Тип урока: Изучение нового материала.
Цели и задачи:
- на основе практических знаний ознакомить учащихся с физическими свойствами воды;
- раскрыть сущность трёх состояний воды в природе;
- показать цикл движения воды в природе, включающий три её состояния;
- закрепить знания о свойствах воздуха;
- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;
- воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности.
Оборудование:
- ТСО: телевизор, видеомагнитафон;
- необходимый инструментарий для опыта: спиртовка, холодная вода, штатив, колбы, держатель со стеклом, спички;
- таблица «Круговорот воды в природе»;
- карточки со словами отгадками;
- карточки программированного контроля;
- видеокассета «Мир вокруг нас».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
- Садитесь, пожалуйста.
(Создать благоприятную психологическую обстановку).
2. Проверка домашнего задания.
а) Индивидуальный опрос на карточках программированного контроля.
б) Фронтальный опрос.
- О каком самом главном богатстве Земли мы говорили на прошлом уроке? (О воде).
- Почему вода – богатство?
- Что такое вода? (жидкое тело).
- Кто на доске напишет свойства воздуха?
(1 ученик самостоятельно работает у доски).
- Кто расскажет о свойствах воды?
- В чём сходство свойств?
- В чём различие? (Вода – растворитель).
- Все ли вещества растворяются в воде? (Не растворяется почва).
- Что мы наблюдали во время опыта на прошлом уроке?
- Как можно очистить загрязнённую воду? (С помощью фильтра).
- Кто объяснит нем, что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
- Проверьте работу, выполненную учеником у доски. Все ли свойства воздуха указаны?
(После опроса собрать индивидуальные карточки. Попросить дежурного вымыть доску).
3. Объяснение нового материала.
а) Введение в тему.
- Итак, на прошлом уроке мы познакомились со сказочным богатством нашей планеты. Но сказка на этом не заканчивается. В любой сказке, обязательно происходят какие – то чудеса.
- Вспомните, что случилось с братцем Алёнушки? (Превратился в козлёночка).
- Что случилось с царевной – лягушкой? (Превратилась в Василису Прекрасную).
- Гадкий утёнок кем стал? (Превратился в прекрасного лебедя).
- Что же случается во многих сказках? (Превращения).
- Вот вы и помогли мне подобрать слово, отражающее тему сегодняшнего урока.
- Какая же у нас сегодня тема?
На доске вывешивается карточка:
б) Проверка подготовки дополнительного домашнего задания.
- На прошлом уроке я попросила вас подготовить загадки про лёд, снег, дождь, тучу.
- Сама я тоже подготовила для вас загадки.
Что в гору не выкатить,
В решете не унести,
И в руках не удержать.(Вода).
Меня ждут, не дождутся,
А как увидят – разбегутся.(Дождь).
Не драгоценный камень,
А весь блестит и светится(Лёд).
Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух лежу я на полях,
Как алмаз блещу при солнечных лучах.(Снег).
Закипел наш чугунок,
Из него пошёл дымок.(Пар).
На доске вывешиваются карточки со словами отгадками:
(Также продемонстрировать лёд на блюдце, воду в колбе).
- Теперь соревнование между рядами в загадывании загадок. Чей же ряд лучше подготовился?
(Дети по очереди загадывают загадки. Учитель ведёт подсчёт).
- Молодцы! Вы все хорошо поработали, подобрали разнообразные загадки. Больше всего загадок подобрали ребята …. ряда.
- В конце урока вы сами сможете сказать, что объединяет все эти слова отгадки.
в) Объяснение нового материала.
- Итак, тема нашего урока: «Превращение воды».
Сейчас за окошком осень. Всё холоднее по ночам. И вот однажды утром мы видим на лужах первый лёд. Вскоре выпадет и первый снег. Но всё это недолговечно, солнце быстро растопит его…
- И что с ним произойдёт? (превратится в воду).
- Вот оно - первое превращение: лёд и снег превращаются при нагревании в воду. Мы можем в этом убедиться на собственном опыте.
(Показать блюдце, в котором лежал лёд).
- Ребята, подумайте, а обратное превращение возможно?
- Действительно, вода превращается в лёд при нуле градусов и ниже.
- Давайте покажем эту температуру на своих моделях термометров.
- Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, превращаются в снежинки и падают на землю. Так вода превращается в снег. Лёд и снег – это вода в твёрдом состоянии.
- Скажите мне, ребята, а дежурный мыл доску? Тогда она должна быть мокрой, а она сухая.
На наших глазах произошло ещё одно превращение – вода с доски испарилась, то есть превратилась в пар. Пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.
- А теперь подумайте и скажите: дождик, это какое состояние воды? (Жидкое).
Составляется таблица на магнитной доске:
- Подведём итог. Кто может рассказать о состоянии воды в природе?
- Кто выйдет к доске и дополнит нашу схему конкретными примерами, воспользовавшись словами отгадками?
4. Физкультминутка.
- Слушание аудиокассеты «Шум дождя и моря».
- Релаксация.
5. Первичное закрепление.
Демонстрация опыта.
- Каждое утверждение требует доказательств. Убедимся на опыте.
- Вот в стакане кусочек льда. Я зажигаю спиртовку. Под воздействием тепла лёд превращается в воду.
- Прошло время, вода закипает, испаряется, то есть превращается в пар. Теперь подержим над паром стекло, оно становится влажным, мы видим образовавшиеся капельки воды.
- Итак, лёд превратился в воду, вода в пар, а пар опять в воду, потому что невидимый пар соприкоснулся с холодным стеклом. Получился у нас, ребята, круговорот воды.
Вывешивается карточка:
- Круговорот воды можно наблюдать и в природе. Посмотрим видеофильм.
(Показ кассеты: «Мир вокруг нас»).
6. Закрепление изученного.
- О чём фильм? Что нового узнали?
- Теперь давайте ещё раз все вместе расскажем о круговороте воды в природе. Нам помогут сказочные капельки воды – «Капитошки».
(Вывесить плакат с изображением реки, гор, туч на небе).
- Итак, жило в одном водоёме много маленьких капелек. Тут пригрело солнышко, капельки стали испаряться, то есть превращаться в невидимый пар и подниматься высоко вверх.
(Показ движения капелек на магнитной доске).
- Воздух высоко над землёй всегда холодный. Ведь не случайно на горных вершинах обычно лежит снег и лёд. Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек. Из этих капелек образуются облака. Облака очень лёгкие и ветер переносит их на большие расстояния. Из облаков капельки воды опять возвращаются на землю в виде дождя или снега.
7. Итог урока.
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Во что может превращаться вода?
- В каких трёх состояниях находится вода в природе?
- При каком условии образуется лёд?
- Отчего лёд может растаять?
- При каком условии пар превращается в воду?
8. Выставление оценок.
- Ребята, вы молодцы. Очень активно работали на уроке. Оценки получают следующие ребята…..
- Спасибо за работу. Урок окончен.