Тип урока: урок-расследование
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить знания обучающихся по теме “Основы логики и логические основы компьютера”:
- повторить законы алгебры логики;
- повторить построение логического выражения по высказыванию и логической схеме;
- закрепить навык решения логических выражений с помощью электронных таблиц;
- закрепить навык построения переключательных схем по логическому выражению;
Развивающая:
- развивать логическое мышление и навык анализирования ситуаций
Воспитательная:
- воспитывать чувство порядочности и ответственности за совершенные поступки.
Оборудование:
- персональный компьютер, для каждого обучающегося;
- дополнительная литература по законам логики и работе в Microsoft Excel (вставка функций);
- материалы дела на столе у каждого обучающегося;
- ватман, цветные маркеры.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-психологический момент | Добрый день ребята. проверьте все ли у вас готово к уроку. | Подготовка к уроку |
Целеполагание | Ставит цели урока для учащихся: - Сегодня вы будите выступать в роли следователей. У каждого на столе лежит папка с делом. Ваша деятельность на уроке должна привести нас к выяснению всех обстоятельств дела и выявлению виновного. |
Настрой на работу |
Изучение документации по делу | - Начнем работу с делом №538. Откройте
папки. И первый документ, который необходимо
изучить “Акт обследования места происшествия”
и составить план работы по расследованию данного
происшествия. (Страница 1 дела №538) |
Изучить акт обследования места
происшествия.
Проанализировать сложившуюся ситуацию, предложить план работы по данному делу: 1) осмотр места происшествия 2) опрос свидетелей 3) выдвижение версий расследования 4) выявление виновника происшествия 5) допрос обвиняемого 6) проверка сведений 7) закрытие дела в виду отсутствия состава преступления или передача дела в суд |
Изучение протокола опроса свидетелей | Коррекционно-направляющая
деятельность - Давайте ознакомимся с показаниями свидетелей дорожно-транспортного происшествия. - Что прояснилось в данном деле после опроса свидетелей? Или может они нас запутали? Что делать дальше? |
Знакомятся с показаниями свидетелей
происшествия.
Формулируют вопросы, на которые предстоит ответить, чтобы установить виновника происшествия. (Какой марки машина совершила наезд на пешехода? С какой цифры начинается номер машины?) Продумывают план действий для установления истины: 1.составить логическое выражение, используя протокол опроса свидетелей (разбивка на простые высказывания и составление сложного) и сведения, которые выяснились при дальнейшем расследовании дела; А={Машина “Жигeли”} В={Первая цифра номера 1} С={Машина “Москвич”} D={Первая цифра номера 7} E= {Машина иномарка} F={Первая цифра номера не 1} Высказывания B и F противоположны. Заменим F на (не В). 2. при дальнейшем расследовании выяснилось, что каждый из свидетелей правильно указал либо марку машины, либо только первую цифру номера машины. 3. составить таблицу истинности и рассмотреть всевозможные варианты (Работа на компьютере в программе MS Excel). |
Работа с электронной таблицей Microsoft Excel | Контролирующая функция - Сколько истинных значений получилось при решении логической задачи? Как определить истинного виновника происшествия? |
(Приложение №3) Составляют таблицу истинности и используя законы логики и возможности программы Microsoft Excel выявляют истинные значения логического выражения. Рассмотреть все возможные комбинации истинных результатов исследования и проанализировать исходные (простые) высказывания и исходя из противоречий определить марку машины и истинного виновника происшествия |
Изучение протокола допроса обвиняемого, работа с программой Microsoft Excel по проверке сведений, полученных от подозреваемого | Наблюдательная функция - Виновник происшествия установлен. Нужно его допросить. Ознакомьтесь с протоколом допроса подозреваемого в совершении наезда. - Так как подозреваемый свою вину отрицает может быть он не виноват? |
Знакомятся с показаниями
подозреваемого
Предлагают оценить и проверить истинность высказываний подозреваемого. Для этого проверить работу светофора: 1. Изучить логическую схему (Приложение №5) 2. Составить логическое выражение 3. Составить таблицу истинности (Работа в MS Excel). (Приложение №6) 4. Выявить ложь или подтвердить истину высказываний подозреваемого |
Передача дела в суд или закрытие дела за отсутствием состава преступления? | Коррекционно-направляющая
деятельность - Сейчас вы должны ответить на вопрос, который будет решать судьбу человека: виновен или невиновен? Передать дело в суд или закрыть? |
Сделать выводы о вине или невиновности подозреваемого (виновен) |
Рассмотрение дела в суде и создание схемы голосования | Коррекционно-направляющая
деятельность - Подсудимый изъявил желание, чтобы его судил суд присяжных. Суд присяжных состоит из трех рядовых членов и председателя. Постройте электрическую цепь для тайного голосования, если оно производится следующим образом: каждый присяжный при голосовании “за” (виновен) нажимает кнопку. Лампочка зажигается в случаях, если предложение набрало большинство голосов или число голосов “за” и “против” равное, но за предложение подан голос председателя. (Приложение №7) |
Работа в минигруппах: создание
электрической схемы для тайного голосования
судом присяжных: 1. Составить логическое выражение и используя законы логики, упростить его. 2. По логическому выражению составить электрическую (переключательную) схему для тайного голосования. 3. рассмотреть предложенные варианты переключательной схемы для тайного голосования и сравнить с правильным решением данного логического выражения (правильная схема выводится для обозрения на интерактивной доске (Приложение №8)) и проанализировать допущенные учащимися ошибки при составлении схемы. |
Итого урока | Каковы шансы, что подозреваемого оправдают? | Рассмотреть всевозможные варианты
голосования и проанализировать их: -в каких случаях подозреваемый будет оправдан? - в каких случаях подозреваемый будет обвинен? |
Домашнее задание | Ответить на вопросы: Легко ли быть следователем? Что необходимо знать следователю из курса информатики, чтобы легко распутывать сложные следственные ситуации? |