Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

Работа нравственно – духовной направленности “Православные праздники на Святой Руси” предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Целью этой работы является повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам православной культуры.

Цикл занятий включает в себя содержание, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.

Содержание.

Духовно-нравственное воспитание в современном мире (пояснительная записка)

Тематика занятий

  • Сказание о Рождестве Христовом.
  • Крещение.
  • Светлый праздник вечной жизни.
  • День Святой Троицы.

Сценарий развлечения

- Праздник Пастушков.

Список литературы.

Пояснительная записка

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

В. Боков.

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.

В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.

Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”.

В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные.

В принятой в 2000 году национальной доктрине образования государство вернуло положение о том, что образование обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.

В 1999 году Алексием II и министром образования был подписан договор о сотрудничестве. В данном документе признается особая роль Православия в истории России, становлении ее духовности и культуры, а также задаются основные области взаимодействия.

В 2001 году заключен договор о совместной научно- педагогической и культурно-просветительской деятельности между Департаментом образования Администрации Кемеровской области и Отделом религиозного образования и катехизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской Православной Церкви.

В 2002 году такой договор заключен в городе Анжеро-Судженске.

В 2003 году издается Приказ Министерства образования Российской Федерации №2833, зарегистрированный Минюстом России 5 августа 2003 года

№ 4955 “О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозными организациями возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ”.

Эти важные документы составляют нормативную основу деятельности образовательных учреждений в сфере приобщения детей к основам православной культуры. Декларация ООН 1918 года гласит: “Каждый ребенок должен пользоваться правом на доступ к образованию в области религий или веры в согласии с желанием его родителей

Цель данной работы:

Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.

Задачи:

  1. Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановлением традиций русского народа.
  2. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников .

Примерная структура занятий:

  • Рассказы о Рождении Иисуса Христа, Крещении, о Пасхе и Троице.
  • Объяснение некоторых заповедей Библии.
  • Слушание духовной музыки, колокольных звонов.
  • Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Поиск истины.
  • Организация условий практики доброделания.

Поставленной цели в работе можно достигнуть через решение ряда задач:

  • анкетирование родителей и составления с ними договоров (на основании Декларации ООН 1981 года).
  • духовного просвещения семьи,
  • диагностики знаний детей о духовно-нравственных ценностях,
  • установление социально-культурных связей (посещение музеев, библиотек, с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества),
  • этические беседы, встречи с семьями, посещающими храмы,
  • чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
  2. Левкодимов Г. “Праздников праздник”.
  3. Костюнина Т. “Рождественские встречи” м.: “Дошкольное воспитание”, 2005 г.(12).
  4. Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м.” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).
  5. Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).
  6. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
  7. “С рождеством Христовым” ж. “Божий мир” 1, 2005 г.
  8. “Дары Волхов” ж. “Божий мир” 1, 2004 г.
  9. “Троица” ж. “Божий мир” 3, 2005 г.
  10. “Светлое Христово Воскресение - праздник праздников и торжество торжеств”. ж. “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки” 6, 2001г.
  11. “Празднование Рождества русскими крестьянами “- м.: “Дошкольное воспитание”, 1995 г. (12).
  12. “Рождество Христово” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г. (1).
  13. “Рождественский праздник и Святки” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г.(12).
  14. Храмова Р. “Добро не терпит промедленья” - ж. “Воспитание школьников”, 2006 (1)
  15. Иоанн О. “Слово о малом доброделании” - ж. “Воспитание школьников “,2000 г.(9).
  16. Петров В. “Зимние праздники, игры и забавы для детей”.
  17. Петров В. “Осенние праздники, игры и забавы для детей”.
  18. “Крещенский сочельник” - г. “Духовные посевы “1, 2006 г.
  19. “В православной церкви на Троицу “- Г. “Духовные посевы “4, 2002 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5