Программа по профессиональному определению воспитанников в условиях детского дома

Разделы: Социальная педагогика


Цель программы: Успешная адаптация воспитанников в профессиональном плане в условиях детского дома.

Задачи:

  1. Организовать работу по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями.
  2. Выбор проф. училища, оказание помощи в трудоустройстве.
  3. Оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.

Пояснительная записка.

Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни? Эта проблема стояла перед молодёжью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, т.к. в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы.

В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии. ведь именно подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному “я”, которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии.

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, развивать интерес к профессии.

Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т. к. её проведение связано с применением различных методов профориентационной работы:

  • элементов профинформирования,
  • профдиагностики,
  • помощь в использовании своих личных особенностей.

Комплексный характер организационной формы программы проявляется в том, что в ней отражены активные различные формы и методы:

  • проблемно-игровые ситуации,
  • метод “мозгового штурма”,
  • экскурсии,
  • беседы,
  • игры,
  • консультации.

Занятия цикла по форме, содержанию отличаются от уроков в школе. Они объединены одной идеей. Весь цикл занятий данной программы делится на три блока:

1 блок – 6 класс

2 блок – 7-8 класс

3 блок – 9 класс.

В каждом блоке по 9 занятий.

см. Приложение №1

Наиболее эффективным является вариант, когда занятия цикла проводят совместно социальный педагог и психолог, что требует от них выработки единых дидактических подходов (систематичность и последовательность занятий, доступность, индивидуальный подход, сознательность и активность, связь теории с практикой) и координации действий.

В соответствии с намеченным планом по профопределению, важное место занимает диагностический этап социально-педагогической деятельности.

Специалисты проводят диагностические исследования с целью изучения индивидуально-психологических особенностей развития личности ребят.

Результаты диагностического исследования позволяют определить направленность дальнейшей совместной деятельности психолога и социального педагога с ребятами, педагогами. В соответствии с этим социальный педагог и психолог планируют, организуют и осуществляют свою последующую деятельность.

С недавних пор в процессе профориентационной работы при диагностике стали с успехом использоваться компьютерные профориентационные методики, которые имеют свои “+”:

  1. Упрощается фиксация и обработка ответов.
  2. Увеличивается оперативность предоставления информации.
  3. Повышается мотивация ребят.
  4. Вызывают интерес у ребят.
  5. Не требуют больших временных затрат на проведение и обработку результатов, что позволяет использовать её ребёнку самостоятельно под руководством социального педагога.

Принцип диагностики: активность личности в процессе самопознания, анализе полученных результатов, осознания их значимости для развития себя и профопределения.

Форма диагностики: дети проверяют сами себя, обрабатывают результаты, которые получились и делают соответствующие выводы.

Роль соц. педагога: помочь проанализировать полученные результаты.

Задачи диагностики:

  1. Мотивационная – заинтересовать ребят проблемой познать самого себя, показать важность и значимость изучения своих особенностей.
  2. Информационно-справочная – дать необходимые знания об индивидуальных особенностях, профессионально важных качествах.
  3. Диагностическая – формировать у ребёнка готовность к самопознанию, оказывать помощь в объяснении полученных результатов.
  4. Развивающая – создать условия для осознания того, что возможен выбор, что каждый ответственен за свой выбор.

Методика экспресс-профориентации, разработанная И.Л. Соломиным, предназначена для диагностики профессиональных склонностей и способностей. Она включает анкету “Ориентация” и карту профессий.

Анкета “ОРИЕНТАЦИЯ” позволяет определить профессиональные интересы и склонности, представления о своих профессиональных способностях.

КАРТА ПРОФЕССИЙ информирует о различных видах профессий, требованиях, предъявляемых ими к человеку, о спросе на профессии.

Программа позволяет проводить тестирование, отображать результаты в виде таблиц, текстов заключений, списков и описаний профессий, редактировать списки и описания профессий.

см. Приложение №2

см. Приложение №3

Результаты тестирования выводятся на специальном бланке, где компьютер даёт своё заключение.

В карте профессий можно посмотреть:

  1. Профессии, которые пользуются высоким и устойчивым спросом на рынке труда.
  2. Профессии, которые наиболее соответствуют интересам и склонностям оптанта.
  3. Профессии, которые наиболее соответствуют представлениям о способностях оптанта.

В процессе профориентационной работы, “Ориентир” используется с 7 класса и по 9 класс один раз в год с целью выяснения устойчивости интересов у ребят, что важно и для педагогов и для специалистов детского дома. В связи с этим уже строится вся работа по профориентации с ребятами как групповая, так и индивидуальная.

В 2005году участвовало в тестировании 7 человек, из них у 5 человек совпал выбор будущей профессиональной деятельности с мнением компьютера.

В 2006 году участвовало в тестировании 9 человек, из них у двух человек совпал выбор будущей профессиональной деятельности с мнением компьютера, у пяти человек, также протестированных в 2007 году, отмечается устойчивость интересов, что позволяет спланировать работу педагогов и специалистов в одном русле, нацеливать ребёнка уже на конкретную профессиональную деятельность, на конкретную профессию.

В 2007 году участвовало в тестировании 12 человек, из них выбор будущей профессиональной деятельности с мнением компьютера совпал у двух человек, у остальных (кроме пяти человек протестированных в 2006 году) тестировались в первый раз, поэтому об устойчивости интересов будем судить в следующем году.

см. Приложение №4

Материалы, используемые при подготовке:

  1. ГП “ИМАТОН”. Методика “Ориентир”.
  2. Махаева О.А., Григорьева Е.Г. Я выбираю профессию. Москва. “Перспектива”, 2002 г.
  3. Методика и технологии работы социального педагога. Под редакцией М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева; Москва,2002 г.
  4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.
  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Москва,2003 г.
  6. Психологическое сопровождение выбора профессии. Под редакцией Л.М.Митиной; Москва. Издательство “Флинта”, 2003 г.
  7. Смирнова Е.Е.. На пути к выбору профессии. Санкт-Петербург,2003 г.
  8. Справочник для поступающих. Череповец. ООО “Полиграфист”, 2006 г.
  9. Справочник для поступающих. Череповец. ООО “Полиграфист”, 2007 г.
  10. Твоя профессиональная карьера. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной; Москва. “Просвещение”, 2000 г.