Форма проведения урока: “Игра – путешествие в страну “Эврика”.
Цель урока: В результате выполнения эксперимента установить и сформулировать условие равновесия рычага; углубить знания по теме “Простые механизмы”, развивать умение использовать экспериментальные данные для практического применения.
Приборы и материалы: рычаг, грузы массой по 100 г., измерительная линейка.
Ход урока
Класс разделён на три команды – экипажи:
- 1-я команда-1-й ряд,
- 2-я – второй ряд,
- 3-я – третий ряд.
Выбраны капитаны, помощники капитанов, юнги.
Игра состоит из нескольких этапов.
Первый этап - проверка готовности экипажей к плаванию: каждой команде задаются по три вопроса.
1. Для какой цели применяют неподвижные блоки? Приведите пример.
2. Почему дверную ручку прикрепляют не в середине двери, а у её края?
3. Для какой цели применяют наклонную плоскость? Приведите примеры.
4. Почему при разрезании ножницами металлической проволоки её приходится помещать ближе к винту ножниц?
5. Для какой цели применяют подвижные блоки? Приведите примеры.
6. Является ли топор простым механизмом? Почему?
Результаты всех ответов фиксируются в таблице на доске в виде знаков “+” и “-”.
Этапы | 1-я команда | 2- команда | 3 команда | |||
1 этап | + | + | + | - | - | + |
2 этап | ||||||
3 этап | ||||||
4 этап | ||||||
5 этап |
2 этап. Учитель: команды показали готовность к плаванию, пришла пора проверить их умение решать разные задачи, поскольку в любом путешествии их встречается множество в виде непредвиденных ситуаций (после такого психологического настроя можно дать задачи по любой изученной теме, например, по теме “Работа и мощность”). Главное решение всегда приходится принимать капитанам, поэтому им предлагается решить задачи у доски, остальные – на местах по карточкам ( в течении 5 минут). Оценки в таблицу можно будет занести после проверки карточек, (возможно, во время выполнения учащимися эксперимента).
Карточки для капитанов:
1. Лошадь равномерно везёт телегу со скоростью 0,8м/с, прилагая усилие 400Н. какая работа совершается при этом за 20 мин.
2. Каждую секунду насос подаёт 20 л воды на высоту 10 м. Какая работа совершается за 1 час? Плотность воды 1000кг/м.
3.определите мощность насоса, который подаёт воду объёмом 4,5м на высоту 5м за 5мин.
Задания для команд:
1 вариант.
1. Какой силой выполнена работа 30кДж на пути 7,5м?
2. Почему камень в воде легче поднимать, ЧЕМ В ВОЗДУХЕ?
2 вариант.
1. Какую работу выполняет двигатель автомобиля на пути 80м, развивая силу тяги 6,5кН?
2.Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?
(помощники капитанов собирают работы своих команд и отдают их комиссии.)
3 этап. Экипажи, отправляясь в плавание, должны быть знакомы со всеми приборами на корабле: (на столе расположены приборы, учащиеся называют прибор и рассказывают, для чего он предназначен.) Приборы: манометр, барометр-анероид, сообщающиеся сосуды, блоки, рычаг, динамометр, клещи, наклонная плоскость, домкрат, ведёрко Архимеда, секундомер и др.
4 этап. В процессе путешествия мы ведём дневник наблюдений, исследуем, делаем измерения и в результате мы должны запомнить определения момента сил и с помощью этого понятия сформулировать условие равновесия рычага.
Провести записи в журнале наблюдений, пользуясь инструкцией:
1. Уравновесить рычаг.
2.Подвесить к одному плечу рычага груз весом F= 1Н.
3.Подвесить к другому плечу рычага груз весом F= 2Н.
4.Уравновесить рычаг.
5. Измерить плечо первой силы.
L=
6. Измерить плечо второй силы.
L=
7.Найти произведение
FL=
8.Найти произведение
FL=
9.Сравнить величины
FL FL
10.Запомни! Величина, равная произведению FL называется моментом силы и обозначается М.
Таким образом, М=FL.
11.Определи, в каком направлении вращает рычаг первая сила и вторая сила - (по часовой стрелке или против часовой стрелке ).F- F -
12.Сделай вывод: рычаг находится в равновесии, если (момент сил, вращающих рычаг водном направлении, равен моменту сил, вращающих в другом направлении.)
5 этап. Закрепление.
А) устно. (на доске рисунки)
1. какую силу надо приложить в точке В, чтобы рычаг остался в равновесии?
2. Какую силу надо приложить в точке В, чтобы он остался в равновесии?
В). Задача у доски:
На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее - 20 Н. Длина меньшего плеча 5 см. Определите длину большего плеча.
С). Самостоятельная работа:
1 вариант.
Длина меньшего плеча рычага 5 см, большего 30 см. На меньшее плечо действует сила 12 Н. Какую силу надо приложить к большему плечу, чтобы уравновесить рычаг?
2 вариант.
На концах рычага действуют силы 40 Н и 240 Н. Длина меньшего плеча 6см. определите длину большего плеча.
Подведение итогов, объявление оценок.
Задание на дом: 57, № 639, 640.
(Все задания заранее приготовлены на карточках).
Предложенная форма проведения урока, на мой взгляд, позволяет осуществлять дифференциацию, т. к. задания предлагаются разных уровней, в то же время все учащиеся находятся в одинаковых условиях, используются различные формы обучения. В результате все учащиеся усваивают тему урока, приобретают некоторые навыки проведения эксперимента, учатся применять полученные знания на практике, и как следствие, повышается интерес к предмету и к приобретению знаний.