Урок по химии для 9-го класса "Щелочные металлы"

Разделы: Химия


Тема: Щелочные металлы.

Цель: На основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов, межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной используя области применения основных соединений щелочных металлов, роль этих металлов в жизни человека.

Совершенствовать умения наблюдать, сравнивать химические элементы, высказывать суждения об их свойствах, делать выводы.

Методы: проблемный, частично-поисковый, лабораторная работа.

Оборудование: персональный компьютер.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

а). Тема, план урока и основные вопросы написаны на доске.

План.

  1. Характеристика щелочных металлов.
  2. Физические свойства щелочных металлов.
  3. Лабораторная работа “Химические свойства щелочных металлов”.
  4. Применение щелочных металлов,
  5. Закрепление.
  6. Тестирование.

б). Учащиеся работают с презентацией, на индивидуальном листе (приложение 1), ведется дискуссия и анализ учебного материала.

Учитель объявляет тему урока и совместно с учениками формулирует цель урока (слайд №1 и №2).

Затем, учитель ставит проблемные вопросы (они заранее записаны на доске), на которые учащиеся ищут ответы в процессе изучения новой темы.

Вопросы.

  1. Почему данные металлы Д.И.Менделеев объединил в одну группу?
  2. Почему эти металлы назвали щелочными?

в). Учащиеся сравнивают электронное строение элементов щелочных металлов (слайд №3).

Название элемента

Знак

Порядковый номер

Относительная атомная масса,

Аr

Количество электронов на внешнем уровне

Степень окисления

ЛИТИЙ Li 3 7 1 +1
НАТРИЙ Na 11 23 1 +1
КАЛИЙ K 19 39 1 +1
РУБИДИЙ Rb 37 85 1 +1
ЦЕЗИЙ Cs 55 133 1 +1
ФРАНЦИЙ Fr 87 223 1 +1

Учащиеся делают вывод, о том, что у всех элементов одинаковое количество электронов на внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления.

г). Учащиеся узнают об истории открытия щелочных металлов (слайд №4).

“ В 1807г. в Англии Г.Деви открыл натрий и калий: “натрун” - сода, “алкали” - щелочь.

В 1817г. в Швеции А.Арфедсон открыл литий: “литос” - камень.

В 1860 – 1861г.г. в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий “темно-красный” и цезий “небесно-голубой”.

В 1939г. во Франции М.Пере открыл радиоактивный элемент франций, который назвал в честь своей страны.

д). Физические свойства щелочных металлов. Слайд №5 содержит видеоролики, которые показывают внешнее строение металлов лития и натрия, калия и цезия.

Затем учащиеся сравнивают физические показатели плотности металлов и температуры плавления. Делают вывод о зависимости температуры плавления от плотности металла.

  Li Na K Rb Cs
Плотность металла, г/см3 0,5343 0,971 0,863 1,532 2,44
Температура плавления, 0С 180 98 64 39 27

е). Лабораторная работа (слайд №7). Слайд содержит гиперссылки на видеоролики, которые показывают основные химические свойства щелочных металлов. Учащиеся просматривают видеоролики, анализируют опыты, записывают в индивидуальном листе (Приложение 1) результаты увиденного, химические уравнения.

Данную работу можно провести и лабораторно–демонстрационной.

Оборудование: чашка Петри, газовая горелка, нихромовая петля, лабораторный нож.

Вещества: натрий, калий, литий, вода, хлорид натрия, хлорид калия, хлорид лития.

Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочных металлов.

Опыт № 1 . Взаимодействие натрия с кислородом.
Опыт № 2.Взаимодействие натрия с водой.
Опыт № 3. Взаимодействие лития, натрия, калия с водой.
Опыт № 4. Горение солей лития.
Опыт № 5. Горение солей натрия.
Опыт № 6. Горение солей калия.

Химические уравнения реакций:

2Na + O2 = 2Na2O

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

2K + 2H2O = 2KOH + H2

Вывод: (каждый учащийся делает самостоятельно)

Информационная часть урока:

1. Учитель рассказывает о самых распространенных соединениях щелочных металлов и их применении (слайде № 8).

NaOH – едкий натр, каустическая сода.
KOH – едкое кали
Na2CO3*10H2O – кристаллическая сода
NaHCO3 – пищевая сода
K2CO3 – поташ
Na2SO4*10H2O – глауберова соль

Используют для очистки нефтепродуктов, производства бумаги, мыла, волокон, стекла, удобрений. Применяются в медицине и фармакологии.

2.Учитель рассказывает о применении поваренной соли (слайде №9):

Поваренную соль используют для получения натрия, хлора, гидроксида натрия, соляной кислоты, соды. Применяют в пищевой промышленности, при производстве мыла.

3. Учитель рассказывает о биологической роли натрия и калия (слайде №10).

Ион натрия – внутриклеточный ион, который содержится в крови и лимфе, создаёт в клетках осмотическое давление.

Ион калия – внеклеточный ион, который поддерживает работу сердца и мышц.

Большое количество калия содержится в кураге, сои, фасоли, зеленом горошке, черносливе, изюме.

После просмотра слайдов №8 - 10, учащиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

3..Закрепление.

Для закрепления изученного материала, учащиеся выполняют игровые задания (слайд № 11,12).

1. Определите “лишний” элемент в ряду

а) Fr, K, Cu, Na;
б) P, Li, O, Cl;
в) Al, Ag, Ra, Cs.

Объясните свой выбор.

2. Игра “Крестики – нолики”.

1. Какой металл при взаимодействии с водой образует щелочь?

Si Na Fr
Cu Li Pb
Cs Zn K

2. Определите электронные формулы щелочных металлов

4s2 1s1 2s2
3s1 6s1 2s1
3s23p1 4s1 6s2

4. Проверка знаний.

Тест предназначен для индивидуального контроля усвоения новых знаний. (Приложение 2)

После выставления оценок, учащиеся записывают домашнее задание.

§ 11, задание 1 (письменно), 3 (устно) (слайд №13)

Конец урока.

Презентация