Тема: Щелочные металлы.
Цель: На основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов, межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной используя области применения основных соединений щелочных металлов, роль этих металлов в жизни человека.
Совершенствовать умения наблюдать, сравнивать химические элементы, высказывать суждения об их свойствах, делать выводы.
Методы: проблемный, частично-поисковый, лабораторная работа.
Оборудование: персональный компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
а). Тема, план урока и основные вопросы написаны на доске.
План.
- Характеристика щелочных металлов.
- Физические свойства щелочных металлов.
- Лабораторная работа “Химические свойства щелочных металлов”.
- Применение щелочных металлов,
- Закрепление.
- Тестирование.
б). Учащиеся работают с презентацией, на индивидуальном листе (приложение 1), ведется дискуссия и анализ учебного материала.
Учитель объявляет тему урока и совместно с учениками формулирует цель урока (слайд №1 и №2).
Затем, учитель ставит проблемные вопросы (они заранее записаны на доске), на которые учащиеся ищут ответы в процессе изучения новой темы.
Вопросы.
- Почему данные металлы Д.И.Менделеев объединил в одну группу?
- Почему эти металлы назвали щелочными?
в). Учащиеся сравнивают электронное строение элементов щелочных металлов (слайд №3).
Название элемента |
Знак |
Порядковый номер |
Относительная атомная масса, Аr |
Количество электронов на внешнем уровне |
Степень окисления |
ЛИТИЙ | Li | 3 | 7 | 1 | +1 |
НАТРИЙ | Na | 11 | 23 | 1 | +1 |
КАЛИЙ | K | 19 | 39 | 1 | +1 |
РУБИДИЙ | Rb | 37 | 85 | 1 | +1 |
ЦЕЗИЙ | Cs | 55 | 133 | 1 | +1 |
ФРАНЦИЙ | Fr | 87 | 223 | 1 | +1 |
Учащиеся делают вывод, о том, что у всех элементов одинаковое количество электронов на внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления.
г). Учащиеся узнают об истории открытия щелочных металлов (слайд №4).
“ В 1807г. в Англии Г.Деви открыл натрий и калий: “натрун” - сода, “алкали” - щелочь.
В 1817г. в Швеции А.Арфедсон открыл литий: “литос” - камень.
В 1860 – 1861г.г. в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий “темно-красный” и цезий “небесно-голубой”.
В 1939г. во Франции М.Пере открыл радиоактивный элемент франций, который назвал в честь своей страны.
д). Физические свойства щелочных металлов. Слайд №5 содержит видеоролики, которые показывают внешнее строение металлов лития и натрия, калия и цезия.
Затем учащиеся сравнивают физические показатели плотности металлов и температуры плавления. Делают вывод о зависимости температуры плавления от плотности металла.
Li | Na | K | Rb | Cs | |
Плотность металла, г/см3 | 0,5343 | 0,971 | 0,863 | 1,532 | 2,44 |
Температура плавления, 0С | 180 | 98 | 64 | 39 | 27 |
е). Лабораторная работа (слайд №7). Слайд содержит гиперссылки на видеоролики, которые показывают основные химические свойства щелочных металлов. Учащиеся просматривают видеоролики, анализируют опыты, записывают в индивидуальном листе (Приложение 1) результаты увиденного, химические уравнения.
Данную работу можно провести и лабораторно–демонстрационной.
Оборудование: чашка Петри, газовая горелка, нихромовая петля, лабораторный нож.
Вещества: натрий, калий, литий, вода, хлорид натрия, хлорид калия, хлорид лития.
Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочных металлов.
Опыт № 1 . Взаимодействие натрия с кислородом.
Опыт № 2.Взаимодействие натрия с водой.
Опыт № 3. Взаимодействие лития, натрия, калия с
водой.
Опыт № 4. Горение солей лития.
Опыт № 5. Горение солей натрия.
Опыт № 6. Горение солей калия.
Химические уравнения реакций:
2Na + O2 = 2Na2O
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
2K + 2H2O = 2KOH + H2
Вывод: (каждый учащийся делает самостоятельно)
Информационная часть урока:
1. Учитель рассказывает о самых распространенных соединениях щелочных металлов и их применении (слайде № 8).
NaOH – едкий натр, каустическая сода.
KOH – едкое кали
Na2CO3*10H2O – кристаллическая сода
NaHCO3 – пищевая сода
K2CO3 – поташ
Na2SO4*10H2O – глауберова соль
Используют для очистки нефтепродуктов, производства бумаги, мыла, волокон, стекла, удобрений. Применяются в медицине и фармакологии.
2.Учитель рассказывает о применении поваренной соли (слайде №9):
Поваренную соль используют для получения натрия, хлора, гидроксида натрия, соляной кислоты, соды. Применяют в пищевой промышленности, при производстве мыла.
3. Учитель рассказывает о биологической роли натрия и калия (слайде №10).
Ион натрия – внутриклеточный ион, который содержится в крови и лимфе, создаёт в клетках осмотическое давление.
Ион калия – внеклеточный ион, который поддерживает работу сердца и мышц.
Большое количество калия содержится в кураге, сои, фасоли, зеленом горошке, черносливе, изюме.
После просмотра слайдов №8 - 10, учащиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.
3..Закрепление
.Для закрепления изученного материала, учащиеся выполняют игровые задания (слайд № 11,12).
1. Определите “лишний” элемент в ряду
а) Fr, K, Cu, Na;
б) P, Li, O, Cl;
в) Al, Ag, Ra, Cs.
Объясните свой выбор.
2. Игра “Крестики – нолики”.
1. Какой металл при взаимодействии с водой образует щелочь?
Si | Na | Fr |
Cu | Li | Pb |
Cs | Zn | K |
2. Определите электронные формулы щелочных металлов
4s2 | 1s1 | 2s2 |
3s1 | 6s1 | 2s1 |
3s23p1 | 4s1 | 6s2 |
4. Проверка знаний.
Тест предназначен для индивидуального контроля усвоения новых знаний. (Приложение 2)
После выставления оценок, учащиеся записывают домашнее задание.
§ 11, задание 1 (письменно), 3 (устно) (слайд №13)
Конец урока.