Цели:
- образовательные – сформировать понятия алгоритма, исполнителя, изучить свойства и способы описания алгоритмов; продолжить знакомство с программой PowerPoint;
- развивающие – развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение выполнять алгоритм по известным шагам;
- воспитательные – воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный урок с мультимедиа-презентацией.
План урока:
1. Организационный момент.(5 мин)
1.1. Приветствие учителя и учеников
1.2. Представление гостей
1.3. Проверка присутствующих.
2. Объявление темы и целей урока. Слайды 1-2 (5 мин)
2.1. Тема
2.2. Цель
2.3. Порядок работы на уроке
3. Изучение нового материала.(10 мин)
3.1. Понятие алгоритма. Слайд 3
3.2. Свойства алгоритма. Слайд 4
3.3. Способы описания алгоритма. Слайд 5
4. Закрепление. (10 мин)
4.1. Исполнение алгоритма “Рисование ёлки” 1-й группой
4.2. Исполнение алгоритма “Кроссворд “Компьютер” 2-й группой
4.3. Исполнение алгоритма “Рисование ёлки” 2-й группой
4.4. Исполнение алгоритма “Кроссворд “Компьютер” 1-й группой
5. Физкультминутка: упражнения для глаз под музыкально-звуковое сопровождение (3 мин).
Группы меняются местами и заданиями.
6. Итоги занятия.(5 мин)
6.1. Выставление оценок
6.2. Заполнение дневника урока
7. Домашнее задание.(2 мин)
8. Завершение урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие учителя и учеников. “Здравствуйте, дети. Надеюсь, вы хорошо отдохнули за выходные и готовы изучать новую тему”
Представление гостей. “У нас сегодня открытый урок и у нас в гостях - …”
Проверка присутствующих.
2. Объявление темы и целей урока. Слайд 1. Презентация <Приложение 1>
2.1. Учитель. Сегодня мы начинаем изучать следующий, один из главных разделов информатики – “Алгоритмы и их исполнители”; образно говоря, продолжим плавание на корабле “Информатика” под флагом “Алгоритмы”. Сегодняшняя тема – “Знакомство с алгоритмами”.
2.2. Цель нашего урока – узнать, что означает термин “Алгоритм”; построить фигуры в программе PowerPoint; повторить тему “Устройство компьютера”.
2.3. В начале урока изучим новый материал, запишем основные определения в тетрадях. Затем закрепим его, выполнив рисунок и кроссворд в индивидуально-групповом порядке, используя имеющиеся знания по информатике. В завершение урока заполним “Дневник урока” и запишем д/з.
3. Изучение нового материала. (10 мин)
3.1.Понятие алгоритма.
Учитель.
Алгоритмы встречаются нам на каждом шагу и мы ежедневно их исполняем в повседневной жизни: перейти дорогу, сходить в магазин, сварить суп, решить задачу, подготовить д/з и т.д.
Как вы понимаете этот термин? Алгоритм – это … (Порядок действий, последовательность действий, план и т.д.)
Слайд 2. Рассмотрим рисунок “Режим дня ученика”. Какие последовательные шаги ученик выполняет каждый день? Можно ли переставить местами эти действия?
Слайд 3. Определение алгоритма. (Записываем в своих тетрадях) “Алгоритм – это порядок действий”. Что делает бабочка? (Выполняет алгоритм полета).
3.2. Свойства алгоритма. Слайд 4. (Записываем в своих тетрадях)
Свойства алгоритмов.
Дискретность – разрывность, отделённость одного действия от другого.
Однозначность - детерминированность, определённость формулировок, не допускающая разных толкований.
Конечность – каждое отдельное действие (и весь алгоритм) должно быть выполнено (имеет предел).
Результативность – получение результата после конечного числа шагов, предусматривающее все возможные варианты.
Массовость – возможность решать множество однотипных задач.
3.3. Способы описания алгоритма. Слайд 5. (Записываем в своих тетрадях)
Учитель. Как мы представили алгоритм в “Режиме дня ученика”? (Словами). А при решении задач в математике или в физике? (Формулами с пояснениями). А как записать алгоритм для компьютера, чтобы ему это было понятно? (В виде программы)
Записать в тетрадях: “Компьютер – формальный исполнитель, он не понимает, что делает, не думает, точно выполняет те действия, которые ему задал человек”. Слайд 6
Способы записи алгоритмов.
Словесный или словесно-формульный – рассчитан на исполнителя-человека.
Графический – с помощью геометрических фигур, для исполнителя-человека, а также как подготовительный для реализации на компьютере. Учитель. Подробно графический способ записи рассмотрим на следующем занятии.
Программный – для исполнителя-компьютера.
4. Закрепление. (10 мин)
Учитель. Давайте, ребята, вы выступите в роли исполнителей алгоритмов. Класс делится на 2 группы. 1-ая группа выполняет алгоритм “Рисование ёлки” в программе PowerPoint. 2-ая группа выполняет алгоритм “Кроссворд “Компьютер” на тему повторения пройденного материала (“Информация”, “Устройство компьютера”). Побеждает та группа, в которой большее количество выполненных до конца рисунков и меньшее время разгадывания кроссворда. Следует отметить, что упрощается моя проверка – достаточно одного взгляда на рисунки елки и кроссворда.
4.1. Исполнение алгоритма “Рисование ёлки” 1- ой группой. Слайд 7.
Задание для первой группы. По локальной сети (или на бумажной распечатке)ученикам передается вариант инструкций для алгоритма рисования ёлки.
Алгоритм рисования ёлки
Выбрать в меню Рисование - Автофигуры - Основные фигуры - ?
Пр.кн.мыши – Формат автофигуры – Заливка Линия цвет – зеленый
Пр.кн.мыши – Копировать – Вставить – Сформировать ёлку из 5 ?
Аналогично выбрать автофигуры для украшения ёлки, копировать, вставить
Удерживая Ctrl выделить все фигуры ёлки - Пр.кн.мыши – Группировать.
Теперь наша ёлка – один целый рисунок, его можно двигать, менять размер.
Конец алгоритма
4.2 Исполнение алгоритма “Кроссворд “Компьютер” 2-й группой. Слайд 8
Разгадайте кроссворд. (На задание отводится 5 мин, засекаю время начала и конца работы).
Кроссворд выдается на карточках вместе с вопросами.
Вопросы:
- Устройство, при помощи которого человек вводит информацию в компьютер. (Клавиатура).
- Набор условных обозначений для записи заранее определенных символов. (Код).
- Устройство, при помощи которого люди считали с XVII до XX века включительно. (Арифмометр).
- Устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу. (Принтер).
- Запоминающее устройство. (Память).
- Список, из которого можно выбрать команду. В этой строке находятся слова: файл, правка, вид и т.д. (Меню)
- Устройство, на которое выводится информация. (Монитор).
- Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков. (Счеты).
- Главное устройство, “мозг” компьютера, который управляет всеми устройствами компьютера. (Процессор).
Если все отгадано верно, то в результате получится слово “компьютер”.
5. Физкультминутка: упражнения для глаз под музыкально-звуковое сопровождение (3 мин). Слайд 9.
Группы меняются местами и заданиями.
4.3. Исполнение алгоритма “Рисование ёлки” 2- ой группой
4.4. Исполнение алгоритма “Кроссворд “Компьютер” 1- ой группой
6. Итоги занятия. (5 мин) Слайд 10, 11.
5.1. Объявление оценок. Выставление 2-х оценок: за рисунок ёлки и за разгадывание кроссворда – в журнал идёт одна оценка - средний балл
5.2. Заполнение дневника урока. Слайд 12. Дежурный раздает карточки “Дневник урока”
Дневник урока
Для того, чтобы получить знания в полном объеме, важно зафиксировать, насколько успешно прошли занятия. Этот дневник даст вам возможность записывать каждую деталь вашей работы в течение занятий при изучении модуля темы.
Если довольны, удовлетворены, разочарованы тем, как проходят наши занятия, то отметьте ваше отношение к элементам урока в соответствующей клетке анкеты.
Элементы урока | Довольны | Удовлетворены | Разочарованы | Комментарии и замечания |
“5” | “4” | “3”, “2” | ||
Простота и доступность раздаточного материала | ||||
Понятны ли были задания | ||||
Насколько комфортно вы себя чувствовали во время занятия | ||||
Интересен ли был данный урок | ||||
Как вы оцениваете свою работу на занятии |
ФИ, № класса заполнившего____________________________________________________________
7. Домашнее задание: (2 мин).
1) выучить основные понятия и определения;
2) записать в тетради алгоритм рисования снеговика.
Дежурный раздает карточки “Снеговик” Слайд 13.
8. Завершение урока.
“Урок окончен. Молодцы. Спасибо за внимание”. Слайд 14.