Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.
Проект “Дом – точно терем расписной”
Цель:
- Поддержать познавательный интерес к истории своей страны.
- Приобщать детей к народной культуре.
- Формировать элементы экологического сознания.
- Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.
Задачи проекта
Для педагога:
- Получить сведения из разных литературных этнографических источников.
- Изучить интерес детей к познанию истоков прошлого.
- Познакомить детей с жизнью и бытом русских людей; познакомить с архитектурой крестьянской избы, с символами ее украшения; показать особенные черты русского характера.
- Развивать интерес к творчеству.
- Научить детей проектировать, создавая алгоритм действия.
Для детей:
- Принять сведения, данные воспитателем.
- Спроектировать свою деятельность на создание модели современной деревни.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор исторической литературы,
- подбор произведений русского народного творчества,
- выбор видеоматериала,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка разного вида бросового материала
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры,
- технологические карты (алгоритм построения модели современной деревни), использование моделей “Дом-природа”
- выставки книг, рисунков,
- создание условий для проведения презентации (оформление групповой комнаты, пригласительные).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
- Проведение цикла познавательных занятий, на тему “Город Тольятти – прошлое и настоящее)
- Оформление альбомов “Сколько братьев у нашего дома”, “Дом будущего”
- Оформление фотогазеты “Старинные дома нашей области”
- Лепка “Избушки-хохотушки”
- Аппликация “Украшение окон”
- Дидактические игры:
“Продолжи пословицу”,
“Придумай загадку”,
“Что на что похоже?”
“Чей это дом?” - Сочинение сказки “Чудесное превращение избушки Бабы-Яги”
III. Презентационно-завершающий
- Открытое занятие “Дом – точно терем расписной”
- Презентация детского мини-проекта “Современная деревня”
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми. Издательство книги.
IV. Контрольно-рефлексивный
- Подведение итогов.
- Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
- Обсуждение “Характер участия ребенка в проекте”
- Начало нового проекта “Русские народные промыслы: художественные изделия из дерева”.