Бумаги лист я положу перед собою,
Шаблоны разложу, представлю форму, цвет,
И на одном дыханье краски разведу водою.
Детали отформую, и соберу букет.
В бумажной пластике все слито воедино
Узор морозный, ягодки, цветы.
Фон, как пейзаж ложится дивно,
Вмиг ощущается пространство и воплощение мечты.
Ученье, опыт, все передается
С бумажной пластикой, мы обретаем все азы,
Но в сердце радость остается от творчества, любви и красоты.
В настоящее время стремительно возрастает роль образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом.
Возникла необходимость серьезной модернизации школьного образования, которая предусматривает его качественное изменение. Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы.
Подготовить растущего человека к жизни в обществе – цель общего и дополнительного образования.
Для выпускника школы становятся актуальны проблемы конкурентно способности и успешности на рынке труда. Мировой опыт свидетельствует, что из-за, быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек вынужден несколько раз менять профессию. Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен получить широкий кругозор, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности человека, оценить свои способности и выбрать направление своей профессиональной деятельности.
В документах, касающихся введения профильного обучения в школах России, важная роль отводится деятельности по организации предпрофильного обучения в 9-х классах.
Приложение 1 Мультимедийная презентация элективного курса “Дизайн в технике бумажная пластика”
Элективный курс “Дизайн в технике “бумажная пластика” направлен на достижение следующих целей:
- определение роли бумажной пластики в декоративном творчестве и оформительском искусстве;
- пробуждение интереса к новым, современным направлениям народного творчества;
- освоение специфики работы с материалом (бумагой), инструментами и приспособлениями;
- приобретение знаний о технологии изготовления объемных композиций для оформления квартиры, классов, рекреаций школ и общественных помещений;
- формирование представлений о народном мастере, как творческой личности;
- профессиональное самоопределение.
Элективный курс “Дизайн в технике “бумажная пластика” преследует решение следующих педагогических, методических и профессиональных задач:
- освоение технологии изготовления декоративных изделий из бумаги;
- изучение принципов составления композиции;
- составление схем планируемых и изготовляемых изделий;
- владение специальными терминами в разговорной речи;
- изучение основ цветоведения, приемы работы с цветом, тоном;
- умение рационально использовать материал;
- развитие пространственного представления;
- соблюдение правил техники безопасности при работе с электрическими приборами и колюще-режущими инструментами.
Приложение 2, приложение 3 Буклет “Дизайн в технике бумажная пластика”
Бумажная пластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, смотрятся как произведение искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Они богаты по содержанию и целостны по восприятию.
Первые шаги бумажной пластики настолько просты, что не требуют больших усилий. Как, и из чего сделать красивую работу, чтоб она приносила чувство удовлетворения, гордости за свой труд? Что необходимо для выполнения работы?
Бумажная пластика, как и все виды работ с бумагой, выполняются в определенной последовательности:
- выбор сюжета;
- составление эскиза к картине;
- подбор бумаги по цвету и качеству;
- наложение фона на основу;
- тонирование бумаги;
- изготовление объемных деталей, при помощи инструментов для работы с бумагой;
- раскладывание их на фоне;
- наклеивание деталей на фон;
- оформление готовой работы в рамку.
1. Материалы, инструменты и приспособления
- плотный картон,
- ватман,
- бумага чертежная,
- бумага для рисования,
- клеенка,
- обрезки кожи,
- сухоцветы,
- красители (пищевые, красители водо-растворимые),
- калька,
- копирка,
- нитки,
- тонкая проволока,
- клей ПВА,
- водоэмульсионная краска,
- гуашь,
- скрепки,
- зажимы,
- крупа манная;
- Инструменты:
- линейка,
- угольник,
- карандаш,
- циркуль,
- ножницы,
- нож,
- канцелярский нож,
- шило,
- пинцет,
- ножи для термической обработки бумаги (одинарный, двойной, бульки различного диаметра),
- электрическая плита,
- цветные карандаши,
- кисточки для рисования №1, 7,
- кисточки для клея.
- Приспособления:
- спичечные коробки,
- трубки,
- упаковочная тара из под одеколона, дезодоранта и т.д.,
- рамки,
- пластмассовые флаконы небольших размеров,
- коробки разных размеров для хранения подготовленного материала,
- подушки жесткая и мягкая (изготовленная при помощи войлока или драпа), размером 20х20см,
- подушка с песком (размером 20х20см),
- палочки для размешивания краски, небольшие пластиковые стаканчики для смешивания красок.
- Нож однопазовый
- Булька 5мм
- Булька 10мм
- Булька 15 мм
Подушки – песочная (мягкая), наполненная песком на 2/3 и зачехленная в две наволочки. Войлочная – (полумягкая), выполненная из 3-х слоев войлока или драпа. На мягкой подушке производятся все работы, выполненные бульками, а на полумягкой работаем однопазовым ножом, для термической обработки бумаги.
Нож однопазовый
Булька (d – диаметр шарика)
2. Организация рабочего места
На рабочем столе не должно быть ничего
лишнего.
3. Подготовка к работе
Если вы хотите сделать что-нибудь своими руками, надо сначала выбрать подходящий материал, определить необходимые действия и возможность их выполнения, наличие нужных инструментов, материалов, рабочего места, рассчитать свои силы. Нужно овладеть техникой выполнения этих действий.
Техника - умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.
Прежде чем приступить к работе, следует составить план действий.
В производстве план действий называется технологией.
Для изготовления работ потребуется бумага – ватман. В работе используется белый цвет бумаги и тонированный. Тонированная бумага с набрызгом служит хорошим фоном для будущей работы. Выполняя работы, учащийся не только сможет научиться различать цвет, но и закрепить на практике умение подбирать цвета.
Не ограничивая свободу выбора, напоминайте о разных вариантах цветового решения.
Выбор фона, играет большое значение. Работа получается намного красивее, если ее крепить не на белую бумагу, а на цветной фон (обои, набрызг, рисунок и т.д.)
Фон – цвет основного материала, на котором выполняется работа.
От сочетания цветов фона и деталей зависит выразительность сюжета.
- Летние сюжеты хорошо будут смотреться на желтом, салатовом, голубом фоне.
- Осенние – на сером, коричневом.
- Зимние - на фиолетовом, синем.
Состав для тонирования бумаги для фона и для композиций:
- 3 части - белой водоэмульсионной краски, 1 часть клея ПВА,
краситель (добавляется столько, сколько необходимо для получения желаемого цвета). Если цвет необходимо приблизить к более естественному, природному необходимо добавить гуашь (несколько капель);
- тонирование бумаги пищевыми красителями – красители развести теплой водой, без добавления клея и водоэмульсионной краски и обработать бумагу;
- для изготовления фона – подготовленную поверхность картона затонировать, просушить, затем при помощи зубной щетки, кисточки и гуаши произвести набрызг на поверхность.
4. Композиция
Композиция – соотношение и взаимное расположение частей.
Главный закон композиции заключается в согласовании частей целого. Какое многообразие форм, какая неповторимость в сочетании цветов окружающего мира. Именно у природы учатся великие художники и мастера, придумывая красивые изделия и отражая в условной или причудливой форме деталей бесконечное разнообразие мира.
Лучший способ подчеркнуть особенности деталей – сопоставлять их по принципу контрастов формы и цвета. Рядом с высоким поставить низкое, с округлым угловатое, светлое подчеркнуть темным.
Место и форма каждой детали композиции должны быть определены общим замыслом.
При составлении композиции необходимо учитывать следующее:
- самыми яркими и выразительными должны быть главные детали рисунка;
- основные предметы должны располагаться в центре;
- слишком маленький рисунок потеряется на большом листе;
- деталям рисунка не должно быть тесно.
5. Технология холодной обработки бумаги
Для выполнения работы потребуются материалы: за тонированный ватман, шаблоны для лепестков и листьев цветов, канцелярский нож, ножницы, плотный картон на котором будут выполнены операции по надрезу бумаги, клей ПВА, кисточки для рисования №1,7, гуашь, засушенные растения, веточки и т.д.
При помощи шаблонов переведем детали на подготовленный ватман, аккуратно их вырежем, чтобы не остались следы от карандаша. Вырезанные детали разложим на фоне работы, убедившись, в том достаточное ли количество мы вырезали лепестков и цветов. Фон оформляем в рамку, достаточно приклеить за заднюю стенку рамки.
Любые цветы можно оформить не только плоскостно, но и как объемную аппликацию. Создать видимость объема помогают следующие приемы:
- в центре заготовки ставим точку;
- делим на 4 части, не дорезая 5мл, до центра;
- делим еще пополам, должно получится 16 лепестков (такая заготовка используется в таких цветах как хризантема, ромашка; если цветок в диаметре крупный, то нижний ярус делим на 32 части);
- срезаем уголки (для ромашки – полукругом, для хризантемы – острым углом);
- делаем надрезы по центру канцелярским ножом, на каждом лепестке, затем выгинаем в противоположную сторону;
- по центру каждого листика, проводим острием канцелярского ножа, затем, листик сгибаем;
- отдельные элементы цветка приклеивают только частью своей плоскости;
- цветы в композиции должны быть направлены в одну сторону; или нижние смотрят вниз, центральный – на нас, а верхние – вверх;
- приклеиваем все на клей ПВА;
- готовую работу художественно оформляем при помощи набрызга (см.выше) белой гуашью или водоэмульсионной краской.
6. Термическая обработка бумаги
Для выполнения работы потребуются материалы и инструменты:
Затонированный ватман, ножницы, канцелярский нож, бульки различного диаметра, электрическая плитка с закрытой спиралью, засушенные растения, коробочки маленьких размеров, подушки жесткая – войлок, драп, мягкая – песок, шаблоны листьев и цветов, кисточки для клея, клей ПВА, кисточки для рисования №1,7 и т.д.
Вырезаем детали при помощи шаблонов, и обрабатываем их при помощи горячих инструментов, нагретых на электрической плитке.
Ромашка – цветок состоит из 2 деталей, два круга одинакового диаметра.
в центре круга ставим точку, делим на четыре части, не дорезая до центра - 5мл, еще делим пополам, должно получится 16 лепестков. Затем эти лепестки обрабатываем с одной стороны по краям лепестка одинарным горячим ножом, переворачиваем заготовку и в центре аккуратно приглаживаем булькой, лепестки должны выгнуться. Серединку ромашки изготавливаем из круга меньшего диаметра, обрабатывая его с одной стороны булькой. Затем склеиваем заготовки, стараясь при этом, чтобы надрезы не совпадали.
Мальва – цветок состоит из трех деталей, два круга – одного диаметра и третий – диаметром поменьше. Мальвы обрабатываются с изнаночной стороны одинарным ножом по краям лепестков и полосой в центре. Тычинки выполняются из нарезанной тонко бумаги, скрученной в трубочку. Клеем ПВА слегка смазать краешки тычинок и обмакнуть в подготовленную смесь, для окрашивания тычинок.
Лилия - цветок состоит из шести лепестков, лепестки обрабатываются с изнаночной стороны одинарным ножом по краям лепестков и в центре. Затем внизу лепестка обрабатываем булькой среднего размера. Склеиваем цветок, лепестки должны располагаться равномерно, когда высохнет клей обрабатываем в центре булькой приподнимая лепестки, помогая при этом рукой. Кисточкой №1, рисуем точки внутри лилии, вклеиваем тычинки (см. выше).
Мак – цветок состоит из шести лепестков, лепестки обрабатываются с двух сторон при помощи одинарного ножа и средней бульки. Булькой обрабатываем с одной стороны. Из полоски затонированного черного ватмана, скручиваем змейку в диаметре 1,5 – 2 см., затем режем тонко тонированный ватман, и огибаем змейку по диаметру, тычинки смазываем клеем и посыпаем манной крупой.
Склеиваем между собой подготовленные детали в центре, стараясь размещать круги, не попадая, разрезом друг на друга.
Чашелистики - выполняются для всех цветов одинаково. Берется круг нужного диаметра, и делаются надрезы до центра, круг делим на 8 частей, уголки срезаются остро и обрабатываются канцелярским ножом.
Чашелистики для мака, василька – выполняем термической обработкой. Вырезаем из бумаги овал и булькой нужного размера обрабатываем.
Листья - вырезаем необходимые листья и обрабатываем, горячим способом, одинарным ножом с изнаночной и лицевой стороны, можно только с изнаночной.
Приложение 4, приложение 5,приложение 6 “Технологические карты”>
Состав для окрашивания тычинок:
- 1 столовая ложка манной крупы;
- 1 чайная ложка спиртосодержащего вещества;
- несколько капель красителя.
Спиртосодержащее вещество и краситель смешиваем вместе на палитре, затем на палитру насыпаем горкой манную крупу и медленно вливаем раствор, интенсивно размешивая. Подготовленный материал высушить, и сложить в коробочку. Данный исходный материал хранится очень долго и не теряет своих качеств.
Узелок на память:
- чтобы работа в рамке смотрелась красиво, приподнято – используйте в качестве подставок спичечные коробки, упаковку из - под таблеток, стебли камыша;
- используйте в работах сухоцветы, тесьму;
- создавая картину или композицию, обязательно обрати внимание на сочетание зелени и выбор формы. Плоский лист на картине смотрится “мертвым”. В работе используйте от трех до пяти оттенков зелени.
- надрезая лист, нож ведите плавно с изгибом;
- красиво в работе смотрятся тонко нарезанные полоски бумаги, наклеенные на ребро, при помощи пинцета.
Приложение 7 “Творческий проект учащегося”