Концептуальная цель преподавания физики: развитие логического, прагматического мышления.
Аудитория: 10 класс.
Тема урока: Звон русского колокола.
Стратегическая цель урока: Развитие у учащихся патриотических и гражданских чувств.
Задачи:
- Определить условия, при которых звучит колокол.
- Подвести к пониманию того, каким образом создаётся колокольный звон.
- Рассмотреть технологию изготовления русского колокола.
Проблема: Учащиеся знают о звуковых волнах, об источниках звука, но не знают, каким образом создаётся колокольный звон.
Проблемный вопрос: Почему звучит колокол?
Варианты решения:
- “Правильная” форма колокола.
- Особый сплав материала для изготовления колокола и его “языка”.
- Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту.
- Колокол символ православной Руси. Звон слышен по праздникам.
- Особые случаи.
- Явление резонанса для возрастания амплитуды и энергии звуковой волны.
- Звучащие участки стенок колокола.
Оптимальный вариант: Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту. Звучит по особым случаям и тогда, когда у него “правильная” форма, он изготовлен из специального сплава, при изготовлении учтены звучащие участки стенок колокола и явление резонанса способствует возрастанию амплитуды и энергии звуковой волны.
Тезис:
“Слышу вас колокола,
Над землёю,
Против горя, против зла
Вы со мною”.“Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий,
Чтоб всегда жила любовь
Над Россией!”“Голоса колоколов,
Как свидетели веков
Словно пламя,
Всё вы с нами”.“Звучит, колеблясь, колокол
И он звучать не перестанет,
Раскачивание “языка”,
Ему при этом помогает”.“Акустика и резонанс
Звучать заставят колокол у нас”.
Раздаточный материал:
- Определение из энциклопедического словаря: “Колокол – это “самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент”.
- Поэтическое определение: “Опрокинутая чаша с малиновым звоном”.
- Современное определение: “Один из древнейших символов православной Руси, а ныне ещё и примета её возрождения”.
- Определение – описание: “Металлическая чаша, перевёрнутая вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический “язык”; при их взаимном перемещении (например, движении “языка” при помощи верёвки) происходит удар о стенку чаши, и та издаёт звук”.
Вопросы к кроссворду:
1. Процесс постепенного затухания звука в закрытых помещениях после выключения его источника.
2. Колебательная система с резко выраженными резонансными свойствами.
3. Состояние колебательного процесса в определённый момент времени.
4. Механические волны с частотой колебаний от 20 кГц до 1 ГГц.
5. Звук способный изменить внутреннее состояние человека.
6. Область искусства, где колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания.
7. Колокол, получивший название за ясный и чистый звук.
8. Резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний.
9. Возникает при взаимодействии “языка” и стенок колокола.
10. Созвучие при одновременном воспроизведении звука одной и той же высоты.
11. Синусоидальная составляющая сложного колебания с частотой, кратной частоте основного тона.
- Фотографии колоколов.
- Оборудование для лабораторной работы: Металлическая чаша, вода, лёгкий порошок (пр. ликоподий).
Приложение к конспекту урока
Развитие личностных качеств и сформированности
ключевых компетентностей учащихся средствами
учебного предмета
Комментарий хода урока | Развитие личностных качеств и психических процессов | Сформированность ключевых компетентностей |
Учитель приветствует учащихся, желает
успешной деятельности, создаёт настрой на урок
словами: “Колокол – это один из символов Руси, её
силы, веры в будущее и памяти о прошлом”. Чтением
стихотворения А.Пономарёва:
Проектированием слайдов на экран и звучанием колокольного звона. |
Положительные эмоции.
Чувство прекрасного. Аудиальный и визуальный каналы восприятия. |
|
Учитель задаёт вопрос: “Что вам
известно о колоколах России?”. В процессе
обсуждения систематизируются некоторые
исторические сведения; уточняется то, что звон
колокола – голос Родины. Он воспевает её силу и
красоту, он напоминает о долге перед ней. Если
колокол умолкал – это означало, что родину
постигло несчастье. Колокола покорённого города
были желанными трофеями для победителя. Их
срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их
переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как
лишение колокола, не было для опального города. Проектирование слайдов, доказывающих, что колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания в различных областях искусства – литературе, поэзии, живописи, музыке. (М.Мусоргский и его опера “Хованщина”, “Борис Годунов”; опера М.Глинки “Жизнь за царя”, А.Бородина – “Князь Игорь”, Н.А.Римский-Корсаков – “Сказка о царе Салтане” и “Псковитянка”; для постановки последней Большой театр в начале XX века приобрёл колокол массой 170 пудов. Осуществляется возможность перехода к теме урока. |
Системность мышления.
Визуальный канал |
И.К.: определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения. |
Предлагается дать определение колокола. Рассматриваются определения из энциклопедического словаря, определение - описание, поэтическое определение. | Логичность, точность речи. | И.К.: выбирают информационные источники. |
Формулируется проблемный вопрос: “Почему звучит колокол?”. Дети работают в группах. | Самостоятельность мышления, умение
слушать и слышать. Умение анализировать; Выделять главное, делать выводы; Умение работать в группе. |
Р.П.К.: формулируют и анализируют
проблему; К.К.: успешно справляются с кризисами взаимодействуя совместно с членами группы. |
Идёт обсуждение вариантов ответов,
проводится эксперимент, доказывающий, что у
стенок колокола есть звучащие участки. Вводятся понятия фигура Хладни, резонаторы Гельмгольца. |
Самостоятельность мышления, точность, логичность речи. | Р.П.К.: определяют стратегию решения
проблемы; Анализируют ресурсы и риски; Проводят объективный анализ и указывают субъективное значение результатов деятельности. |
В ходе обсуждения учащиеся приходят к
вопросу об особом устройстве колокола,
способного вызвать ощущение торжественности,
причастности к чему-то духовно высокому и
светлому, ощущение неразрывной связи со своей
родиной, со своим народом, его историей и
традициями. Делают вывод: В звуковом спектре
звона колокола присутствуют неслышные звуки –
ультразвук и инфразвук; способные вызвать данные
ощущения.
Рассматривая особое строение колокола, учитывая то, что это – самозвучащий музыкальный инструмент, область применения колокола учащиеся приходят к необходимости рассмотреть роль резонаторов – просторных пустых пространств первого этажа звонниц, а в колокольне – весь внушительный по высоте (не в один десяток метров) столб воздуха в ней. Учитель дополняет ответы детей. Затем учащиеся переходят к обсуждению вопроса о технологии изготовления колокола. После обсуждения всех вариантов решения учащиеся формулируют оптимальный вариант. |
Аудиальный и визуальный каналы
восприятия. Точность, логичность речи; Активность.
Самостоятельность, открытость мышления, аргументированность, эффективное внимание. |
И.К.: делают выводы и принимают решение в
ситуации неопределённости. Р.П.К.: проводят объективный анализ и указывают субъективное значение результатов деятельности.
И.К.: определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения; Выбирает информационные источники, адекватные цели проекта; разрешает противоречия; Делают выводы и принимают решения в ситуации неопределённости; К.К.: успешно справляются с кризисами взаимодействия совместно с членами группы. |
Из предложенных учителем тезисов дети
выбирают тот, который созвучен их состоянию или
предлагают свой.
Учитель подводит итог урока, благодарит всех за работу и предлагает выполнить домашнее задание. Предлагаются на выбор варианты домашнего задания. |
Творческие (поэтические) возможности. Самостоятельность
Системность мышления.
Точность речи, умение аргументировать, умение рассуждать, умение обобщать; чувство патриотизма. |
К.К.: использует риторические и логические приёмы. |
В качестве рефлексии учитель предлагает:
1) Подумать над вопросом: Какое выражение верно:
а) всякое звучащее тело колеблется;
б) всякое колеблющееся тело звучит.
2) Закончить предложение “Сегодня с урока я ухожу с чувством...”;
3) Ответить на вопрос: “Что может измениться в моей жизни после сегодняшнего урока?”
Учитель вместе с детьми рефлексирует прожитый урок, высказывает своё мнение.
Слова учителя в конце урока: “Для нас, сегодняшних россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и наука, и любовь к родине, и знания мастеров колокольного дела, и песни, и душа народа”.
Учитель предлагает выбрать один из предложенных колокольчиков, объяснив свой выбор.