Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о тексте и его основных признаках;
- Учить редактировать текст;
- Развивать устную и письменную речь, мышление, внимание;
- Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
1. Организационный момент.
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!”
И. Тургенев
Что значит “беречь русский язык”?
Для чего и для кого мы должны сохранить наш язык?
2. Словарная работа.
Вспомните и запишите словарные слова, относящиеся к теме “Русский язык”.
(Алфавит, абзац, запятая, диалог, монолог, рассказ.)
Задание: первому варианту из данных слов составить и записать побудительное предложение, второму варианту – вопросительное.
3. Актуализация знаний.
Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.
На доске:
слова слоги звуки текст буквы предложения
Дети:
звуки буквы слоги слова предложения текст
Какое слово является завершающим? Почему?
Сегодня на уроке мы будем работать над темой: “Текст” и закреплять знания.
Что вы знаете о тексте? (Все ответы детей записываются на доску)
Прочитайте памятку. Всё ли вы вспомнили о тексте? (Если детьми названы не все признаки текста, то после прочтения памятки, недостающее дописывается на доску).
Памятка
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
Текст – это соединение, сплетение языковых единиц.
Текст – это самая крупная единица языка.
Предложения расположены в определённой последовательности.
У текста всегда есть своя тема (то, о чём говорится в тексте).
Предложения связаны главной мыслью – идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).
У текста есть или к нему можно придумать название.
К тексту можно составить план.
У текста есть начало, основная часть и заключение.
Виды текстов: описание, повествование и рассуждение
Расскажите теперь всё, что вы знаете о тексте.
4. Закрепление знаний.
Проверим ваши знания на практике.
Прочитайте группы предложений и скажите, являются они текстом или нет.
В воздухе похолодало. Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера! |
Енот – живой и весёлый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном. |
Люди часто сажают деревья около своих домов. Осенью многие деревья теряют свою листву. Чайки кормят своих птенцов на берегу. |
Ребята в кустах поймали ёжика. Мальчики взяли ежа домой. В доме жили мыши. Берегитесь, мыши, ежа! |
Запишите понравившийся вам текст.
Мы продолжаем работу над текстом. Сегодня будем редактировать текст.
Что значит “редактировать”? (проверять и исправлять текст при подготовке к печати).
Детям раздаются карточки:
Каток размели ребята. У готовы всех коньки. Ловко мальчишки и легко по льду скользят. Звучат голоса детские радостно.
Наступила долгожданная зима мороз затянул пруд ледком хорошо мчаться по гладкому льду!
В первом абзаце расставьте правильно слова в предложениях.
Во втором абзаце определите границы предложения.
Разделите текст на части. Прочитайте начало, основную часть, заключение.
Как будете записывать каждую часть текста?
Придумайте заголовок к тексту, запишите.
Отредактируйте текст и запишите его в правильном виде.
Прочитайте текст.
5. Обобщение знаний.
Тест по теме: “Текст”
1. Что называется текстом?
- Много предложений, не связанных по смыслу.
- Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
- Несколько абзацев.
- Несколько слов.
2. Что такое тема текста?
- То, о чём говорится в тексте.
- То, о чём говорится в начале текста.
- То, о чём говорится в конце текста.
- То, о чём говорится в последнем предложении.
3. На что указывает заглавие текста?
- На тему текста
- На автора текста
- На количество предложений в тексте.
- На количество слов в предложениях.
4. На какие основные части делится текст?
- Заголовок и план.
- Начало, основная часть, заключение.
- Слова и словосочетания
- Заголовок, тема и основная мысль.
5. Какие ты знаешь типы текстов?
- Весёлый, грустный.
- Большой, средний, маленький.
- Описание, повествование, рассуждение.
- Интересный, неинтересный.
Для чего пишут тексты?
Как нужно читать тексты?
Прочитайте с выражением алфавит, учитывая знаки препинания и интонацию:
АБВ? ГДЕЁ! Ж. З,И,Й… КЛМН. О! ПРСТ? У! Ф? Х! ЦЧШЩ… Ъ? Ы. Ь? Э! ЮЯ.
Определите границы предложений в стихотворении К.И.Чуковского и прочитайте его выразительно (Работа в парах)
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
6. Подведение итогов.
Чему учились на уроке?
Где и когда вам пригодятся эти знания и умения?