Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.
Работа нравственно – духовной направленности “Православные праздники на Святой Руси” предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Целью этой работы является повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам православной культуры.
Цикл занятий включает в себя содержание, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.
Содержание.
Духовно-нравственное воспитание в современном мире (пояснительная записка)
Тематика занятий
- Сказание о Рождестве Христовом.
- Крещение.
- Светлый праздник вечной жизни.
- День Святой Троицы.
Сценарий развлечения
- Праздник Пастушков.
Список литературы.
Пояснительная записка
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!В. Боков.
Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.
В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.
Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.
Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”.
В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.
Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные.
В принятой в 2000 году национальной доктрине образования государство вернуло положение о том, что образование обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.
В 1999 году Алексием II и министром образования был подписан договор о сотрудничестве. В данном документе признается особая роль Православия в истории России, становлении ее духовности и культуры, а также задаются основные области взаимодействия.
В 2001 году заключен договор о совместной научно- педагогической и культурно-просветительской деятельности между Департаментом образования Администрации Кемеровской области и Отделом религиозного образования и катехизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской Православной Церкви.
В 2002 году такой договор заключен в городе Анжеро-Судженске.
В 2003 году издается Приказ Министерства образования Российской Федерации №2833, зарегистрированный Минюстом России 5 августа 2003 года
№ 4955 “О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозными организациями возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ”.
Эти важные документы составляют нормативную основу деятельности образовательных учреждений в сфере приобщения детей к основам православной культуры. Декларация ООН 1918 года гласит: “Каждый ребенок должен пользоваться правом на доступ к образованию в области религий или веры в согласии с желанием его родителей
Цель данной работы:
Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.
Задачи:
- Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановлением традиций русского народа.
- Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников .
Примерная структура занятий:
- Рассказы о Рождении Иисуса Христа, Крещении, о Пасхе и Троице.
- Объяснение некоторых заповедей Библии.
- Слушание духовной музыки, колокольных звонов.
- Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
- Рассматривание иллюстраций.
- Поиск истины.
- Организация условий практики доброделания.
Поставленной цели в работе можно достигнуть через решение ряда задач:
- анкетирование родителей и составления с ними договоров (на основании Декларации ООН 1981 года).
- духовного просвещения семьи,
- диагностики знаний детей о духовно-нравственных ценностях,
- установление социально-культурных связей (посещение музеев, библиотек, с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества),
- этические беседы, встречи с семьями, посещающими храмы,
- чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
- Левкодимов Г. “Праздников праздник”.
- Костюнина Т. “Рождественские встречи” м.: “Дошкольное воспитание”, 2005 г.(12).
- Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м.” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).
- Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).
- Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
- “С рождеством Христовым” ж. “Божий мир” 1, 2005 г.
- “Дары Волхов” ж. “Божий мир” 1, 2004 г.
- “Троица” ж. “Божий мир” 3, 2005 г.
- “Светлое Христово Воскресение - праздник праздников и торжество торжеств”. ж. “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки” 6, 2001г.
- “Празднование Рождества русскими крестьянами “- м.: “Дошкольное воспитание”, 1995 г. (12).
- “Рождество Христово” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г. (1).
- “Рождественский праздник и Святки” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г.(12).
- Храмова Р. “Добро не терпит промедленья” - ж. “Воспитание школьников”, 2006 (1)
- Иоанн О. “Слово о малом доброделании” - ж. “Воспитание школьников “,2000 г.(9).
- Петров В. “Зимние праздники, игры и забавы для детей”.
- Петров В. “Осенние праздники, игры и забавы для детей”.
- “Крещенский сочельник” - г. “Духовные посевы “1, 2006 г.
- “В православной церкви на Троицу “- Г. “Духовные посевы “4, 2002 г.