Разработка урока по теме "Звон русского колокола"

Разделы: Физика


Концептуальная цель преподавания физики: развитие логического, прагматического мышления.

Аудитория: 10 класс.

Тема урока: Звон русского колокола.

Стратегическая цель урока: Развитие у учащихся патриотических и гражданских чувств.

Задачи:

  • Определить условия, при которых звучит колокол.
  • Подвести к пониманию того, каким образом создаётся колокольный звон.
  • Рассмотреть технологию изготовления русского колокола.

Проблема: Учащиеся знают о звуковых волнах, об источниках звука, но не знают, каким образом создаётся колокольный звон.

Проблемный вопрос: Почему звучит колокол?

Варианты решения:

  1. “Правильная” форма колокола.
  2. Особый сплав материала для изготовления колокола и его “языка”.
  3. Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту.
  4. Колокол символ православной Руси. Звон слышен по праздникам.
  5. Особые случаи.
  6. Явление резонанса для возрастания амплитуды и энергии звуковой волны.
  7. Звучащие участки стенок колокола.

Оптимальный вариант: Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту. Звучит по особым случаям и тогда, когда у него “правильная” форма, он изготовлен из специального сплава, при изготовлении учтены звучащие участки стенок колокола и явление резонанса способствует возрастанию амплитуды и энергии звуковой волны.

Тезис:

“Слышу вас колокола,
Над землёю,
Против горя, против зла
Вы со мною”.

“Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий,
Чтоб всегда жила любовь
Над Россией!”

“Голоса колоколов,
Как свидетели веков
Словно пламя,
Всё вы с нами”.

“Звучит, колеблясь, колокол
И он звучать не перестанет,
Раскачивание “языка”,
Ему при этом помогает”.

“Акустика и резонанс
Звучать заставят колокол у нас”.

Раздаточный материал:

  • Определение из энциклопедического словаря: “Колокол – это “самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент”.
  • Поэтическое определение: “Опрокинутая чаша с малиновым звоном”.
  • Современное определение: “Один из древнейших символов православной Руси, а ныне ещё и примета её возрождения”.
  • Определение – описание: “Металлическая чаша, перевёрнутая вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический “язык”; при их взаимном перемещении (например, движении “языка” при помощи верёвки) происходит удар о стенку чаши, и та издаёт звук”.

Вопросы к кроссворду:

1. Процесс постепенного затухания звука в закрытых помещениях после выключения его источника.

2. Колебательная система с резко выраженными резонансными свойствами.

3. Состояние колебательного процесса в определённый момент времени.

4. Механические волны с частотой колебаний от 20 кГц до 1 ГГц.

5. Звук способный изменить внутреннее состояние человека.

6. Область искусства, где колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания.

7. Колокол, получивший название за ясный и чистый звук.

8. Резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний.

9. Возникает при взаимодействии “языка” и стенок колокола.

10. Созвучие при одновременном воспроизведении звука одной и той же высоты.

11. Синусоидальная составляющая сложного колебания с частотой, кратной частоте основного тона.

  • Фотографии колоколов.
  • Оборудование для лабораторной работы: Металлическая чаша, вода, лёгкий порошок (пр. ликоподий).

Приложение к конспекту урока
Развитие личностных качеств и сформированности ключевых компетентностей учащихся средствами учебного предмета

Комментарий хода урока Развитие личностных качеств и психических процессов Сформированность ключевых компетентностей
Учитель приветствует учащихся, желает успешной деятельности, создаёт настрой на урок словами: “Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом”. Чтением стихотворения А.Пономарёва:

“Чистый месяц в росе плыл.
Белый, стольный град Владимир
Звон неведомый, родимый
Над землёю рассыпал.
Перворожден и силён,
Плыл он, ритмом покоряя,
Плыл, как будто укоряя,
Из Владимирских времён.
И внимал. Я – внук славян –
Чуду с гордостью и грустью,
Благовест летел над Русью,
Новый день благословлял”.

Проектированием слайдов на экран и звучанием колокольного звона.

Положительные эмоции.

 

 

 

Чувство прекрасного.

Аудиальный и визуальный каналы восприятия.

 
Учитель задаёт вопрос: “Что вам известно о колоколах России?”. В процессе обсуждения систематизируются некоторые исторические сведения; уточняется то, что звон колокола – голос Родины. Он воспевает её силу и красоту, он напоминает о долге перед ней. Если колокол умолкал – это означало, что родину постигло несчастье. Колокола покорённого города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города.

Проектирование слайдов, доказывающих, что колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания в различных областях искусства – литературе, поэзии, живописи, музыке. (М.Мусоргский и его опера “Хованщина”, “Борис Годунов”; опера М.Глинки “Жизнь за царя”, А.Бородина – “Князь Игорь”, Н.А.Римский-Корсаков – “Сказка о царе Салтане” и “Псковитянка”; для постановки последней Большой театр в начале XX века приобрёл колокол массой 170 пудов.

Осуществляется возможность перехода к теме урока.

Системность мышления.

 

 

 

Визуальный канал

И.К.: определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения.
Предлагается дать определение колокола. Рассматриваются определения из энциклопедического словаря, определение - описание, поэтическое определение. Логичность, точность речи. И.К.: выбирают информационные источники.
Формулируется проблемный вопрос: “Почему звучит колокол?”. Дети работают в группах. Самостоятельность мышления, умение слушать и слышать.

Умение анализировать;

Выделять главное, делать выводы;

Умение работать в группе.

Р.П.К.: формулируют и анализируют проблему;

К.К.: успешно справляются с кризисами взаимодействуя совместно с членами группы.

Идёт обсуждение вариантов ответов, проводится эксперимент, доказывающий, что у стенок колокола есть звучащие участки.

Вводятся понятия фигура Хладни, резонаторы Гельмгольца.

Самостоятельность мышления, точность, логичность речи. Р.П.К.: определяют стратегию решения проблемы;

Анализируют ресурсы и риски;

Проводят объективный анализ и указывают субъективное значение результатов деятельности.

В ходе обсуждения учащиеся приходят к вопросу об особом устройстве колокола, способного вызвать ощущение торжественности, причастности к чему-то духовно высокому и светлому, ощущение неразрывной связи со своей родиной, со своим народом, его историей и традициями. Делают вывод: В звуковом спектре звона колокола присутствуют неслышные звуки – ультразвук и инфразвук; способные вызвать данные ощущения.

“Колокол русский народный,
Колокол храма святого,
Чуден голос свободный,
Люб отголосок мне твой.
Чистые, чудные звуки
Любо душою ловить,
Или тревожные муки
В сердце больном хоронить…”

Рассматривая особое строение колокола, учитывая то, что это – самозвучащий музыкальный инструмент, область применения колокола учащиеся приходят к необходимости рассмотреть роль резонаторов – просторных пустых пространств первого этажа звонниц, а в колокольне – весь внушительный по высоте (не в один десяток метров) столб воздуха в ней.

Учитель дополняет ответы детей.

Затем учащиеся переходят к обсуждению вопроса о технологии изготовления колокола.

После обсуждения всех вариантов решения учащиеся формулируют оптимальный вариант.

Аудиальный и визуальный каналы восприятия.

Точность, логичность речи;

Активность.

 

 

 

 

 

Самостоятельность, открытость мышления, аргументированность, эффективное внимание.

И.К.: делают выводы и принимают решение в ситуации неопределённости.

Р.П.К.: проводят объективный анализ и указывают субъективное значение результатов деятельности.

 

 

 

И.К.: определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения;

Выбирает информационные источники, адекватные цели проекта; разрешает противоречия;

Делают выводы и принимают решения в ситуации неопределённости;

К.К.: успешно справляются с кризисами взаимодействия совместно с членами группы.

Из предложенных учителем тезисов дети выбирают тот, который созвучен их состоянию или предлагают свой.

“Слышу вас колокола,
Над землёю,
Против горя, против зла
Вы со мною”.

“Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий,
Чтоб всегда жила любовь
Над Россией!”

“Голоса колоколов,
Словно пламя,
Как свидетели веков
Всё вы с нами”.

“Звучит, раскачиваясь, звон,
И он звучать не перестанет,
Раскачивание “языка”,
Ему при этом помогает”.

“Акустика и резонанс
Звучать заставят колокол у нас”.

Учитель подводит итог урока, благодарит всех за работу и предлагает выполнить домашнее задание.

Предлагаются на выбор варианты домашнего задания.

Творческие (поэтические) возможности.

Самостоятельность

 

 

Системность мышления.

 

Точность речи, умение аргументировать, умение рассуждать, умение обобщать; чувство патриотизма.

К.К.: использует риторические и логические приёмы.

В качестве рефлексии учитель предлагает:

1) Подумать над вопросом: Какое выражение верно:

а) всякое звучащее тело колеблется;

б) всякое колеблющееся тело звучит.

2) Закончить предложение “Сегодня с урока я ухожу с чувством...”;

3) Ответить на вопрос: “Что может измениться в моей жизни после сегодняшнего урока?”

Учитель вместе с детьми рефлексирует прожитый урок, высказывает своё мнение.

Слова учителя в конце урока: “Для нас, сегодняшних россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и наука, и любовь к родине, и знания мастеров колокольного дела, и песни, и душа народа”.

Учитель предлагает выбрать один из предложенных колокольчиков, объяснив свой выбор.