Цели:
- провести наблюдение над языком сказки,
- показать любовь В.И. Даля к родному языку.
Ход урока
1. Актуализация изученного материала.
Лето 1831 года.
- Чем знаменательна эта дата? (Бал в Царском селе. Поэтическое состязание Пушкина и Жуковского.
В чём заключалось состязание? (Сочиняли сказки в стихах на народные сюжеты).
Какие же замечательные сказки создали А.С. Пушкин и В.А. Жуковский, используя народные сюжеты? (“Сказка о царе Салтане…”, “Спящая царевна”).
Какие это сказки? (Литературные, авторские).
Сегодня мы познакомимся ещё с одной литературной сказкой. Откройте стр. 162 учебника.
2. Работа с текстом до чтения.
Прочитайте фамилию автора, название сказки. Знаете ли вы что-нибудь о Дале? В каком веке он жил, сколько лет прожил? (Слайд №2)
Владимир Иванович Даль
О чём вам говорят эти опорные слова? (Слайд №3)
Владимир Даль
псевдоним
Казак Луганский
Луганск
сказки
Толковый словарь
Давайте вспомним, как отзывался А.С.Пушкин о сказках Даля. (Слайд №4):
“…Нам ещё учиться надобно у народных сказок.
Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих – бездна поэзии!”
- Что значит записывать сказку?
Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?
(Обработка сказки это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).
Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки. (Слайд №5)
(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).
Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок?
Для ответа на этот вопрос, познакомимся с жизнью Даля на стр.48, в тетради по чтению. (Самостоятельное чтение учащимися).
Что интересного вы узнали о Дале? (Был военным, сочинял стихи, повести, пословицы, сказки, собирал слова для “Толкового словаря”).
Что же стало главным делом его жизни? (Создание “Словаря живого великорусского языка”)
Даль использовал народные сказки в своём творчестве. Что же могло привлечь Даля в народных сказках? (Слова и сочетания слов, характерных для простонародного языка, которые он находил в сказках, толковал и собирал в свой словарь).
Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.
Прочитайте ещё раз название сказки, рассмотрите иллюстрацию. Какие вопросы у вас возникли? (Почему началась война, кто победил и др.) Чтобы ответить на них, надо прочитать сказку.
3. Работа с текстом сказки во время чтения.
Самостоятельное чтение сказки учащимися. (Дополнительно – найти слова, характерные для простонародного языка)
Вопросы после чтения:
- Нашли ли вы ответы на вопросы?
- Что необычного в этой сказке?
- Что могло привлечь Даля в этой русской сказке?
Наблюдение над языком сказки.
- Давайте прочитаем сказку ещё раз и найдём по ходу чтения просторечные слова или словосочетания. (Вишь, прёт, помочь, скликать, сподрят, отказалися и др.)
- Почему же автор сохранил в сказке эти слова? (Чтобы показать колорит русской сказки, певучесть простонародного языка, они естественны в этом тексте. Сказка не была бы такой красивой, интересной без этих просторечных слов).
- Даль так писал о народном языке: “Народный язык…силён, свеж, богат, краток и ясен…”
- Понаблюдаем, какой другой приём использует Даль в этом произведении…
- Догадайтесь по описанию и распределите по местам героев сказки. (Слайд №6)
старушки ноги тонки старички ребята дружны
(Надо подобрать картинки к словам-описаниям).
Какой приём использует автор?
Олицетворение. Приведите примеры из других сказок, где используется этот приём.
Что слышится в сочетаниях слов: волнушки-старушки, сморчки-старички т.д.? (Слышится рифма).
Верно, ребята! Сказка написана в прозе, но если внимательно читать её, можно почувствовать близость к стихотворной речи. Давайте попробуем услышать это при чтении.
Чтение отрывка стр.163, 2 последних абзаца, от слов: “А на ту пору…”.
Дети находят рифму – Варвара-широкие карманы, волнушки – в кадушки, опёнки – в бочонки, сморчки – в бурачки…)
Ребята, а почему речь простых людей так оживлялась рифмой? (Своеобразная игра слов, их приговаривали, выполняя обыденную работу, это помогало в работе).
4. Работа с текстом после чтения.
Почему так бережно обращался В.И.Даль с родным языком в ходе обработки сказок?
Что нового вы узнали о нём?
В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда ее рассказывает один сказитель или при чтении по ролям?
(Читаем по ролям.)
5. Итог урока: (Слайд №7)
“ Этот скромный и мягкий человек с нерусской фамилией был самым настоящим русским, истинным подданным России не только по закону, но и по огромной своей любви ко всему русскому”.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия (Слайд №8)
Сегодня на уроке:
- Мне было интересно…
- Мне больше всего понравилось…
- Я узнал, что..