Цели урока:
- познакомить учащихся с системой школьного образования древней Греции; с науками, изучаемыми в школах;
- воспитывать интерес к истории древних цивилизаций;
- подчеркнуть роль образования в развитии греческой цивилизации и её влияния на современное общество;
- развивать коммуникативные навыки, умение интегрировать знания;
- развивать познавательную активность.
Тип урока: комбинированный(повторение раннее изученного, сообщение и закрепление нового материала)
Технологии: При проведении урока используются игровая, проблемная, исследовательская, информационная технологии.
Оснащение:
- Мультимедиа
- Контурная карта “Древняя Греция” и атласы
- Картины из альбома по искусству Древнего мира
- Слайды по истории Древнего мира.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Мы с вами знаем, что древнегреческая цивилизация оставила миру огромные знания и достижения. Древние греки, в основном, были хорошо образованы. Они знали математику, историю, увлекались философией, литературой, географией. Любили игру на музыкальных инструментах и спортивные состязания, рисование. Всему этому обучали в греческих школах. Каждое утро мальчики из зажиточных семей, если им уже исполнилось семь лет, спешили в школу. Обычно их сопровождал раб, старый и немощный, непригодный для другой работы, в руках у него была розга для непослушного мальчика. Такого раба называли педагог. Он передавал мальчика учителю.
Примечание: Файлы презентации можно получить у автора.
Слайд 1. “Изображение ученика, учителя и раба-педагога на древнегреческой вазе”
- Найдите на этой картине учителя, ученика, педагога. Как вы это определили?
Беседа по вопросам:
- Вспомните, а кого и как обучали в египетской школе?
- Почему в Египте обучаться могли только дети обеспеченных родителей?
- Почему обучение было трудным и долгим делом?
- Кем становились образованные люди в Египте?
Сообщение ученика:
В Древней Греции тоже не было школ для девочек, они обучались только дома. Главным было умение вести домашнее хозяйство, петь, танцевать, также обучали грамоте. Ведь женщины не должны были принимать участие в государственных делах и заниматься политикой. Но образованные женщины вызывали восхищение и мужчины охотно проводили с ними время в беседах и спорах. К тому же, каждая хозяйка должна была держать на себе весь дом, заниматься детьми, управлять слугами.
Для того, чтобы воспитывать детей и следить за их обучением, женщина должна была знать очень многое, хотя это и было трудно. Вот послушайте жалобу раздраженной матери учителю на своего нерадивого сына.
“Спроси-ка, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходиться вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, сиротливо лежит у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмет в руки. То и тогда ничего дельного не напишет, если не заставлять его чаще переворачивать стиль. Только зря воск соскоблит. А каково мне смотреть на него, как ты думаешь? Ох, как я ругаю себя за то, что, вместо того, чтобы учить его пасти ослов, даю ему хорошее воспитание и образование, в надежде найти себе в нем подспорье на черный день”.
Вопросы для класса:
Как вы думаете, почему в Греции для письма использовали таблички покрытые воском?
Что такое “стиль” и почему его надо было чаще переворачивать?
(Можно раздать приготовленные дощечки и заточенные палочки. Ученики пробуют написать своё имя).
Учитель: Попробуем представить себя учениками греческой школы. Надеюсь, нам не понадобится учитель с плеткой, повторяющий: “Невежда - самое дикое из существ на свете”? Какие науки вы хотели бы изучать? На каких уроках вам бы хотелось побывать?
Учащиеся называют: “История, география, литература, мифология, письмо, гимнастика, математика, риторика” и т.д. Хорошо, давайте выберем сегодня следующие учебные дисциплины, например:
- Письмо.
- География.
- История
- Литература
Учащимся раздаются файлы с заданиями и вспомогательными материалами, заранее приготовленными учителем и теми учениками, кто искал дополнительный материал и готовился к выступлению.
“Первый урок” – урок письма проводит ученик:
Слайд 2. Папирус с иероглифами и глиняная табличка с клинописью.
Учитель:
- Вспомните, как выглядело египетское письмо?
- В чем недостатки египетского письма и клинописи?
Слайд 3. Греческий алфавит.
Ученик:
- Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые на письме стали обозначать и гласные, и согласные буквы. Греки заимствовали свой алфавит у финикийцев, имевших только согласные буквы. С одной стороны удобно, слова занимают очень мало места. Но попробуйте расшифровать слово (записывается на доске) – ДМ (дом, дым, дама и т.д.). При помощи 24 букв греки могли передавать всё звуковое многообразие. Многие народы используют греческий алфавит для своего письма (например, русский, французский, английский). Овладеть грамотой стало значительно проще, и поэтому в Греции грамотный человек не был редкостью, как в Египте.
Задание:
- напишите своё имя греческими буквами, если знаете
- переведите его.
Учащиеся используют образец с греческими буквами и словарик.
Слайд 4: Алексей, Андрей, София, Поликрат, Филипп, периметр, биология, география, каллиграфия.
Задание:
Попробуйте объяснить значение этих имен и слов при помощи словарика.
(Словарь-подсказка:
Алекс – андр = защита + мужчина.
Калли – мах = красивый + борьба.
Поли – клет = много + слава.
Пери - андр = со всех сторон + мужчина.
Анти – сфен = против + сила
Аристо – кратия = лучший +власть
Фило + софия = любить + мудрость.
Гиппо – дром = конь + бег
Гео – метрия = земля + мерить
Тео – логия = бог + слово
Био – графия = жизнь + писать)
“Второй урок” – урок географии проводит следующий ученик.
Слайд 5. Карты мира, составленные древними греками.
Ученик:
Рассмотрите две карты, составленные древними греками. Какая из них соответствует более раннему времени, а какая - более позднему? Почему? Почему со временем изменялись эти представления?
Раздаются контурные карты:
- Вспомните, как называется полуостров, на котором расположена Греция? Древние говорили, что он похож на лист дерева, его длина и ширина почти одинаковы.
- Какие моря омывают полуостров?
- Почему греки назвали это море – Эгейским?
Природа древней Греции была не похожа на природу Египта или Междуречья. Здесь нет больших рек и плодородного ила. Зато много гор и мало плодородной земли. Горы делили страну на три части: Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес.
“Не говоря уже о славе и могуществе населивших её племён, само положение Эллады благоприятствует её преобладанию. Ибо множеством заливов, мысов, служащих прекрасными маяками, она раздробляется на несколько полуостровов, из которых один соединяется с другим”.
- Какому именно занятию, в котором греки “преобладали”, благоприятствовало географическое положение их родины? (мореплаванию).
Слайд 6. Изображение греческого корабля.
-Греки были хорошими мореплавателями. Они совершали плавания не только вдоль берегов родной Эллады, но осваивали и соседние острова материки. Они долгое время подчинялись царям с острова Крит, которые создали сильный флот. Вспомните, что мы знаем о царе Миносе?
Слайд 7. Изображение мифологических героев на древнегреческих вазах.
Пересекая Эгейское море, греки заселяли земли в Азии. Им пришлось воевать с троянцами, и война эта была долгой. Вспомните, имена героев и богов, связанных с Троянской войной
(Одиссей, Ахиллес, Парис, Афродита и т.д.).
Задание:
Укажите на вашей карте:
- Обозначьте город, который назван в честь богини - воительницы
- Закрасьте область, родину спартанцев
- Укажите на карте остров, на котором царствовал Одиссей
- Подпишите название морей, омывающих Грецию
- Укажите города: Илион, Микены, Кносс.
Слайд 8. Карта Греции. Проверьте себя
“Третий урок” – урок истории.
Слайд 9. Портрет Геродота.
Ученик:
История как наука зародилась в древней Греции. Жители Эллады гордились своим прошлым и считали своё государство лучшим. Поэтому они записывали события в назидание потомкам. “Отцом истории” называют греческого историка Геродота. Он много путешествовал, собирал сведения о жизни разных народов. Побывал в Вавилоне. Видел чудо света – Висячие сады царицы Семирамиды. Путешествовал по берегам Нила. Видел пирамиды. Когда он закончил путешествие, никто в Греции ещё не знал его. Геродот привез с собой несколько свитков папируса - это была его “История”. Чтобы познакомить с ней греков, он отправился в Олимпию, где в это время проходили Олимпийские игры. Туда съезжались сотни участников со всей Греции. Вместе со спортсменами там выступали музыканты, поэты, писатели. Слушатели с волнением слушали выступление Геродота, они пришли в такой восторг от его книги, что рассказы о ней разнесли по всей Греции. Многие события, по мнению Геродота, происходили по воле богов, потому что они управляли жизнью людей.
- Вспомните, как греки объясняли причину войны с Троей?
Слайд 10. “Яблоко раздора” иллюстрация древнегреческой вазы со сценой из мифа.
Греки называли богом времени Кроноса (Хроноса), а музой – покровительницей истории – Клио. Греки хорошо знали родословную богов и любили рассказы о них.
Задание:
“Заполните схему, впишите недостающие имена, можно использовать подсказку”.
(Подсказка: Аполлон, Афина, Аид, Гермес, Гефест, Деметра, Зевс, Рея.)
РОДОСЛОВНАЯ ГРЕЧЕСКИХ БОГОВ
Гея | Уран |
(земля) | (небо) |
Крон | ______?____ |
Гестия, ____?___, ____?____ , | Посейдон, ____?_____, Гера |
Афродита, ____?____ , ___?____, | Дионис, Арес, Геба, ____?___, Артемида |
Слайд 11. Правильно заполненная схема
- Проверьте себя.
“Четвертый урок” – урок литературы, поэзии.
Ученик:
Греки глубоко чтили величайшего поэта – певца Гомера. Они помнили наизусть тысячи строк из его поэм “Илиада” и “Одиссея”. Но осталась загадкой вся жизнь поэта. Даже сами греки не знали, где и когда он родился, в каких местах бывал, кому читал свои стихи. Существовала легенда, что Гомер был слепым.
- Вспомните, чему посвящена “Илиада”?
- Какую еще поэму Гомера вы знаете?
Слайд 13. Сцены из “Илиады” на древнегреческих вазах.
Задание:
Прочитайте с выражением любой отрывок из “Илиады или “Одиссеи”.
2. Впишите недостающие буквы в имена действующих лиц поэмы Гомера “Илиада”:
Е - - - а -- красавица, из-за которой началась Троянская война.
П - - - с - троянский царевич.
А - - - - - - а - богиня, которой досталось золотое яблоко.
А - - - - - с - храбрейший из греков при осаде Трои.
П - - - - - л - греческий воин, надевший чужие доспехи.
П - - - м - старый царь троянцев.
Г - - - - р - вождь троянцев
А - - - - - - - а - жена военного вождя троянцев.
В конце урока подводится итог работы, отмечается, что нового и интересного узнали ребята на сегодняшнем занятии, проводится взаимооценка работы на уроке учащимися.
В качестве домашнего задания можно предложить ребятам найти материал о греческих ученых-математиках, философах, драматургах и т.д.