Интегрированный урок. История и математика, 4-й класс. Тема: "Меры". Путешествие в историю мер. Единицы мер длины, массы и стоимости

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • знакомство с мерами старины,
  • формирование вычислительных навыков, умений решать задачи,
  • обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование:

  • декорация и костюмы к сценкам,
  • карта путешествия,
  • единицы измерения длин.
  • рабочие тетради по истории.

Словарь: Метрология – Метрон (мера) и логос (учение). Метрология – учение (наука) о мерах.

Сегодня Мы на уроке истории и математики проведем увлекательное путешествие в мир и историю единиц измерений. Единиц измерений существует великое множество.

- Какие величины можно измерить?

(длину, массу, площадь, объем, стоимость, время, тепло, эл.свет)

Любое дело начинается с измерений, день начни, тоже с измерений. В разные времена и в разных странах пользовались разными единицами измерений. За долгие века их сменилось очень много. Некоторые умерли сотни лет назад. Другие дожили до наших дней. О других помнят только историки.

Сегодня мы узнаем о некоторых единицах измерения, их историю, а каких – вы попробуете сказать, посмотрев маленькие сценки.

Сценка 1. Встречаются два купца.

- Скажи, далеко ли еще до города?

- Два дня пути.

- Близко ли это?

- Верст 40 будет...

- Что за расстояние такое? (удивл.)

- Давай лучше спросим у заморского купца, что идет навстречу нам. Он наверное уже все товары продал и возвращается из города.

- Далеко ли город?

- Город-то, да нет, рядом. Не более 30 миль.

- Доберемся ли мы с тобой до города?

- Как вы думаете, какие ед.измерений связаны с верстами и милями (ед.измер.длины).

Сценка 2. Незнайка за столом, поел, встал и направился к выходу.

- Вы забыли, дорогой друг, о деньгах.

- О чем-о чем?

- О деньгах, дорогой друг, о деньгах!

- О каких, дорогой друг, деньгах?

- Ну Вы же должны, дорогой друг, заплатить деньги.

- Деньги? А что это, дорогой друг? Я, как бы это сказать, впервые слышу такое слово.

- Из какого произведения отрывок? “Незнайка на Луне”.

- Какие единицы измерений связаны с деньгами? (единицы стоимости).

Тема нашего путешествия – единицы длины, массы и стоимости.

Мы на этом чудесном корабле поплывем вместе с купцами.

1. Первый причал. МЕТРОЛОГИЯ.

Это наука, которая изучает единицы измерений длины, площади, объема, веса, историю из возникновения и развития, и их взаимосвязи между собой.

Ученик: Историческая метрология помогает ученым сравнить различные системы измерений с современными. С ее помощью мы можем представить себе картины хозяйственной жизни наших далеких предков. Единицы измерений возникли очень, давно в глубокой древности.

2. Наш корабль подплывает к берегам Древнего Египта.

Ученик: В долине реки Нил 5000 лет назад образов, одно из первых государств на Земле. Земля была плодородной, снимали 2-3 урожая.

Древние Египтяне были замечательные математики и инженеры. Египетские пирамиды фараонов, достигают 146 м, а ведь у них не было подъемных кранов.

Главной мерой длины у Египтян служил локоть. Локоть делился на 7 ладоней, а ладонь на 4 пальца, так как локти, ладони были разные, они придумывали образцовые меры длины для всех.

А как можно измерить, площадь поля? Так же как и мы. Измерить ширину и длину в локтях и перемножить. Пальцы, служившие единицей измерения в Древнем Египте, не забыты и до сих пор. И теперь, когда шьют платье, говорят – “Нужно укоротить на 3 пальца”.

Задача. Найти площадь участка. Длина 4 локтя, ширина 2 локтя. Локоть (38-46 см.); Ладонь (19-23 см.); Пальцы (2,5 см.). S = 4? 12= 48 (л2).

3. Наш корабль приближается к берегам Греции.

Ученик: Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого учатся многому даже сейчас, тысячи лет спустя. Их легкие корабли во всех направлениях бороздили моря и океаны. Они везли посуду, украшения из Вавилона, оружие из Египта, шкуры зверей, хлеб с берегов Черного моря Руси, вместе с товарами они привозили в Грецию и знания. Но греки не только учились, но очень скоро и обогнали своих учителей. А знаете, почему они обогнали в математике другие народы? Потому что они умели спорить, рассуждать и доказывать.

Стадий – 185 м – очень древняя мера.

4. Следующий причал у берегов Англии.

Ученица – королева Англии:

Дюйм – 2,5 см.

Фут – 30 см.

Ярд – 91 см. - 3 ф.

Сажень – 183 см.

Девочка ростом в дюйм – прелестная Дюймовочка, из сказки Андерсена – спала в лакированой скорлупе грецкого ореха, укрывалась лепестком розы и гребла веслами из белых конских волосков. Это Дюймовочка. Дюймом пользовались вод многих странах долгие века. Произошел дюйм от ширины большого пальца. В Англии его размер определили в длину 3 ячменных зернышек. Этот закон был издан 700 лет назад.

В Англии, Америке и некоторых других странах дюйм – основная мера длины в технике. До введения метрической системы мер так было в нашей стране. Например, на шинах автомашин дюйм 2 см. 5 мм., фут – 30 см. 1/12 фута размера средней ступни. В Англии не забыты и ладонь – ей измеряют лошадей.

ЯРД. Английская мера – сообщение ученика

ФУТ. – сообщение ученика

Задача. Наш корабль продолжает путь со скоростью 180 футов под килем. С какой скоростью плывет корабль? 30,5? 180 = 5400 см. = 5 км. 400 м.

5) Подплываем к берегам Древней Руси. Нас встречает русская красавица.

Ученица: В Древней Руси расстояние мерили между большими пальцами вытянутых рук в стороны. Эта длина называлась саженью. Много веков назад на Таманском полуострове было русское княжество. Главный город назывался Тмутаракань. Где был этот город нашли камень, с надписью “В лето 6576 Глеб князь, мерил море но льду от Тмутаракани до Керченского пролива. Оно оказалось 14000 сажень). Это было по нашему календарю в 11 веке. В наше время саженью пользуются моряки. Английская сажень 183 см., русская 213 см., 152 см.

Про могучего человека и сейчас говорят “саженного роста”, “косая сажень в плечах”.

Пядь – сообщение ученика.

Старинная русская мера длины, она удобна, потому что каждый ее носит с собой. Ведь, “пядь” – расстояние от большого пальца до 2. Составляла она 1/4 аршина, а аршин 72 см. 72:4=18 (см.). Эта мера существует с незапамятных времен. Величина эта забыта, но слово нет. Оно живет в поговорках и пословицах “Семь пядей во лбу” – так говорят про умного человека.

Локоть равен 38-46 см.

Вершок 4,5 см.

Русская миля равна 7 верстам, а верста 1070 м. » 7,5 км.

Русские вершки, аршины, сажени были государственными единицами еще в начале XX-го века.

6) Учитель. Вместе с купцами, с которыми мы начали путешествие, отправимся на рынок и посмотрим, с помощью каких мер и что они будут продавать.

Ученик:

В Древней Руси многие измерения были очень примитивными и приблизительными. Например, “горсть”, “охапка”. Но поскольку товары были разные сыпучие и штучные стали применять и разные меры.

Рыбу купцы продавали “возами”, соленую – “бочками”, квас – “ведрами”, зерно – “кадями” (кадка, кадь, бочка по верху окованная железом, чтобы нельзя было ее уменьшить).

Позднее появился пуд – 16 кг 380 г., фунт – 400 г.

При покупке заморских тканей пользовались “аршином” (72 см.).

Русские ткани измерялись “локтями”

Отмерить 4 локтя ткани

Ск. это см.? 4 x 40 = 160 см.

Отмерить 5 аршинов тесьмы

Ск. это см.? 72 x 5 = 360 см.

7) Учитель. Мы с вами познакомились с древними единицами измерения длины и массы.

Но, чтобы купить товары, нужны были деньги. О деньгах прочитаем в. учебнике истории стр. 68-69-72.

8) Мы познакомились с деньгами, единицами измерения стоимости.

Сейчас мы с вами попадем на Московский базар XVII века – “Житный ряд” на Красной площади.

Чтобы что-то купить и продать, купцы и покупатели были вынуждены, как и сейчас, менять свои деньги. Таким важным делом занимались специальные люди Менялы. Меняться могли любые деньги, т.к. купцы, торговцы были из разных стран. Вот такой разговор можно было услышать в лавке менялы.

Сценка “Менялы”

Купец: Этот рубль, не годится Меняла: А ты посмотри, какой у него звон
Купец: Этот обрезам Меняла: Вот тебе другой
Купец: Да он же с дыркой Меняла: Возьми другой
Купец: На нем фальшивое клеймо Меняла: Если этот не нравится, возьми красный
Купец: Но он же оловянный Меняла: Ты меня измучил, бери какие хочешь и поскорее уходи

9) Работа в тетради по математике

Попробуем и мы поменять деньги.

Сколько гривен в полтине (5 гр.)

Сколько денет в 2 полтинах (200 денег)

3 алтына сколько копеек – 9 коп.

5 рублей – 500 копеек.

Решите задачи.

а) Сколько надо заплатить за 4 лимона? Цна 1,5 коп. за штуку?

1,5 x 4 = 6 коп. (2 алтына)

б) Кухарка купила 3 головы сахара. Сколько гривенников надо дать кухарке?

4 x 3= 12 гривенников = 120 коп.

10) А теперь с XVII века перенесемся в 18 век во Францию.

Ученик: Единицы измерений, к которым мы так привыкли и пользуемся в современной жизни, появились только в 18 веке во Франции – 1 кг, 1 м, 1 л.

“Метром” – мера, греческое слово и произвольные от них.

Эти единицы были специально придуманы, чтобы заменить старинные. Их создали на все времена и для всех народов. В 1889 году были изготовлены образцы наиточнейших мер в 1 кг. и 1 м. У нас в стране тоже есть эталоны 1 кг. и 1 м. Они хранятся в Санкт-Петербурге в специальном здании в несгораемой камере. Дверь, заперта на 3 ключа. А ключи эти у трех разных людей. Внутри камеры сейф, он тоже заперт на 3 разных ключа. В нашей стране новый метр утвержден 12 января 1968 г., он может храниться при любых условиях.

Учитель: Итак, старинные единицы измерений ушли в историю, но на устах у народа они остались. Названия этих мер можно встретить в поговорках, пословицах, стихах, романах.

11) Поговорки и пословицы.

а) Что же он видит?

Прекрасных коней златогривых

Да игрушечку конька, ростом только в три вершка.

На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами.

- Из какого произведения, отрывок? (сказка Ершова Конек-горбунок)

- Какого роста К. Горбунок?

4,5? 3 = 13,5 см.; уши = 72 см.

б) Видишь, там сивая кобыла? Кобылу подыми-ка ты, да неси ее полверсты.

1070 м : 2 = 535 (м.)

в) Она была маленькая-маленькая. Всего в дюйм ростом (2,5 см.)

г) Посади ты это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет. Спасибо тебе, сказала женщина и дала колдунье 12 грошей. (6 копеек). Грош – 2 медные копейки

12) Вот и подошло к концу наше путешествие. А в конце урока за труды получают что? (Оценки) – правильно”. Оценка – это балл. Слово Французское, Немецкое, Английское (мяч). Вы все получите за урок свои баллы, выполнив самостоятельную работу в тетрадях по истории. (Работа по вариантам).

Стр. 36 - I в.; 50 - II в. – дома.

13) Домашнее задание. Завершить работу в тетрадях по истории, узнать, что еще измеряют баллом.

Учебник. “Деньги”. Стр. 67-72. Узнать интересное о монетах.

Наше путешествие окончено. Всем спасибо!