Цели:
- Закрепления знаний о существительных, о написании безударных падежных окончаний.
- Формирование орфографической зоркости.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Эстетическое воспитание.
Оборудование:
- доска,
- цветной мел,
- индивидуальные карточки по вариантам,
- карточки для самостоятельной работы (“Синий вечер”, поэтическая тетрадь),
- цветные карандаши, сигнальные карточки.
1. Организационный момент. Стих “Части речи” “Подсказки на каждый день”.
2. Блицтурнир. Проверим внимание, память, у кого быстрей реакция.
На мои вопросы отвечайте быстро, одним словом.
- Из чего состоит наша речь? (из предложений)
- Из каких небольших частей состоит предложение? (из слов)
- Какая часть слова пишется перед корнем? (приставка)
- Какая часть слова находится между корнем и окончанием? (суффикс)
- Что обозначает имя существительное? (предмет)
- Бывает устная и письменная? (речь)
- Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол)
- Как называется часть слова, (корень)
- Какая часть речи не изменяется? (наречие)
- Какая часть слова, служит для связи слов в предложении? (окончание)
- Какая часть речи пишется раздельно со словами? (предлог)
- Какой член предложения отвечает на вопрос “что делает?”, что обозначает? (сказуемое, действие)
- Какой член предложения отвечает на вопросы кто? что? (подлежащие)
- Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? (существительное), что обозначает? (предмет)
Тема урока “Имя существительные, безударные падежные окончания”.
1. Работаем по плану: (план на доске)
- Почему не иначе?
- Подсказки на каждый день.
- Проверь себя! (с.р.)
- Поэтическая тетрадь.
- Подумай и скажи!
- А это домой!
2. Минутка чистописания.
Откройте тетрадь, сядьте правильно запишите число и классная работа.
Спешите с доски предложение красиво и правильно.
Лень есть дочь богатства и мать бедности. Л. Декурсель.
- Найдите сущ., определите падеж, склонение, где нужно вставьте пропущенные орфограммы.
- Назовите слово где букв столько, сколько звуков? (есть)
3. Словарная работа.
тетрадь тетрадка портфель
- Что это за слова? (часть речи, существительное, обозначает предмет, неодушевленные, нарицательные)
- Назовите общие признаки? (отвечает, на вопрос “что?”, начальная форма существительного)
- Какие имеет различия? (род, склонение)
- Записать эти слова в три столбика.
- А вы знаете, почему называют портфель и тетрадь, а не иначе?
Древние греки для удобства сшивали листы, сложенные вчетверо. Несколько сшитых листов называли тетрадями. Тетра – 4.
Порт – нести, фелъ – лист. Т.е. носить листы, приспособление для переноски листов (французское слово).
4. Работа с доской.
Прочитайте слова:
Ябл...ня, Ябл.. .ко, Площ...дь, Площ......ка, Мыш..., Мышка, Врач..., Доч..., Здесь, Д...чурка, Туш..., Туш...
- Назовите лишнее слово?
- Насколько групп можно разделить эти слова?
- К какой части речи относятся эти слова?
- Как определить склонение сущ.?
- Дописать эти сущ. столбики, которые у вас уже есть? (Самостоятельная работа)
5. Как называется изменение имен сущ. по вопросам?
(склонение или изменение по падежам)
- Сколько падежей в русском языке?
- Какие орфограммы нужно помнить при письме падежных окончаний существительных?
Говорим хором памятку:
Помню даже во сне в П. и Д. пишется Е
И во 2-м склонении в П. падеже
Пишу я без сомнения окончание Е.
А в 3-м склонение
Не ошибись, смотри,
В Р. Д. даже в предложном
Всегда пишу я окончание – И
7. Самостоятельная работа по карточке. (По вариантам) 1мин.
8. Работа по страничке поэтической тетради. (карточка)
Какие орфограммы встретились? (без. гласные, парные согласные, без. падежные окончания, словарные слова) 10 мин.
9. Выписать в тетрадь предложение.
Красит синькою мороз в окнах незабудки.
Разобрать предложение по членам предложения и частям речи?
Предложение простое по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное, по наличию второстепенных членов предложения распространенное. Основа предложения – Мороз красит; красит чем? (синькою) – дополнение (выражен. сущ. в Т.п., ед.ч); красит где? (в окнах) – дополнение (выражен. сущ. в П.п., мн.ч); красит что? – дополнение (выражен. сущ. в В.п., мн.ч).
10. А теперь подумай и скажи.
а) Чтобы это значило? (светлая голова, ходячая энциклопедия).
б) Объясните значения таких старых слов:
Книгочей – любитель книг или библиотекарь
Светелка – это лампа или небольшая комната
Катанки – это валенки или санки
Каракуль – это мех или не понятное письмо.
в) Назови синонимы? Игра “Не зевай”
Родник – Ключ | Жар – Зной | Аромат – Запах |
Игра – Забава | Век – Столетие | Почет – Уважение |
Вьюга – Метель | Товарищ – Приятель, друг | Изменник – Предатель |
Секрет – Тайна | Рубеж – Граница | Работа – Труд |
Удача – Успех | Родина – Отчизна, отечество |
Хорошо потрудились! Ваши карточки проверю. Выставлю оценки.
11. Домашнее задание – упражнение 416.