ЦЕЛИ:
- Способствовать углублению и обобщению представлений о лягушке: условиях ее жизни,.Приспособленности к условиям среды обитания.
- Формировать понятия о цикле развития лягушки.
- Воспитывать познавательный интерес.
- Познакомить детей с изготовлением новой поделки из квадрата в стиле оригами.
- Закреплять умение соединять две части поделки.
МАТЕРИАЛ:
- игрушечная лягушка;
- комплект карточек Н. Рыжовой “Лягушка”;
- аудиозапись песни “Ква-ква”;
- листы зеленой бумаги;
- фотоиллюстрации лягушек, хищников, насекомых;
- плакат с изображением пруда;
- ножницы, клей, кисть.
Ход занятия
Дети заходят в группу, садятся на стульчики. Воспитатель на своем стульчике обнаруживает (подготовить заранее) листик, поднимает его, а под ним лягушка.
Восп-ль: Ты кто такая, и как сюда попала?
Лягушка: А вы прочитайте вот этот текст, и узнаете.
(Воспитатель читает отрывок из сказки Гаршина “Лягушка-путешественница”) дети угадывают название сказки и догадываются, кто эта лягушка.
Восп-ль: А ты зачем-то к нам пожаловала?
Лягушка: Я ищу свою дальнюю родственницу.
Восп-ль: Ты ее здесь точно не найдешь. Мы с ребятами можем только указать путь к месту обитания твоей родственницы. Ты знаешь, где она живет?
Лягушка: Нет, конечно. Я знала, но забыла и не могу вспомнить.
Восп-ль: Ребята давайте попробуем помочь нашей гостье. Давайте с вами вспомним названия всех лягушек, которых мы с вами знаем. Как называется лягушка, которая живет на дереве?
Дети: Древесная или квакша.
Восп-ль: Что вы знаете об этой лягушке?
Дети: Ночью она купается, охотится на лугах за насекомыми, а день проводит на дереве. Квакша может лазить по вертикальным стволам и сидеть на качающихся ветках. Для этого у нее на кончиках пальцев расположены диски, действующие подобно резиновым присоскам. Глаза у нее устроены так, что она видит только то, что ей нужно видеть. Если муха летит быстро, то лягушка ее просто не видит.
Восп-ль: Это не твоя родственница?
Лягушка: Нет, я ищу совсем другую.
Восп-ль: Ребята, а как называется лягушка, которая обитает на берегах ручьев и небольших водоемов?
Дети: Белогубая лягушка.
Восп-ль: Это случайно не та, которую ты ищешь?
Лягушка: Нет, это тоже не она.
Восп-ль: Ребята, а как называется самая маленькая лягушка в мире?
Дети: Древолаз. Вес ее не превышает один грамм, длина ее не превышает двух сантиметров. Железы на коже выделяют сильнейший яд. Более сильного яда не имеет ни одно животное. Яд древолаза опасен, если он попадает в кровь, через кожу он не действует. Если на руке нет царапин, ран, то эту лягушку без опасения можно брать руками.
Восп-ль: Может эту лягушку, ты ищешь?
Лягушка: Да нет. Это тоже не она.
Восп-ль: Ребята, а как называется лягушка, которая весной может приобретать ярко- голубую окраску?
Дети: Остромордая. Голубыми становятся только самцы.
Восп-ль: Ее, наверное ты ищешь?
Лягушка: Нет, не ее.
Восп-ль: Ребята, а давайте вспомним, как называется самая крупная в мире лягушка?
Дети: Голиаф.
Лягушка: Все! Все! Вспомнила, вот именно эту лягушку я ищу! Только где ее искать, вы не подскажете?
Восп-ль: Искать ее нужно в Африке, видели однажды ее в Камеруне, встречается она очень редко, поэтому про ее жизнь знают очень мало.
Лягушка: А где находится Африка, вы не покажете?
Дети показывают на карте, где находится Африка. Прощаются с лягушкой, и она отправляется на поиски голиафа.
Восп-ль: Ребята, гостья ушла, а я вам предлагаю поиграть в игру “Из какой сказки?” (Воспитатель читает отрывки из сказок “Царевна-лягушка”, “Лягушка-путешественница” В. Гаршина, “Теремок” С. Маршака. Дети должны отгадать название сказки).
Восп-ль: Ребята, летом лягушек очень много встречается в природе. Мы знаем, что они разные по размеру, и по цвету. Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Как вы считаете?
Дети: Это не правильно: лягушки беззащитные и безобидные, их не следует ловить и обижать.
Восп-ль: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “Исправь ошибку”. (Воспитатель на фланелеграфе выставляет карточки “Модель развития лягушки” в неправильной последовательности, дети должны исправить порядок карточек).
Физминутка.
Вот лягушка по дорожке,
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала: ква, ква, ква!
Восп-ль: Ребята, посмотрите, пожалуйста, сюда. Что вы видите?
Дети: Пруд.
Восп-ль: В этом пруду живет один маленький, грустный лягушонок. А грустный он оттого, что он совсем не умеет петь свои лягушачьи песни, но очень хочет научиться. Ребята я предлагаю помочь маленькому, несчастному лягушонку. Давайте сейчас с вами сделаем из бумаги много-много друзей-лягушат и “поселим” их в этот пруд. А они уж точно научат бедного лягушонка петь, и он перестанет грустить.
(Дети садятся за стол и делают игрушку-лягушку, используя приемы оригами и наклеивают лягушек на “пруд”, воспитатель включает аудиозапись с кваканьем лягушек, а затем песню “Ква-ква”, дети могут потанцевать под музыку).