ? ГДЕЁ! Ж. З,И,Й… КЛМН. О! ПРСТ? У! Ф? Х! ЦЧШЩ… Ъ? Ы. Ь? Э! ЮЯ.

Определите границы предложений в стихотворении К.И.Чуковского и прочитайте его выразительно (Работа в парах)

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

6. Подведение итогов.

Чему учились на уроке?

Где и когда вам пригодятся эти знания и умения?