Форма – путешествие.
Цель:
- познакомить учащихся 3 курса группы “Помощник машиниста электровоза” с маршрутом движения локомотивных бригад по направлениям Северобайкальск – Лена и Северобайкальск – Таксимо и станциями, через которые будет проходить маршрут;
- обеспечить развитие аналитического мышления, произвольного внимания, памяти, познавательного интереса, культуры общения и культуры ответа на вопрос, логического мышления и интереса к науке и профессии;
- воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, умение работать в группе, умение выражать свою мысль в форме доступной для понимания товарищей, чувства сопереживания.
Участвуют 2 команды, группа ПМЭ-05
Оборудование:
- 2 мультимедийных проектора, 2 компьютера, компьютерные презентации и фильмы; карта трассы БАМ (рисунок 1); песни о БАМе и Байкале, фотографии Г. Бурдина, песни:
- “Колыбель байкальских волн” - музыка В. Шарыпова, стихи С. Балакирева, в исполнении С. Максимовой;
- “На сопках у Байкала” - стихи Т. Ветрова, музыка Е. Мальцева, исполняет А. Казанцев.
Домашнее задание:
- Подготовить сообщение о городе;
- Подготовить сообщение о практике на базовом предприятии.
План игры:
- Вступительное слово ведущих;
- Домашнее задание;
- Путешествие;
- Непредвиденная ситуация;
- Подведение итогов.
Ход игры
1. Вступление.
Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, которое мы назвали “Стальная магистраль”.
Для начала давайте познакомимся. (Представляются команды.)
В марте месяце будущего года вам, ребята, предстоит совершать дублерские поездки в качестве помощника машиниста электровоза по Восточно-Сибирской железной дороге.
Движение локомотивных бригад от станции Северобайкальск осуществляется в двух направлениях: Северобайкальск – Лена и Северобайкальск – Таксимо. Поэтому цель нашего мероприятия – познакомить вас с маршрутом движения и станциями, через которые будет проходить ваш путь.
Форма предлагаемого вам мероприятия – путешествие.
Наш маршрут расположен на трассе БАМ, строительство которой стало настоящим подвигом строителей.
В своем стихотворении северобайкальская поэтесса Татьяна Ветрова назвала ветку БАМа “строкой на пол-России”:
И вот она, строка на пол-России,
По ней бегут словами поезда.
И званья нет почетней и красивей,
Чем БАМОВЕЦ, отныне и всегда.
В октябре 1984 года укладкой “золотого звена” на станции Куанда завершилось строительство БАМ.
БАМ стал поистине всенародной стройкой, а для молодых строителей он явился школой трудовых достижений, энтузиазма и созидательной энергии.
В апреле 1974 года в дни работы 17 съезда комсомола был сформирован первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд из представителей всех республиканских комсомольских организаций. Прямо из Кремлевского Дворца съездов отряд оправился на стройку БАМ.
По масштабам работ, экономическому и социально-политическому значению БАМ – выдающееся сооружение. Трасса протяженностью 3200 километров пролегает от Усть-Кута до Косомольска-на-Амуре. Магистраль проходит по территории 6-ти субъектов РФ. Она пересекает 11 полноводных рек – Лену, Верхнюю Ангару, Витим, Амур; пересекает 7 горных хребтов; более 1000 километров проложено в зоне вечной мерзлоты; построено 136 мостов, всего же сдано в эксплуатацию 3200 искусственных сооружений. Среди особо важных объектов – Северомуйский и Байкальский тоннели.
Вместе с магистралью на карте страны появилось более 60 городов и поселков; свыше 200 новых станций.
Освоение всех мощностей БАМа станет значительным импульсом для реализации масштабных экономических и социальных задач во благо России.
2. Домашнее задание
Ваша жизнь, ребята, связана с городом Северобайкальском, для многих из вас – это родной город. А ваша профессия связана, прежде всего, с локомотивным депо, поэтому мы и предложили в качестве домашнего задания рассказать нам о городе и базовом предприятии, с которым вы уже хорошо знакомы.
“Наш город на Байкале”. Рассказ учащихся 1 группы по плану:
- Байкал;
- Вид города сверху;
- Вокзал, памятник строителям БАМа, паровоз-памятник, поликлиника и профилакторий “Подлеморье”, здание администрации, центральная площадь города, Дворец культуры “Железнодорожник”, здание сбербанка, здание телеграфа, здание городского суда, школа искусств, парк культуры и отдыха, памятник воинам-северобайкальцам, строящийся храм, объединенный военный комиссариат, музей истории БАМа, ИРГУПС.
“Мы на базовом предприятии”. Рассказ учащихся 2 группы по плану:
- ТР-1;
- ТО-2;
- электромашинный;
- электроаппаратный;
- автотормозной;
- ОГМ.
3. Путешествие
А теперь мы познакомим вас с правилами нашего путешествия.
Поскольку вы помощники машиниста, то теперь вы – локомотивные бригады:
1 – Лена (направление Северобайкальск – Лена);
2 – Таксимо (направление (Северобайкальск – Таксимо).
Ваши локомотивные бригады отлично подготовились, выполнив домашнее задание, и вам разрешается отправить свои локомотивы от станции Северобайкальск в двух направлениях.
По ходу следования вам предстоит выполнять задания, в случае правильного выполнения задания бригада получает право проследовать до следующей станции. По ходу путешествия учащиеся получают информацию о станциях.
1 тур – задание по русскому языку. Определить стиль текста “Характеристика локомотивного депо”.
2 тур – задание по математике. Решите задачу о тормозных башмаках.
3 тур – задание по русскому языку. Определить тип речи.
4 тур – задание по математике. Решите простейшие логические задачи.
5 тур – задание по русскому языку. Укажите предложение, в котором выражена главная мысль текста.
6 тур – задание по станциям прибытия. Определите, какие фотографии имеют отношение к станциям Лена и Таксимо.
4. Непредвиденная ситуация
Нередко в пути следования могут произойти непредвиденные ситуации. И вам необходимо будет применить свои знания в незнакомой ситуации.
Преподаватели спец. дисциплин приготовили для вас по 5 вопросов, и вам необходимо как можно быстрее дать на них правильный ответ.
5. Подведение итогов