Цель:
- закрепить полученные знания и навыки по теме “Координатная плоскость”,
- закрепить умение учащихся определять положение точки на плоскости, порядок записи координат и их название,
- развивать графическую культуру, развивать зрительную и мыслительную деятельность.
Ход урока
Ребята, сегодня у нас заключительный урок по теме “Координатная плоскость”. В начале нашего урока вспомним основные понятия по данной теме, ответив на следующие вопросы:
- Что называют координатной плоскостью?
- Под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат на плоскости?
- Как называют точку пересечения этих прямых? Какие у неё координаты?
- Как называют пару чисел, определяющие положение точки на плоскости?
- Как называют первое число?
- Как называют второе число?
- Как найти точку на плоскости, если известны ее координаты?
- Как определить координаты точки по ее положению?
- Чему равна абсцисса любой точки расположенной на оси ОУ?
- Чему равна ордината любой точки, расположенной на оси ОХ?
- Верно ли задана система координат? (на доске рисунок, см. приложение1)
- Определите координаты точек А, С, D, E, K, F?
- Верно ли, что координаты точек В( -8; -4) , Q( 9; -3),М( 5; 3), Н( -2; 7), Р( 8; -7).
Идея задавать положение точки на плоскости с помощью чисел зародилась в древности - прежде всего у астрономов и географов при составлении звездных и географических карт. Поэтому наш урок посвящен астрономии.
Очень давно, в древности, когда ещё не было компаса, люди находили путь по звездам. Звезд на небе очень много, и запомнить их трудно. Поэтому люди разделили звезды на группы. Затем в этих группах они соединили звезды между собой линиями. Так появились на древних картах звездного неба созвездия, иногда похожие на людей, или зверей, или на разных сказочных чудовищ. Отсюда и названия созвездий: Лев, Кит, Дракон и другие
На координатной плоскости точками изображены некоторые звезды одного из созвездий. Но главные, наиболее яркие и видимые звезды, вам предстоит отыскать и отметить самим. Для этого вычислите вторую координату точки-звезды, если:
1. х =-5,
У =2х + 13
2. х = -3
у = /х/.
3. х = -2,
у = х2 – 2
4. х = 0,
У =3,7х – 0,8 + 4/5
5. х = 4
У = х2 -5х + 3
6. х = 3,
У = 0,5( 1 – х)х.
7. х=0,
У = 2х3 – 5х2 + 7х -2.
Последовательно соедините полученные точки. Соедините также отрезками точки №1 с точкой (-1; -5), №5 с (7; -2) и № 7 с началом координат. Узнали? Как называется это созвездие?.
Звезды, которые вы отметили сами, составляют наиболее яркую и видимую часть этого созвездия. Вместе их называют “ Ковш большой медведицы”. Каждая из этих звезд имеет свое название. Разгадайте название одной из них, упростив выражение и заполнив буквами таблицу.
- 2х | 3х | -х | 2х | 6х |
А: -( у – х) + ( х + у) =
И: -х – ( -4х) =
Р: 8 – 2(4 – 3х) =
М: -(4у -3х) + (4у – 5х)=
Ц: -0,2у – 0,25х + 0,2у – 0,75х =
Её координата (-3 ; 3) При переводе на русский язык этого названия получится слово “конь”.
Совсем близко от этой звезды отмечена ещё одна точка, которая изображает звезду. Её название вы узнаете решив уравнения:
-0,5 | -5 | -0,75 | 5 | 3,6 | -3,6 |
Л: х:1,25 = -4 M: 5,6х = 0
Р : -3у = 10,8 О: 0,5х+0,25х+0,25х =3.6
А: х – (3х + 1,4) =0,4 К:-0,2х =1
Если название этой звезды перевести на русский язык, то получится слово “всадник”. Итак, “конь” и “всадник”. По этим двум звездам в старину определяли остроту зрения. Тот, кто видел не только Коня, но и Всадника, мог стать метким стрелком из лука.
У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведицы. ( учениками зачитываются легенды; см.приложение2)
После зачитывания легенд самостоятельная работа учащихся. Всем раздаются карточки с заданием:
- Выписать координаты всех точек.
- Нарисовать рисунок по координатам. (Приложение 3)
Домашнее задание: Выписать координаты всех точек следующего рисунка:
У
Это Аусеклис - или утренняя звезда . Один из самых популярных знаков в латышской орнаментике. Считалось, что аусеклис может уберечь от всего плохого , поэтому его чертили на земле, закладывая дом, рисовали на дверях хлева, старались иметь в одежде. Магическая сила аусеклиса защищала от наваждения, какие бы формы оно не принимало. Но все эти свойства аусеклиса проявлялись только тогда, когда он был нарисован правильно – одним движением, не отрывая карандаша от листа бумаги. Попробуйте сделать это дома.