Проведение эксперимента на уроке физики в 7-м классе

Разделы: Физика


Форма проведения урока: “Игра – путешествие в страну “Эврика”.

Цель урока: В результате выполнения эксперимента установить и сформулировать условие равновесия рычага; углубить знания по теме “Простые механизмы”, развивать умение использовать экспериментальные данные для практического применения.

Приборы и материалы: рычаг, грузы массой по 100 г., измерительная линейка.

Ход урока

Класс разделён на три команды – экипажи:

  • 1-я команда-1-й ряд,
  • 2-я – второй ряд,
  • 3-я – третий ряд.

Выбраны капитаны, помощники капитанов, юнги.

Игра состоит из нескольких этапов.

Первый этап - проверка готовности экипажей к плаванию: каждой команде задаются по три вопроса.

1. Для какой цели применяют неподвижные блоки? Приведите пример.

2. Почему дверную ручку прикрепляют не в середине двери, а у её края?

3. Для какой цели применяют наклонную плоскость? Приведите примеры.

4. Почему при разрезании ножницами металлической проволоки её приходится помещать ближе к винту ножниц?

5. Для какой цели применяют подвижные блоки? Приведите примеры.

6. Является ли топор простым механизмом? Почему?

Результаты всех ответов фиксируются в таблице на доске в виде знаков “+” и “-”.

Этапы 1-я команда 2- команда 3 команда
1 этап + + + - - +
2 этап      
3 этап      
4 этап      
5 этап      

2 этап. Учитель: команды показали готовность к плаванию, пришла пора проверить их умение решать разные задачи, поскольку в любом путешествии их встречается множество в виде непредвиденных ситуаций (после такого психологического настроя можно дать задачи по любой изученной теме, например, по теме “Работа и мощность”). Главное решение всегда приходится принимать капитанам, поэтому им предлагается решить задачи у доски, остальные – на местах по карточкам ( в течении 5 минут). Оценки в таблицу можно будет занести после проверки карточек, (возможно, во время выполнения учащимися эксперимента).

Карточки для капитанов:

1. Лошадь равномерно везёт телегу со скоростью 0,8м/с, прилагая усилие 400Н. какая работа совершается при этом за 20 мин.

2. Каждую секунду насос подаёт 20 л воды на высоту 10 м. Какая работа совершается за 1 час? Плотность воды 1000кг/м.

3.определите мощность насоса, который подаёт воду объёмом 4,5м на высоту 5м за 5мин.

Задания для команд:

1 вариант.

1. Какой силой выполнена работа 30кДж на пути 7,5м?

2. Почему камень в воде легче поднимать, ЧЕМ В ВОЗДУХЕ?

2 вариант.

1. Какую работу выполняет двигатель автомобиля на пути 80м, развивая силу тяги 6,5кН?

2.Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?

(помощники капитанов собирают работы своих команд и отдают их комиссии.)

3 этап. Экипажи, отправляясь в плавание, должны быть знакомы со всеми приборами на корабле: (на столе расположены приборы, учащиеся называют прибор и рассказывают, для чего он предназначен.) Приборы: манометр, барометр-анероид, сообщающиеся сосуды, блоки, рычаг, динамометр, клещи, наклонная плоскость, домкрат, ведёрко Архимеда, секундомер и др.

4 этап. В процессе путешествия мы ведём дневник наблюдений, исследуем, делаем измерения и в результате мы должны запомнить определения момента сил и с помощью этого понятия сформулировать условие равновесия рычага.

Провести записи в журнале наблюдений, пользуясь инструкцией:

1. Уравновесить рычаг.

2.Подвесить к одному плечу рычага груз весом F= 1Н.

3.Подвесить к другому плечу рычага груз весом F= 2Н.

4.Уравновесить рычаг.

5. Измерить плечо первой силы.

L=

6. Измерить плечо второй силы.

L=

7.Найти произведение

FL=

8.Найти произведение

FL=

9.Сравнить величины

FL FL

10.Запомни! Величина, равная произведению FL называется моментом силы и обозначается М.

Таким образом, М=FL.

11.Определи, в каком направлении вращает рычаг первая сила и вторая сила - (по часовой стрелке или против часовой стрелке ).F- F -

12.Сделай вывод: рычаг находится в равновесии, если (момент сил, вращающих рычаг водном направлении, равен моменту сил, вращающих в другом направлении.)

5 этап. Закрепление.

А) устно. (на доске рисунки)

1. какую силу надо приложить в точке В, чтобы рычаг остался в равновесии?

2. Какую силу надо приложить в точке В, чтобы он остался в равновесии?

В). Задача у доски:

На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее - 20 Н. Длина меньшего плеча 5 см. Определите длину большего плеча.

С). Самостоятельная работа:

1 вариант.

Длина меньшего плеча рычага 5 см, большего 30 см. На меньшее плечо действует сила 12 Н. Какую силу надо приложить к большему плечу, чтобы уравновесить рычаг?

2 вариант.

На концах рычага действуют силы 40 Н и 240 Н. Длина меньшего плеча 6см. определите длину большего плеча.

Подведение итогов, объявление оценок.

Задание на дом: 57, № 639, 640.

(Все задания заранее приготовлены на карточках).

Предложенная форма проведения урока, на мой взгляд, позволяет осуществлять дифференциацию, т. к. задания предлагаются разных уровней, в то же время все учащиеся находятся в одинаковых условиях, используются различные формы обучения. В результате все учащиеся усваивают тему урока, приобретают некоторые навыки проведения эксперимента, учатся применять полученные знания на практике, и как следствие, повышается интерес к предмету и к приобретению знаний.