Конспект урок окружающего мира для учащихся 3-го класса по теме "Превращение воды"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Изучение нового материала.

Цели и задачи:

  • на основе практических знаний ознакомить учащихся с физическими свойствами воды;
  • раскрыть сущность трёх состояний воды в природе;
  • показать цикл движения воды в природе, включающий три её состояния;
  • закрепить знания о свойствах воздуха;
  • развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
  • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;
  • воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности.

Оборудование:

  • ТСО: телевизор, видеомагнитафон;
  • необходимый инструментарий для опыта: спиртовка, холодная вода, штатив, колбы, держатель со стеклом, спички;
  • таблица «Круговорот воды в природе»;
  • карточки со словами отгадками;
  • карточки программированного контроля;
  • видеокассета «Мир вокруг нас».

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

- Садитесь, пожалуйста.

(Создать благоприятную психологическую обстановку).

2. Проверка домашнего задания.

а) Индивидуальный опрос на карточках программированного контроля.

б) Фронтальный опрос.

  • О каком самом главном богатстве Земли мы говорили на прошлом уроке? (О воде).
  • Почему вода – богатство?
  • Что такое вода? (жидкое тело).
  • Кто на доске напишет свойства воздуха?

(1 ученик самостоятельно работает у доски).

  • Кто расскажет о свойствах воды?
  • В чём сходство свойств?
  • В чём различие? (Вода – растворитель).
  • Все ли вещества растворяются в воде? (Не растворяется почва).
  • Что мы наблюдали во время опыта на прошлом уроке?
  • Как можно очистить загрязнённую воду? (С помощью фильтра).
  • Кто объяснит нем, что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
  • Проверьте работу, выполненную учеником у доски. Все ли свойства воздуха указаны?

(После опроса собрать индивидуальные карточки. Попросить дежурного вымыть доску).

3. Объяснение нового материала.

а) Введение в тему.

- Итак, на прошлом уроке мы познакомились со сказочным богатством нашей планеты. Но сказка на этом не заканчивается. В любой сказке, обязательно происходят какие – то чудеса.

  • Вспомните, что случилось с братцем Алёнушки? (Превратился в козлёночка).
  • Что случилось с царевной – лягушкой? (Превратилась в Василису Прекрасную).
  • Гадкий утёнок кем стал? (Превратился в прекрасного лебедя).
  • Что же случается во многих сказках? (Превращения).
  • Вот вы и помогли мне подобрать слово, отражающее тему сегодняшнего урока.
  • Какая же у нас сегодня тема?

На доске вывешивается карточка:

б) Проверка подготовки дополнительного домашнего задания.

- На прошлом уроке я попросила вас подготовить загадки про лёд, снег, дождь, тучу.

- Сама я тоже подготовила для вас загадки.

Что в гору не выкатить,
В решете не унести,
И в руках не удержать.

(Вода).

Меня ждут, не дождутся,
А как увидят – разбегутся.

(Дождь).

Не драгоценный камень,
А весь блестит и светится

(Лёд).

Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух лежу я на полях,
Как алмаз блещу при солнечных лучах.

(Снег).

Закипел наш чугунок,
Из него пошёл дымок.

(Пар).

На доске вывешиваются карточки со словами отгадками:

(Также продемонстрировать лёд на блюдце, воду в колбе).

- Теперь соревнование между рядами в загадывании загадок. Чей же ряд лучше подготовился?

(Дети по очереди загадывают загадки. Учитель ведёт подсчёт).

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, подобрали разнообразные загадки. Больше всего загадок подобрали ребята …. ряда.

- В конце урока вы сами сможете сказать, что объединяет все эти слова отгадки.

в) Объяснение нового материала.

- Итак, тема нашего урока: «Превращение воды».

Сейчас за окошком осень. Всё холоднее по ночам. И вот однажды утром мы видим на лужах первый лёд. Вскоре выпадет и первый снег. Но всё это недолговечно, солнце быстро растопит его…

- И что с ним произойдёт? (превратится в воду).

- Вот оно - первое превращение: лёд и снег превращаются при нагревании в воду. Мы можем в этом убедиться на собственном опыте.

(Показать блюдце, в котором лежал лёд).

- Ребята, подумайте, а обратное превращение возможно?

- Действительно, вода превращается в лёд при нуле градусов и ниже.

- Давайте покажем эту температуру на своих моделях термометров.

- Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, превращаются в снежинки и падают на землю. Так вода превращается в снег. Лёд и снег – это вода в твёрдом состоянии.

- Скажите мне, ребята, а дежурный мыл доску? Тогда она должна быть мокрой, а она сухая.

На наших глазах произошло ещё одно превращение – вода с доски испарилась, то есть превратилась в пар. Пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

- А теперь подумайте и скажите: дождик, это какое состояние воды? (Жидкое).

Составляется таблица на магнитной доске:

- Подведём итог. Кто может рассказать о состоянии воды в природе?

- Кто выйдет к доске и дополнит нашу схему конкретными примерами, воспользовавшись словами отгадками?

4. Физкультминутка.

  • Слушание аудиокассеты «Шум дождя и моря».
  • Релаксация.

5. Первичное закрепление.

Демонстрация опыта.

- Каждое утверждение требует доказательств. Убедимся на опыте.

- Вот в стакане кусочек льда. Я зажигаю спиртовку. Под воздействием тепла лёд превращается в воду.

- Прошло время, вода закипает, испаряется, то есть превращается в пар. Теперь подержим над паром стекло, оно становится влажным, мы видим образовавшиеся капельки воды.

- Итак, лёд превратился в воду, вода в пар, а пар опять в воду, потому что невидимый пар соприкоснулся с холодным стеклом. Получился у нас, ребята, круговорот воды.

Вывешивается карточка:

- Круговорот воды можно наблюдать и в природе. Посмотрим видеофильм.

(Показ кассеты: «Мир вокруг нас»).

6. Закрепление изученного.

- О чём фильм? Что нового узнали?

- Теперь давайте ещё раз все вместе расскажем о круговороте воды в природе. Нам помогут сказочные капельки воды – «Капитошки».

(Вывесить плакат с изображением реки, гор, туч на небе).

- Итак, жило в одном водоёме много маленьких капелек. Тут пригрело солнышко, капельки стали испаряться, то есть превращаться в невидимый пар и подниматься высоко вверх.

(Показ движения капелек на магнитной доске).

- Воздух высоко над землёй всегда холодный. Ведь не случайно на горных вершинах обычно лежит снег и лёд. Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек. Из этих капелек образуются облака. Облака очень лёгкие и ветер переносит их на большие расстояния. Из облаков капельки воды опять возвращаются на землю в виде дождя или снега.

7. Итог урока.

  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Во что может превращаться вода?
  • В каких трёх состояниях находится вода в природе?
  • При каком условии образуется лёд?
  • Отчего лёд может растаять?
  • При каком условии пар превращается в воду?

8. Выставление оценок.

- Ребята, вы молодцы. Очень активно работали на уроке. Оценки получают следующие ребята…..

- Спасибо за работу. Урок окончен.