При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу. Конечно, и методический журнал “География в школе” и газета “География” призваны помогать в подборе необходимых материалов, но хочется конкретных материалов, которые могли бы помочь в первую очередь молодым учителям в подготовке к урокам, тем более к таким сложным, по содержанию, как экономическая география.
Согласно требованиям образовательного стандарта по географии региональная часть курса изучается по плану, единому для всех экономических районов. В нем отражается состав региона, особенности географического, геополитического и экономико-географического положения, специфика природы, основные этапы формирования территории, полная характеристика населения, география важнейших отраслей хозяйства и внешнеэкономические связи.[2]
Я хочу поделиться своим опытом и рассказать о методике проведения уроков с использованием логических опорных конспектов. При этом главными критериями служат современность, научность, умение отбирать главное, и затем это главное отображать графически. На эту тему можно найти публикации в методической литературе, но больше всего они посвящены физической географии. Хотя и экономическая география несет большой запас возможностей использовать конспекты на уроках, отражать не только необходимую экономическую информацию, но и пространственное размещение статистического материала.
“Использование в учебном процессе графического конспекта имеет ряд преимуществ: выполнение графического конспекта обуславливает активную работу всего класса; требует полной мобилизации и усиленного внимания; конспекты служат средством познания изучаемых объектов, формирование творческого мышления учащихся; позволяет не только организовывать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика; графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.”[1]
На мой взгляд, составление логических опорных конспектов позволяет учащимся качественнее подготовится к проверочной работе - в настоящее время, к экзамену за курс основной школы – в ближайшее будущее и, наконец, к ЕГЭ – в перспективе.
Для того чтобы сформировать умение составлять логический опорный конспект первые уроки по изучению регионов России провожу на повышенном консультационном уровне. На первом же уроке по изучению Центральной России объясняю особенность и суть работы с логическим опорным конспектом, демонстрирую один из таких конспектов. Весь конспект этого урока выполняется непосредственно с участием учителя: учащиеся определяют состав, географическое положение, природные условия и ресурсы Центральной России. Моя цель – заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать с логическим конспектом. Для первого урока готовлю в качестве раздаточного материала контуры экономического района, который учащиеся прикрепляют в своих тетрадях, а затем на протяжении этого и последующих уроков работают с ним. На втором уроке учащиеся характеризуют население и трудовые ресурсы района. Вопрос о населении не является для девятиклассников новым: им знакомы особенности национального состава и особенности размещения трудовых ресурсов; умеют работать с картами “Плотность населения”, “Народы России”, “Религии населения” и со статистическими материалами; поэтому изучение населения Центральной России провожу с большей долей самостоятельности. Класс разбивается на пары, и каждый в ней по очереди выступает в роли учителя или ученика. Определяет уровень выполнения задания учитель с помощью фронтального опроса и обозначает выявленную информацию на конспекте с помощью знаков, если учащиеся испытывают затруднение самостоятельно придумать новые условные знаки.
И на третьем уроке совместная работа учителя и учеников завершает выполнение конспекта, наиболее сложную часть – экономическую. В результате трех уроков на тетрадном листе у каждого ученика появляется рисунок – конспект, отражающий специфику экономического района в символах.
При изучении нового района в качестве опережающего домашнего задания ученики готовят основу для следующего конспекта. Такое задание позволяет не только получить базу для последующей деятельности, но и, что не маловажно, позволяет отработать знание номенклатуры. При этом возникает элемент заинтересованности, ведь для творческого ребенка каждый новый контур позволяет увидеть что-то новое, непохожее на привычную географическую карту. Ну и, конечно же, возрастает не только заинтересованность учащегося, но и повышается мотивационная деятельность, а так же желание работать с картой.
Приведу пример первого урока с использованием логического опорного конспекта.
Тема урока: Состав, географическое положение, природные условия и ресурсы Центральной России.
Цели урока:
- Развивать умение работать по типовому плану с целью выяснения особенностей Центральной России.
- Установить значение Центральной России в судьбе России.
- Познакомить с приемом составления логического опорного конспекта, созданием “образа территории” через графические рисунки и символы.
- Воспитывать чувство патриотизма через географическую информацию.
Оборудование: карты: политико-административная, федеральных округов, атласы, раздаточный материал.
Содержание урока
Изучение нового материала.
1. Состав территории.
Специфика Центральной России выражена в его названии: на протяжении столетий территория была центром Русского государства. Этому способствовало географическое положение района – в центре Восточно-Европейской равнины, на великом водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей). Именно отсюда берут начало все крупные реки Восточно-Европейской равнины. Эта “центральность” позже была усилена строительством железных дорог практически во всех направлениях. Промышленность первоначально развивалась на своем сырье. По мере развития железнодорожной сети промышленность перешла на привозное сырье.
Задание: найдите на карте субъекты федерации входящие в состав Центральной России.
Раздаточный материал: Москва и Московская область, Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Брянская, Тамбовская, Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская области.
Практически весь материал сегодняшнего урока мы попытаемся нарисовать, то есть создать “образ территории” с помощью условных знаков, символов, то есть начнем выполнять логический опорный конспект. На последующих уроках мы продолжим его заполнение и в конечном итоге, я надеюсь, этот конспект вам поможет на проверочной работе.
Итак, в ваших рабочих тетрадях нарисован контур Центральной России. На дополнительных листочках вы будете рисовать условные знаки, и давать им объяснение. В конце урока я соберу на выбор 4 тетради и выставлю оценку за работу на уроке.
2. Географическое положение.
На формирование Центральной России оказали воздействие, прежде всего экономико-географическое положение и особенности исторического развития. Территория, расположенная в долинах Волги, Днепра и Оки, имела выгодное положение уже в период становления Русского государства. По рекам (обозначаем их на контуре) осуществлялись связи с окраинами и соседними странами.
Напомню вам, что междуречье Оки и Волги находилось в наибольшей безопасности от внешних нашествий: непроходимые реки и заболоченные места с юга – трудности для кочевников – удачное военно-стратегическое положение. Это повлияло на быстрое хозяйственное освоение и заселение территории будущей Центральной России и на политическую роль её главного города – Москвы как “собирательницы Земли русской” (отмечаем Москву звездочкой).
В свою очередь, наличие столицы на территории района на протяжении нескольких веков способствовало росту его экономики.
В экономике Центральной России получили развитие многие виды транспорта. Занимая центральное положение относительно Урала, Европейского Севера, Кавказа, она объединяла их благодаря развитым транспортным системам. Обозначим на контуре транспортные кольца и “лучики” транспортных магистралей. <Слайд 1>.
С распадом Советского Союза экономические связи региона усложнились, резко усложнилось геополитическое положение Центральной России, которая “вышла” к государственной границе с Беларусью и Украиной (отмечаем красным цветом государственную границу).
Задания:
1) Какую роль играла Москва в развитии района?
2) Дайте оценку экономико-географического положения Центральной России, укажите “плюсы” и “минусы”.
3. Природные условия.
Природные условия района олицетворяют собой то, что принято называть средней полосой России. Это всхолмленная равнина с Валдайской, Смоленско-Московской, Среднерусской возвышенностями (высоты до 250 метров) с Мещерской низменностью. Осадков выпадает 500-600 миллиметров в год. Средние температуры июля +17°…+18°С, января -10°…-12°С.
Волга и Ока делят территорию на три части, различающиеся по природе и по хозяйству.
Левый берег Волги в основном относится к таёжной зоне (частично леса сохранились и до сих пор, несмотря на их усиленную рубку) с невысокой распаханностью территории. Доля пашни составляет 12%. Междуречье Волги и Оки – зона смешанных лесов, мало сохранившихся. Это гораздо более распаханная территория. Доля пашни здесь составляет 27%. Правобережье Оки – большей частью уже лесостепь с черноземными (!) почвами и лишь отдельными рощами лесов, смешанных и широколиственных. Распаханность здесь еще выше – до 60%. <Слайд 2>.
На схеме, с помощью условных знаков, знакомых еще с 6 класса, отображаем тип растительности для каждой зоны и добавляем новый символ, для отображения степени распаханности территории.
Задания:
1. Какие природные условия этого района благоприятствуют жизни людей?
2. Какие природные условия благоприятствуют развитию промышленности?
4. Природные ресурсы.
По словам Н.Н.Баранского, “здесь не богатства недр привели к развитию промышленности, как это было в горнопромышленных районах, таких, как Урал, Донбасс, а, наоборот, сложившаяся уже на других основаниях промышленность “потащила” за собой из-под земли наличные полезные ископаемые и особенно минеральное топливо”. Свое экономическое значение залежи ископаемых приобрели здесь главным образом в силу их близости к уже сложившимся промышленным центрам. Центр обязан промышленным развитием не собственным сырьевым и экономическим ресурсам, а своему центральному положению на Восточно-Европейской равнине, которое помогло ему притянуть со всех сторон “чужое” сырье.
Центральная Россия относительно небогата природными ресурсами. Бурый уголь, торф, строительные материалы (известняк, глина, песок), фосфориты и соль начали активно использоваться лишь в 20 веке. Но они только частично удовлетворяют потребности хозяйства. Северные области богаты лесом и водными ресурсами. Что на ваш взгляд является главным богатством Центральной России? Конечно – Курская магнитная аномалия. <Слайд 3>.
Задание: Почему местные полезные ископаемые используются мало?
5. Площадь территории.
Осталось выяснить какова же площадь этой территории.
Самостоятельный анализ таблицы 58 учебника на странице 220. Отмечаем площадь на нашем конспекте.[3].
Закрепление.
- Показать границы Центральной России.
- В чем выгода экономико-географического положения Центральной России?
- В чем специфика Центральной России?
- Как вы думаете, какие отрасли промышленности будут развиваться в Центральной России?
- Из каких субъектов федерации Центральная Россия получает необходимые природные ресурсы, в частности минеральные?
На этом урок окончен. При необходимости проводится срезовая работа. Затем учитель кратко подводит итоги урока, обращает внимание на домашнее задание: составить описание географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, используя составленный на уроке конспект. При затруднении - обратиться к тексту учебника.
Дальнейшая работа происходит на последующих уроках, и не только при изучении нового материала, когда информацию преподносит учитель, но и учащиеся самостоятельно выполняют часть конспекта или даже весь конспект.
Калининградскую область изучаем отдельным уроком из-за особенностей не столько географического, сколько политического и экономического положения. К этому времени у учащихся уже накоплен опыт составления логических опорных конспектов и поэтому провожу с использованием коллективного способа обучения. Уже многие учителя убедились на практике, что не только учитель может являться обучающим элементом, но и сами учащиеся могут выступать в роли учителя, и при этом довольно достойно.
За несколько дней до проведения урока, учитель делит класс на 3 – 4 группы (в зависимости от наполняемости класса таких групп может быть больше или меньше), выбирается в каждой группе лидер – помощник учителя. Готовится раздаточный материал, который содержит необходимый статистический материал, теоретические и практические задания и, в данном случае, контур территории. Непосредственно перед уроком на доске выполняется контур области, а на уроке каждая группа получает индивидуальную карточку – задание.
1 группа – 1. Оценить экономико-географическое положение Калининградской области в настоящее время и изменения положения во времени. 2. Определить факторы, влияющие на развитие отраслей специализации промышленности области. 3. разработать проект создания в области международной туристической базы. При этом предусмотрите выбор места, развитие инфраструктуры и транспорт.
2 группа – 1. Оценить природные условия Калининградской области для развития рекреационной деятельности. 2. Определить главные отрасли специализации области. 3. Дать характеристику населения области и сделать вывод о развитии демографической ситуации в области.
3 группа – 1. Оценить природные условия и ресурсы Калининградской области для хозяйственной деятельности населения. 2. В чем вы видите проблемы развития промышленности и сельского хозяйства области. 3. Дать характеристику внешним экономическим связям области.
Учащиеся, получив задание, приступают к работе: читают учебник, анализируют статистические и картографические источники информации, делают необходимые записи в тетради и отражают полученные сведения на контуре территории. Оговаривается заранее регламент выступления каждой группы и количество вопросов, которые учащиеся готовят для участников других групп. На доске представитель каждой группы отмечает ту информацию – ответ, над которым трудилась вся группа. Казалось бы, учитель вовсе отсутствует на уроке, его деятельность практически свелась к нулю. Тем не менее, учитель дает задание, консультирует, контролирует, оценивает работу всей группы, а оценить работу каждого учащегося помогут лидеры. Самостоятельная работа является необходимым элементом учебного процесса и должна быть управляемой.
Незаменим логический опорный конспект и при закреплении, обобщении и повторении материала. Особенно когда требуется повторить материал всего раздела. Очень сложно за день до проверочной работы повторить весь учебник. Очень удобно пролистать тетрадь с конспектами и наглядно увидеть сразу весь образ не только отдельного экономического района, но и образ всей страны.
На уроке, при осуществлении контроля знаний, так же можно использовать, созданные уже в процессе изучения, логические конспекты. Для слабоуспевающих учащихся можно предложить задания, предусматривающий использование готовых конспектов: будь то тестовые задания или вопросы и практические задания. Для остальных учащихся можно предложить задание где часть конспекта “смыло водой” и необходимо восстановить недостающую часть. Другим вариантом заданий может являться использование карт-пазлов. Привлечение учащихся для их изготовления повышает интерес к данной работе, дополнительно повышается стремление запомнить необходимый материал для успешной последующей работы на уроке.
Использование конспекта позволяет отработать уже имеющиеся знания и умения, и получить новый опыт применения учебных навыков. При этом можно использовать различные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные, групповые.
При данной работе возрастает интерес к предмету, учащиеся лучше усваивают номенклатуру. Кроме того, самостоятельная деятельность переходит на качественно иной, творческий уровень.
При выполнении данных работ ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию стойкого интереса к географии. Творческой активности, любознательности. А именно творческий ребенок способен к саморазвитию.
Присутствовавшие на уроках с использованием логических опорных конспектов коллеги отмечали огромный интерес учащихся к теме, их энтузиазм, оригинальность иллюстративного материала, высокий уровень знаний, самостоятельность. Значит, учитель выполнил поставленные цели урока и добился самого главного – внес свою лепту в воспитание настоящего гражданина.
Литература.
- Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии. Журнал “География в школе” №2/2007год.
- География. 6 – 10 классы: тематическое планирование. Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Ром В.Я., Дронов В.П. География России: Население и хозяйство: 9 кл. – М.: Дрофа, 1996.