Урок литературного чтения "Бездна поэзии в сказке В.И. Даля «Война грибов»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • провести наблюдение над языком сказки,
  • показать любовь В.И. Даля к родному языку.

Ход урока

Презентация

1. Актуализация изученного материала.

Лето 1831 года.

- Чем знаменательна эта дата? (Бал в Царском селе. Поэтическое состязание Пушкина и Жуковского.

В чём заключалось состязание? (Сочиняли сказки в стихах на народные сюжеты).

Какие же замечательные сказки создали А.С. Пушкин и В.А. Жуковский, используя народные сюжеты? (“Сказка о царе Салтане…”, “Спящая царевна”).

Какие это сказки? (Литературные, авторские).

Сегодня мы познакомимся ещё с одной литературной сказкой. Откройте стр. 162 учебника.

2. Работа с текстом до чтения.

Прочитайте фамилию автора, название сказки. Знаете ли вы что-нибудь о Дале? В каком веке он жил, сколько лет прожил? (Слайд №2)

Владимир Иванович Даль

О чём вам говорят эти опорные слова? (Слайд №3)

Владимир Даль

псевдоним

Казак Луганский

Луганск

сказки

Толковый словарь

Давайте вспомним, как отзывался А.С.Пушкин о сказках Даля. (Слайд №4):

“…Нам ещё учиться надобно у народных сказок.

Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих – бездна поэзии!”

- Что значит записывать сказку?

Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?

(Обработка сказки это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).

Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки. (Слайд №5)

(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).

Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок?

Для ответа на этот вопрос, познакомимся с жизнью Даля на стр.48, в тетради по чтению. (Самостоятельное чтение учащимися).

Что интересного вы узнали о Дале? (Был военным, сочинял стихи, повести, пословицы, сказки, собирал слова для “Толкового словаря”).

Что же стало главным делом его жизни? (Создание “Словаря живого великорусского языка”)

Даль использовал народные сказки в своём творчестве. Что же могло привлечь Даля в народных сказках? (Слова и сочетания слов, характерных для простонародного языка, которые он находил в сказках, толковал и собирал в свой словарь).

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.

Прочитайте ещё раз название сказки, рассмотрите иллюстрацию. Какие вопросы у вас возникли? (Почему началась война, кто победил и др.) Чтобы ответить на них, надо прочитать сказку.

3. Работа с текстом сказки во время чтения.

Самостоятельное чтение сказки учащимися. (Дополнительно – найти слова, характерные для простонародного языка)

Вопросы после чтения:

  • Нашли ли вы ответы на вопросы?
  • Что необычного в этой сказке?
  • Что могло привлечь Даля в этой русской сказке?

Наблюдение над языком сказки.

  • Давайте прочитаем сказку ещё раз и найдём по ходу чтения просторечные слова или словосочетания. (Вишь, прёт, помочь, скликать, сподрят, отказалися и др.)
  • Почему же автор сохранил в сказке эти слова? (Чтобы показать колорит русской сказки, певучесть простонародного языка, они естественны в этом тексте. Сказка не была бы такой красивой, интересной без этих просторечных слов).
  • Даль так писал о народном языке: “Народный язык…силён, свеж, богат, краток и ясен…”
  • Понаблюдаем, какой другой приём использует Даль в этом произведении…
  • Догадайтесь по описанию и распределите по местам героев сказки. (Слайд №6)
старушки ноги тонки старички ребята дружны

(Надо подобрать картинки к словам-описаниям).

Какой приём использует автор?

Олицетворение. Приведите примеры из других сказок, где используется этот приём.

Что слышится в сочетаниях слов: волнушки-старушки, сморчки-старички т.д.? (Слышится рифма).

Верно, ребята! Сказка написана в прозе, но если внимательно читать её, можно почувствовать близость к стихотворной речи. Давайте попробуем услышать это при чтении.

Чтение отрывка стр.163, 2 последних абзаца, от слов: “А на ту пору…”.

Дети находят рифму – Варвара-широкие карманы, волнушки – в кадушки, опёнки – в бочонки, сморчки – в бурачки…)

Ребята, а почему речь простых людей так оживлялась рифмой? (Своеобразная игра слов, их приговаривали, выполняя обыденную работу, это помогало в работе).

4. Работа с текстом после чтения.

Почему так бережно обращался В.И.Даль с родным языком в ходе обработки сказок?

Что нового вы узнали о нём?

В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда ее рассказывает один сказитель или при чтении по ролям?

(Читаем по ролям.)

5. Итог урока: (Слайд №7)

“ Этот скромный и мягкий человек с нерусской фамилией был самым настоящим русским, истинным подданным России не только по закону, но и по огромной своей любви ко всему русскому”.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия (Слайд №8)

Сегодня на уроке:

  • Мне было интересно…
  • Мне больше всего понравилось…
  • Я узнал, что..