Окружающий мир по теме "Водоемы", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: познакомить учеников с “естественными” и “искусственными” водоёмами, с частями реки и их понятиями.

Задачи:

  1. Формирование знаний о водоёмах нашего края.
  2. Способствовать развитию мышления, умения сравнивать, обобщать.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, своему селу.

Оборудование: учебник, карта Красноярского края, схема и карточки с названиями признаков реки, рисунок и на нём рыбка, тесты ИКТ, экран, проектор.

1. Орг. момент.

Психологическая поддержка.

(Все ученики стоят в кругу, держась за руки. Учитель говорит тихо по одной строчке, а ребята повторяют хором вслух)

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

2. Проверка домашнего задания.

- Что было задано дома? (нарисовать на выбор гору, овраг, холм или равнину)

Выставка рисунков. Учитель показывает на рисунок, а ученики отгадывают.

- Что такое гора? (холм)

- Из каких частей состоит гора?

- Какая гора есть в нашем селе? (г. Каменка) Кто на ней бывал?

- Что такое овраг? (равнина) и т.д.

3. Введение в тему. На экране изображение ручья. (Приложение1)

Послушайте внимательно отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова. “Ручей – ручеёк”.

Эй, ручей-ручеёк,
Далеко ли ты потёк?
Тороплюсь я в речку,
В речку-быстротечку.
Вместе с речкою к реке
Мы помчимся налегке
И с рекою вскоре
Добежим до моря …

1. Куда бежал ручеёк? (Ручеёк потёк в речку, и они вместе добежали до моря)

2. Как одним словом назвать речку, море, ручей? (Водоёмы)

- Тема нашего урока “Водоёмы”. Мы познакомимся с частями реки и их понятиями. Прошу быть внимательными и активно помогать мне.

4. Объяснение нового материала идёт с помощью презентации ВОДОЁМЫ

Естественные Искусственные
озеро река море океан пруд канал водохранилище

1. Как вы понимаете, естественные водоёмы? (создала природа)

2. Какие вы знаете естественные (природные) водоёмы?

3. Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение? (река)

4. Знаете ли вы, как образуется река? Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о ручейке.

Учитель: Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родника, с ключа, который бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливают в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.

Далее идёт беседа об искусственных водоёмах.

Как вы понимаете, искусственные водоёмы? (создали люди)

Какие вы знаете искусственные водоёмы?

5. Работа по учебнику стр. 80. О каких водоёмах идёт речь?

Под руководством учителя учащиеся читают текст по обзацам, отмечают особенности водоёмов.

- Чтение 1 обзаца.

- О каком водоёме идёт речь? Как вы догадались? Какие в нашей местности пруды? (Яснопольские, Нойский, Павловский)

- Что вы знаете о них знаете?

- Чтение 2, 3 обзаца.

- Почему эти водоёмы называются искусственные?

- Для чего люди создают искусственные водоёмы? Какие вы знаете искусственные водоёмы.

6. Физминутка. Мы сейчас пойдём к реке, а это какой водоём?

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс. (Лёгкое покачивание на носках, имитирующие движение – брасс)
Одной, другой – это кроль.
Качаясь на волне, плывём на спине.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

7. Работа по карте:

Каким цветом на карте обозначена вода? (синим)

Как называется главная река Красноярского края? (Енисей)

Покажет по карте и расскажет о ней … Енисей – многоводная река России. Берёт начало с гор Саян, впадает в Карское море. Её протяжённость от истоков составляет свыше четырёх тысяч км.

- Что называют истоком?

Чтение хором с экрана.

Начало реки называется истоком.

Стих. Михаила Дёмина читает подготовленный ученик. На экране картина Т. В. Ряннеля. “Рождения Енисея” Рассмотрите её.

Выбегал весной на простор
Енисей из-за синих гор.
Цвёл в горах каждый кустик.
И была волна зелена,
И катилась – чем ближе к устью,
Тем все медленнее она.

- Что изображено на картине Ряннеля?

- Почему художник назвал картину “Рождения Енисея”? (Изображены синие горы, в этом месте рождается Енисей, берёт своё начало)

- Как вы понимаете последние строки этого стихотворения?

- Что такое устье?

- Чтение хором с экрана.

То место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют устьем.

На доске заранее нарисована схема реки из учебника с.81.

Найдите на столе карточки “исток”, “устье” и прикрепите на схеме.

- Что такое приток реки?

- Чтение с экрана самостоятельно. Повторите друг другу.

Приток – это река, впадающая в другую реку.

- Прикрепите карточку на схему (приток).

- Как определить, где левый, а где правый берег реки? (встать по течению, т.е в сторону устья). Прикрепите карточки на схему.

- Рассмотрите, что получилось.

- Чем озеро отличается от реки? (у озера нет истока и устья)

Чтение хором с экрана. Слайд озера.

Озеро- это природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами.

8. Работа по учебнику с.81. Закрепление.

Чтение самостоятельно. - Какие вы знаете части реки? Какие реки есть в нашей местности? (Рыбная, Ноёк). А сейчас вести из музея о реке Рыбной расскажет ….

Река Рыбная.

Главная водная артериальная района – река Рыбная. Она берёт начало в предгорьях Саян, протекает по Партизанскому и Рыбинскому районам, впадает в реку Кан.

В своё время на реке Рыбной устраивались плотины, образованные водохранилища. Обеспечивали работу мельниц. Когда надобность в мельницах отпала, за плотинами не стали смотреть и они постепенно разрушались. Но хозяйственное значение реки до сих пор не утрачено для районного центра села Партизанского и деревень: Астафьевки, Стойбы, с. Вершино-Рыбного, Крымово и Крестьянска.

- Что запомнили об этой реке?

Тест. Сейчас вы ответите на вопросы теста по компьютеру (Приложение 2), и я узнаю, с какими знаниями вы уйдете с урока. (Читайте вопрос и все к нему ответы, а затем стрелку наведите на правильный ответ и нажмите мышку.)

1. Как называют начало реки? (приток, исток, устье)

2. Как называют то место, где река впадает в море (озеро, реку)?

(исток, устье, приток)

3. Исток, устье, русло, берега – что это? (части озера, части тела, части реки)

4. Как определить где у реки правый берег, а где левый? (встать лицом по течению, встать лицом против течения, спросить у знакомого)

5. Пруд – это какой водоём? (естественный, искусственный)

9. Итог: Мне понравилось, как вы работали на уроке.

- Кто за тест получил 5? 4? 3?

- Что особенно запомнилось из этого урока? Интересно ли было на уроке? Что вызвало интерес?

Дополнительно фрагмент рис… “Охрана природы водоёмов” (на рис… промышленное предприятие спускает отходы в воду и кругом банки, бутылки…)

Однажды обходил Лесовичок свои владения, из воды выскочила рыбка и молвит: “Забери меня, Лесовичок, из воды, моченьки нет, там жить”.

1. Почему рыбка не захотела оставаться в воде, ведь вода – это её дом?

2. Когда вы видите засорённый родник (речку), какие у вас возникают чувства?

3. Как происходит загрязнение воды?

4. Какие правила надо соблюдать, бывая на водоёмах?