Обобщающий урок по теме "Основы логики и логические основы компьютера"

Разделы: Информатика


Тип урока: урок-расследование

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить знания обучающихся по теме “Основы логики и логические основы компьютера”:
  • повторить законы алгебры логики;
  • повторить построение логического выражения по высказыванию и логической схеме;
  • закрепить навык решения логических выражений с помощью электронных таблиц;
  • закрепить навык построения переключательных схем по логическому выражению;

Развивающая:

  • развивать логическое мышление и навык анализирования ситуаций

Воспитательная:

  • воспитывать чувство порядочности и ответственности за совершенные поступки.

Оборудование:

  • персональный компьютер, для каждого обучающегося;
  • дополнительная литература по законам логики и работе в Microsoft Excel (вставка функций);
  • материалы дела на столе у каждого обучающегося;
  • ватман, цветные маркеры.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационно-психологический момент Добрый день ребята. проверьте все ли у вас готово к уроку. Подготовка к уроку
Целеполагание Ставит цели урока для учащихся:

- Сегодня вы будите выступать в роли следователей. У каждого на столе лежит папка с делом. Ваша деятельность на уроке должна привести нас к выяснению всех обстоятельств дела и выявлению виновного.

Настрой на работу
Изучение документации по делу - Начнем работу с делом №538. Откройте папки. И первый документ, который необходимо изучить “Акт обследования места происшествия” и составить план работы по расследованию данного происшествия.

(Страница 1 дела №538)

Изучить акт обследования места происшествия.

(Приложение №1)

Проанализировать сложившуюся ситуацию, предложить план работы по данному делу:

1) осмотр места происшествия

2) опрос свидетелей

3) выдвижение версий расследования

4) выявление виновника происшествия

5) допрос обвиняемого

6) проверка сведений

7) закрытие дела в виду отсутствия состава преступления или передача дела в суд

Изучение протокола опроса свидетелей Коррекционно-направляющая деятельность

- Давайте ознакомимся с показаниями свидетелей дорожно-транспортного происшествия.

- Что прояснилось в данном деле после опроса свидетелей? Или может они нас запутали?

Что делать дальше?

Знакомятся с показаниями свидетелей происшествия.

(Приложение №2)

Формулируют вопросы, на которые предстоит ответить, чтобы установить виновника происшествия. (Какой марки машина совершила наезд на пешехода? С какой цифры начинается номер машины?)

Продумывают план действий для установления истины:

1.составить логическое выражение, используя протокол опроса свидетелей (разбивка на простые высказывания и составление сложного) и сведения, которые выяснились при дальнейшем расследовании дела;

А={Машина “Жигeли”}

В={Первая цифра номера 1}

С={Машина “Москвич”}

D={Первая цифра номера 7}

E= {Машина иномарка}

F={Первая цифра номера не 1}

Высказывания B и F противоположны. Заменим F на (не В).

2. при дальнейшем расследовании выяснилось, что каждый из свидетелей правильно указал либо марку машины, либо только первую цифру номера машины.

3. составить таблицу истинности и рассмотреть всевозможные варианты (Работа на компьютере в программе MS Excel).

Работа с электронной таблицей Microsoft Excel Контролирующая функция

- Сколько истинных значений получилось при решении логической задачи?

Как определить истинного виновника происшествия?

(Приложение №3)

Составляют таблицу истинности и используя законы логики и возможности программы Microsoft Excel выявляют истинные значения логического выражения.

Рассмотреть все возможные комбинации истинных результатов исследования и проанализировать исходные (простые) высказывания и исходя из противоречий определить марку машины и истинного виновника происшествия

Изучение протокола допроса обвиняемого, работа с программой Microsoft Excel по проверке сведений, полученных от подозреваемого Наблюдательная функция

- Виновник происшествия установлен. Нужно его допросить. Ознакомьтесь с протоколом допроса подозреваемого в совершении наезда.

- Так как подозреваемый свою вину отрицает может быть он не виноват?

Знакомятся с показаниями подозреваемого

(Приложение №4)

Предлагают оценить и проверить истинность высказываний подозреваемого.

Для этого проверить работу светофора:

1. Изучить логическую схему (Приложение №5)

2. Составить логическое выражение

3. Составить таблицу истинности (Работа в MS Excel). (Приложение №6)

4. Выявить ложь или подтвердить истину высказываний подозреваемого

Передача дела в суд или закрытие дела за отсутствием состава преступления? Коррекционно-направляющая деятельность

- Сейчас вы должны ответить на вопрос, который будет решать судьбу человека: виновен или невиновен? Передать дело в суд или закрыть?

Сделать выводы о вине или невиновности подозреваемого (виновен)
Рассмотрение дела в суде и создание схемы голосования Коррекционно-направляющая деятельность

- Подсудимый изъявил желание, чтобы его судил суд присяжных.

Суд присяжных состоит из трех рядовых членов и председателя.

Постройте электрическую цепь для тайного голосования, если оно производится следующим образом: каждый присяжный при голосовании “за” (виновен) нажимает кнопку. Лампочка зажигается в случаях, если предложение набрало большинство голосов или число голосов “за” и “против” равное, но за предложение подан голос председателя. (Приложение №7)

Работа в минигруппах: создание электрической схемы для тайного голосования судом присяжных:

1. Составить логическое выражение и используя законы логики, упростить его.

2. По логическому выражению составить электрическую (переключательную) схему для тайного голосования.

3. рассмотреть предложенные варианты переключательной схемы для тайного голосования и сравнить с правильным решением данного логического выражения (правильная схема выводится для обозрения на интерактивной доске (Приложение №8)) и проанализировать допущенные учащимися ошибки при составлении схемы.

Итого урока Каковы шансы, что подозреваемого оправдают? Рассмотреть всевозможные варианты голосования и проанализировать их:

-в каких случаях подозреваемый будет оправдан? - в каких случаях подозреваемый будет обвинен?

Домашнее задание   Ответить на вопросы:

Легко ли быть следователем?

Что необходимо знать следователю из курса информатики, чтобы легко распутывать сложные следственные ситуации?