Цели:
- знакомство с мерами старины,
- формирование вычислительных навыков, умений решать задачи,
- обогащение словарного запаса учащихся.
Оборудование:
- декорация и костюмы к сценкам,
- карта путешествия,
- единицы измерения длин.
- рабочие тетради по истории.
Словарь: Метрология – Метрон (мера) и логос (учение). Метрология – учение (наука) о мерах.
Сегодня Мы на уроке истории и математики проведем увлекательное путешествие в мир и историю единиц измерений. Единиц измерений существует великое множество.
- Какие величины можно измерить?
(длину, массу, площадь, объем, стоимость, время, тепло, эл.свет)
Любое дело начинается с измерений, день начни, тоже с измерений. В разные времена и в разных странах пользовались разными единицами измерений. За долгие века их сменилось очень много. Некоторые умерли сотни лет назад. Другие дожили до наших дней. О других помнят только историки.
Сегодня мы узнаем о некоторых единицах измерения, их историю, а каких – вы попробуете сказать, посмотрев маленькие сценки.
Сценка 1. Встречаются два купца.
- Скажи, далеко ли еще до города?
- Два дня пути.
- Близко ли это?
- Верст 40 будет...
- Что за расстояние такое? (удивл.)
- Давай лучше спросим у заморского купца, что идет навстречу нам. Он наверное уже все товары продал и возвращается из города.
- Далеко ли город?
- Город-то, да нет, рядом. Не более 30 миль.
- Доберемся ли мы с тобой до города?
- Как вы думаете, какие ед.измерений связаны с верстами и милями (ед.измер.длины).
Сценка 2. Незнайка за столом, поел, встал и направился к выходу.
- Вы забыли, дорогой друг, о деньгах.
- О чем-о чем?
- О деньгах, дорогой друг, о деньгах!
- О каких, дорогой друг, деньгах?
- Ну Вы же должны, дорогой друг, заплатить деньги.
- Деньги? А что это, дорогой друг? Я, как бы это сказать, впервые слышу такое слово.
- Из какого произведения отрывок? “Незнайка на Луне”.
- Какие единицы измерений связаны с деньгами? (единицы стоимости).
Тема нашего путешествия – единицы длины, массы и стоимости.
Мы на этом чудесном корабле поплывем вместе с купцами.
1. Первый причал. МЕТРОЛОГИЯ.
Это наука, которая изучает единицы измерений длины, площади, объема, веса, историю из возникновения и развития, и их взаимосвязи между собой.
Ученик: Историческая метрология помогает ученым сравнить различные системы измерений с современными. С ее помощью мы можем представить себе картины хозяйственной жизни наших далеких предков. Единицы измерений возникли очень, давно в глубокой древности.
2. Наш корабль подплывает к берегам Древнего Египта.
Ученик: В долине реки Нил 5000 лет назад образов, одно из первых государств на Земле. Земля была плодородной, снимали 2-3 урожая.
Древние Египтяне были замечательные математики и инженеры. Египетские пирамиды фараонов, достигают 146 м, а ведь у них не было подъемных кранов.
Главной мерой длины у Египтян служил локоть. Локоть делился на 7 ладоней, а ладонь на 4 пальца, так как локти, ладони были разные, они придумывали образцовые меры длины для всех.
А как можно измерить, площадь поля? Так же как и мы. Измерить ширину и длину в локтях и перемножить. Пальцы, служившие единицей измерения в Древнем Египте, не забыты и до сих пор. И теперь, когда шьют платье, говорят – “Нужно укоротить на 3 пальца”.
Задача. Найти площадь участка. Длина 4 локтя, ширина 2 локтя. Локоть (38-46 см.); Ладонь (19-23 см.); Пальцы (2,5 см.). S = 4? 12= 48 (л2).
3. Наш корабль приближается к берегам Греции.
Ученик: Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого учатся многому даже сейчас, тысячи лет спустя. Их легкие корабли во всех направлениях бороздили моря и океаны. Они везли посуду, украшения из Вавилона, оружие из Египта, шкуры зверей, хлеб с берегов Черного моря Руси, вместе с товарами они привозили в Грецию и знания. Но греки не только учились, но очень скоро и обогнали своих учителей. А знаете, почему они обогнали в математике другие народы? Потому что они умели спорить, рассуждать и доказывать.
Стадий – 185 м – очень древняя мера.
4. Следующий причал у берегов Англии.
Ученица – королева Англии:
Дюйм – 2,5 см. Фут – 30 см. Ярд – 91 см. - 3 ф. Сажень – 183 см. |
Девочка ростом в дюйм – прелестная Дюймовочка, из сказки Андерсена – спала в лакированой скорлупе грецкого ореха, укрывалась лепестком розы и гребла веслами из белых конских волосков. Это Дюймовочка. Дюймом пользовались вод многих странах долгие века. Произошел дюйм от ширины большого пальца. В Англии его размер определили в длину 3 ячменных зернышек. Этот закон был издан 700 лет назад.
В Англии, Америке и некоторых других странах дюйм – основная мера длины в технике. До введения метрической системы мер так было в нашей стране. Например, на шинах автомашин дюйм 2 см. 5 мм., фут – 30 см. 1/12 фута размера средней ступни. В Англии не забыты и ладонь – ей измеряют лошадей.
ЯРД. Английская мера – сообщение ученика
ФУТ. – сообщение ученика
Задача. Наш корабль продолжает путь со скоростью 180 футов под килем. С какой скоростью плывет корабль? 30,5? 180 = 5400 см. = 5 км. 400 м.
5) Подплываем к берегам Древней Руси. Нас встречает русская красавица.
Ученица: В Древней Руси расстояние мерили между большими пальцами вытянутых рук в стороны. Эта длина называлась саженью. Много веков назад на Таманском полуострове было русское княжество. Главный город назывался Тмутаракань. Где был этот город нашли камень, с надписью “В лето 6576 Глеб князь, мерил море но льду от Тмутаракани до Керченского пролива. Оно оказалось 14000 сажень). Это было по нашему календарю в 11 веке. В наше время саженью пользуются моряки. Английская сажень 183 см., русская 213 см., 152 см.
Про могучего человека и сейчас говорят “саженного роста”, “косая сажень в плечах”.
Пядь – сообщение ученика.
Старинная русская мера длины, она удобна, потому что каждый ее носит с собой. Ведь, “пядь” – расстояние от большого пальца до 2. Составляла она 1/4 аршина, а аршин 72 см. 72:4=18 (см.). Эта мера существует с незапамятных времен. Величина эта забыта, но слово нет. Оно живет в поговорках и пословицах “Семь пядей во лбу” – так говорят про умного человека.
Локоть равен 38-46 см.
Вершок 4,5 см.
Русская миля равна 7 верстам, а верста 1070 м. » 7,5 км.
Русские вершки, аршины, сажени были государственными единицами еще в начале XX-го века.
6) Учитель. Вместе с купцами, с которыми мы начали путешествие, отправимся на рынок и посмотрим, с помощью каких мер и что они будут продавать.
Ученик:
В Древней Руси многие измерения были очень примитивными и приблизительными. Например, “горсть”, “охапка”. Но поскольку товары были разные сыпучие и штучные стали применять и разные меры.
Рыбу купцы продавали “возами”, соленую – “бочками”, квас – “ведрами”, зерно – “кадями” (кадка, кадь, бочка по верху окованная железом, чтобы нельзя было ее уменьшить).
Позднее появился пуд – 16 кг 380 г., фунт – 400 г.
При покупке заморских тканей пользовались “аршином” (72 см.).
Русские ткани измерялись “локтями”
Отмерить 4 локтя ткани Ск. это см.? 4 x 40 = 160 см.
Отмерить 5 аршинов тесьмы Ск. это см.? 72 x 5 = 360 см.
7) Учитель. Мы с вами познакомились с древними единицами измерения длины и массы.
Но, чтобы купить товары, нужны были деньги. О деньгах прочитаем в. учебнике истории стр. 68-69-72.
8) Мы познакомились с деньгами, единицами измерения стоимости.
Сейчас мы с вами попадем на Московский базар XVII века – “Житный ряд” на Красной площади.
Чтобы что-то купить и продать, купцы и покупатели были вынуждены, как и сейчас, менять свои деньги. Таким важным делом занимались специальные люди Менялы. Меняться могли любые деньги, т.к. купцы, торговцы были из разных стран. Вот такой разговор можно было услышать в лавке менялы.
Сценка “Менялы”
Купец: | Этот рубль, не годится | Меняла: | А ты посмотри, какой у него звон |
Купец: | Этот обрезам | Меняла: | Вот тебе другой |
Купец: | Да он же с дыркой | Меняла: | Возьми другой |
Купец: | На нем фальшивое клеймо | Меняла: | Если этот не нравится, возьми красный |
Купец: | Но он же оловянный | Меняла: | Ты меня измучил, бери какие хочешь и поскорее уходи |
9) Работа в тетради по математике
Попробуем и мы поменять деньги.
Сколько гривен в полтине (5 гр.)
Сколько денет в 2 полтинах (200 денег)
3 алтына сколько копеек – 9 коп.
5 рублей – 500 копеек.
Решите задачи.
а) Сколько надо заплатить за 4 лимона? Цна 1,5 коп. за штуку?
1,5 x 4 = 6 коп. (2 алтына)
б) Кухарка купила 3 головы сахара. Сколько гривенников надо дать кухарке?
4 x 3= 12 гривенников = 120 коп.
10) А теперь с XVII века перенесемся в 18 век во Францию.
Ученик: Единицы измерений, к которым мы так привыкли и пользуемся в современной жизни, появились только в 18 веке во Франции – 1 кг, 1 м, 1 л.
“Метром” – мера, греческое слово и произвольные от них.
Эти единицы были специально придуманы, чтобы заменить старинные. Их создали на все времена и для всех народов. В 1889 году были изготовлены образцы наиточнейших мер в 1 кг. и 1 м. У нас в стране тоже есть эталоны 1 кг. и 1 м. Они хранятся в Санкт-Петербурге в специальном здании в несгораемой камере. Дверь, заперта на 3 ключа. А ключи эти у трех разных людей. Внутри камеры сейф, он тоже заперт на 3 разных ключа. В нашей стране новый метр утвержден 12 января 1968 г., он может храниться при любых условиях.
Учитель: Итак, старинные единицы измерений ушли в историю, но на устах у народа они остались. Названия этих мер можно встретить в поговорках, пословицах, стихах, романах.
11) Поговорки и пословицы.
а) Что же он видит?
Прекрасных коней златогривых
Да игрушечку конька, ростом только в три вершка.
На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами.
- Из какого произведения, отрывок? (сказка Ершова Конек-горбунок)
- Какого роста К. Горбунок?
4,5? 3 = 13,5 см.; уши = 72 см.
б) Видишь, там сивая кобыла? Кобылу подыми-ка ты, да неси ее полверсты.
1070 м : 2 = 535 (м.)
в) Она была маленькая-маленькая. Всего в дюйм ростом (2,5 см.)
г) Посади ты это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет. Спасибо тебе, сказала женщина и дала колдунье 12 грошей. (6 копеек). Грош – 2 медные копейки
12) Вот и подошло к концу наше путешествие. А в конце урока за труды получают что? (Оценки) – правильно”. Оценка – это балл. Слово Французское, Немецкое, Английское (мяч). Вы все получите за урок свои баллы, выполнив самостоятельную работу в тетрадях по истории. (Работа по вариантам).
Стр. 36 - I в.; 50 - II в. – дома.
13) Домашнее задание. Завершить работу в тетрадях по истории, узнать, что еще измеряют баллом.
Учебник. “Деньги”. Стр. 67-72. Узнать интересное о монетах.
Наше путешествие окончено. Всем спасибо!